Официальный сайт avufa 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация

«УРОК В СТАРОРУССКОЙ ШКОЛЕ»

Фото пользователя Марина Юрьевна Задоркина
Размещено: Марина Юрьевна Задоркина - чт, 07/10/2010 - 21:22
Данные об авторе
Автор(ы): 
ЗАВЕДУЮЩАЯ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКОЙ ЗАДОРКИНА МАРИНА ЮРЬЕВНА
Место работы, должность: 
МОУ Уршельская СОШ
Регион: 
Владимирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Уровень образования: 
школы-интернаты, детские дома
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Библиотечное дело
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 
познакомить ребят со старорусской школой, с алфавитами, ввести их в мир ровесников конца 19 – начала 20 века, показать условия их учебы, привлечь к книге как источнику информации.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемое оборудование: 
<!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 <![endif]--><!--[if gte mso 9]> <![endif]--><!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;} <![endif]-->

компьютер, проектор, экран, презентация, длинный стол, лавки, свечи, икона, восковые таблички (20 шт.), писало (20 шт.), гусиные перья, ложки, каша, алфавиты разных времен, горох, розги, колокольчик, Закон Божий, старинные книги, русские рубахи для сценки, заготовки буквиц, листки с древнерусскими словами, фломастеры.

<!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 <![endif]--><!--[if gte mso 9]> <![endif]--><!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;} <![endif]-->

Выставка книг: «Сокровища человечества»

<!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 <![endif]--><!--[if gte mso 9]> <![endif]--><!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;} <![endif]-->

«Истинно глаголю вам: дано печатному слову пребыть не только во времени, но и над временем».

                                                                                                                  А.Н.Лесков

«Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта»   М.А.Шолохов

«Какое богатство мудрости и добра заразительного рассыпано по книгам всех народов и времен…»   Л.Н.Толстой

«Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий и даже основная, чуть ли не единственная цель искусства».      И.А.Гончаров

 

 

 

 

Используемые ЦОР: 

электронная презентация

Краткое описание: 
музейный урок-знакомство со старорусской школой
<!--[if !mso]> v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} <![endif]--><!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 <![endif]--><!--[if gte mso 9]> <![endif]--><!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;} <![endif]-->

Под музыку входят учащиеся (звучат гусли)

 Стихотворение "В старину учились дети" (рассказывает ученик) (приложение 1)

 

(СЛАЙД –заставка из букваря)

Этими удивительными словами открывается наш необычный урок-путешествие в старорусскую школу. Итак, закрываем глаза, считаем до десяти…

(Зажигаем свечи)

 

 

Сценка: "Ученье - свет" (приложение 2)

(ЗВЕНИТ КОЛОКОЛЬЧИК)

Вот мы с вами и перенеслись в старорусскую школу.

(СЛАЙД – АЗБУКА)

И наш первый урок – азбука.

Буквенному письму более 1000 лет. И это тысячелетие отсчитывается от 988 года. Именно в этот год Русь приняла христианство. Стать христианской страной значило стать письменной страной.

А с чьими именами связывают рождение, славянского алфавита? ( Кирилл и Мефодий)

(СЛАЙД – КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ)

Алфавит, созданный братьями Кириллом и Мефодием, является предшественником нашего современного алфавита. Славянскую азбуку называют ГЛАГОЛИЦА И КИРИЛЛИЦА.

(СЛАЙД – ГЛАГОЛИЦА)

 

Немногие в это время знали грамоту – священники и некоторые князья. Первые школы появились в начале 10 века при монастырях.

(СЛАЙД – МОНАСТЫРСКАЯ  ШКОЛА)

Ребята, назовите мне материал, на котором вели переписку простые люди. Правильно, береста. Эти послания принято называть берестяными грамотами.

(СЛАЙД БЕРЕСТЯНАЯ ГРАМОТА)

Очень много, таких посланий найдено в Новгороде археологами. Обрывок такой грамоты, написанной мальчиком в 13 веке, содержит текст, похожий на дразнилку:

н в ж п с н д м к з а т с ц т

е е я и а е у а а а х о е и а .

