Комплексный анализ текста.
1. Определите тему. Отметьте средства, позволяющие это сделать:
а) начало текста;
б) ключевые слова, предложения.
2. Тип текста
3. Укажите синтаксические особенности текста:
А) количество предложений и преобладающие типы предложений;
Б) способ связи предложений;
В) средства связи частей текста, способствующие созданию его смысловой и грамматической цельности;
Г) порядок слов;
Е) лексические повторы, местоимения-замест. союзы
4. Стиль текста
А) охарактеризуйте влияние речевой ситуации на стиль текста (где и с кем происходит общение)
Б) выяснить, к какому функциональному стилю принадлежит текст:
Разговорный или книжный, научный, деловой, публицистический или художественный;
В) найти стилистические средства:
Лексические, словообразовательные, морфологических, синтаксические.
Анализу текста должно предшествовать чтение текста вслух.
(все не могут прочитать вслух, но должны прочитать хотя бы шепотом)
Бунин И.А.
Зеленый цвет морской воды
Сквозит в стеклянном небосклоне,
Алмаз предутренней звезды
Блестит в его прозрачном лоне.
И, как ребенок после сна,
Дрожит звезда в огне деннице,
А ветер дует ей в ресницы,
Чтоб не закрыла их она.
- Автор этого стихотворения Иван Бунин. Понравилось ли вам это стихотворение? Чем?
- Какие чувства вызывает это стихотворение?
( Надежда на то, что новый день принесет счастье…)
- О чем это стихотворение?
(Это поэтическая зарисовка рассвета. Почти каждое слово – образ!)
- Что указывает нам на время суток?
(Предутренняя звезда денница)
- Определите тему. Как бы вы озаглавили стихотворение?
(На рассвете. Под этим названием вышло это стихотворение впервые в 1901 году)
- Есть ли в стихотворении указание на присутствие автора? Можем ли мы все-таки говорить не только о том, что он присутствует, но и о его настроении?
(Вероятнее всего, да. Описание рассвета дается через восприятие автора. Можно говорить и о его лирическом настроении, настроении умиротворения)
- Что же хотел донести до нас автор? Какова идея стихотворения? Основная мысль?
( Как красив и поэтичен рассвет)
- Определите стиль речи.
( Художественный)
- С помощью каких же средств автор всего в восьми строчках стихотворения создает удивительную поэтическую зарисовку?
( Эпитет: стеклянный небосвод
Метафора: зеленый цвет морской воды, алмаз предутренней звезды, прозрачное лоно небосклона, в огне денницы.
- Что означает слово лоно?
(природа), глубина, пространство небосклона.
Сравнение: как ребенок после сна.
Олицетворение: дрожит звезда.
- Что такое денница?
(Денница - устаревшее слово, относится к высокому стилю. Утренняя заря)
- А почему звезда дрожит?
(Наступает рассвет, и звезду то видно, то нет)
- Что за ресницы у звезды?
(Лучи)
- Обратите внимание на первое четверостишие. Какие звуки повторяются чаще всего?
(з-с)
- Что помогает воссоздать звукопись?
(Легкое дыхание ветерка)
Аллитерация – звукопись (повторение согласных для усиления выразительности стиха)
Вывод
- Для чего же автору необходимо столько изобразительно-выразительных средств, чтобы создать образ рассвета?
(Чтобы воздействовать на чувства читателя. Это одна из особенностей поэтического стиля)
- Определите тип речи.
(Описание)
- Можем ли мы использовать для обоснования типа речи общую характеристику самостоятельных частей речи?
Подсчитайте количество каждой самостоятельной части речи отдельно.
Преобладают: 12 существительных+3 местоимения,
5 прилагательных,
5 глаголов.
Таким образом, преобладание существительных и местоимений доказывает, что это описание.
Кроме того, мы можем использовать прием фотографирования.
- Давайте введем в наш комплексный анализ элементы литературного анализа стихотворения.
- Попробуем определить размер стиха.
- Сообщение о размерах стиха.
(Размер стиха – число и порядок чередования ударных и безударных слогов в стопах силлабо-тонического стиха.
Различаются двусложные:
Хорей
Ямб
и трехсложные размеры стиха:
Дактиль
Анапест
Амфибрахий
- Попробуем определить рифму.
_ Какая бывает рифма?
(Кольцевая, смежная, перекрестная)
- Сколько предложений в тексте?
- Что можно сказать о способе связи предложений в тексте?
(Последовательная)
- Что это за связь?
- Что вы можете сказать о порядке слов в предложениях?
(Инверсия)
- Для чего автор использует инверсию?
( Чтобы придать высказыванию большую эмоциональность, выделить, подчеркнуть что-то)
1. [ - =], [ - = ]БСП
2. […,как сравн.оборот, = - ] простое, осложнено сравнительным оборотом
3. [- = ], ( чтоб = -) СПП с придаточным цели
- Орфографический анализ
Вывод
- Какую же художественную мысль проводит автор?
- Какую систему нравственных ценностей утверждает?
|