После расшифровки получается «невежя писа, недума каза, а хто се цита…». Это очень похоже на: «Кто писал не знаю, а я, дурак, читаю».

(СЛАЙД – ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ)

В 11 веке князь Ярослав Мудрый основал первую библиотеку. Летописец рассказывает: «Ярослав же… любил книги и много их переписавши, положил в церкви Святой Софии (в Киеве), которую создал сам».

(СЛАЙД – ИВАН ГРОЗНЫЙ)

 Важнейшим событием в Москве в 15-16 веках было начало обучения грамоте и счету. В годы правления Ивана Грозного появились школы при церквях. В семь часов утра школьный колокол извещал о начале занятий.

(СЛАЙД – СТАРОРУССКАЯ ШКОЛА)


 Ученики были одеты в длинные рубахи, на ногах лапти. В классе стоял длинный стол, за которым сидели 5-6 мальчиков разного возраста. В красном углу висели иконы, к стене была прибита деревянная полка, где лежали рукописные книги. Под ней обычно висели плети и связка березовых веток – розги.

«Розга совсем здоровью не вредит.

  Розга разум детям в голову вгоняет…»

Розгами пороли непослушных учеников, провинившихся и прежде всего не успевающих в учебе. Даже царские дети не избегали такого наказания.

Небольшие слюдяные оконца пропускали тусклый свет. Учили в школах чтению, письму, закону Божьему и церковному пению. Обучение было организовано так, каждый ученик учил наизусть заданный текст и, вызубрив, рассказывал учителю. После чего получал следующее задание. И я вам предлагаю работу с карточками.

(ЗАДАНИЕ – КАРТОЧКИ)  АЗЪ БОУКЫ ВЪДИЯ  (БУКВЫ ЗНАЮ, ИЗУЧАЮ)

                                                ГЛАГОЛИ ДОБРО       (ХОРОШО, ПРАВИЛЬНО)

                                                КАКО ЛЮДИ МЫСЛИТЕ  (ЛЮДИ ДУМАЙТЕ)

                                                РЬЦИ СЛОВО ТВЬРДО   (ПРОИЗНОСИ СЛОВА ЧЕТКО)

Посмотрите, как изменилась речь русского человека, если бы мы с вами перенеслись на машине времени в те далекие времена, то сразу и не поняли бы друг друга. Вот мы и представим, что мы должны расшифровать послание.

(СЛАЙД С ОТВЕТАМИ)

 Ученики должны были соблюдать в школе следующие правила:

(СЛАЙД – ПРАВИЛА)

-указанное учителем место береги, чужого места не занимай и товарищам своим не мешай;

-книжицы добре храни и указательные деревца в них не клади;

- книги свои не очень разгибай и листов в них напрасно не перебирай;

-на уроке сиди смирно, не празднословь, не смейся, глазами не поводи туда и сюда, а, наставив ко вниманию ухо, тихо слушай.

За непослушание за вопросы детей наказывали  не только розгами но и плетью  или стоянием на горохе.

(2-3 человека пробуют стоять на горохе)

Школ становилось больше, росло число грамотных людей. Нужно было много книг. Рукописные книги стоили дорого. Это были настоящие произведения искусства.

(СЛАЙД – СТАРИННЫЕ КНИГИ)

 Переписчики работали над одной книгой по нескольку месяцев. Для переписки 500 страниц требовался 1 год. В старинных рукописях текст писали чернилами, начальные буквы абзацев украшали киноварью (красной краской), а позднее рисунками. Отсюда и пошло название – красная строка. А заглавную букву называли – БУКВИЦА, ее превращали в настоящее чудо.

(СЛАЙД – БУКВИЦА)

 Она украшалась орнаментами, птицами, причудливыми фигурами.

(РАЗДАТЬ ЛИСТЫ С ШАБЛОНАМИ БУКВИЦ)

(СЛАЙД – СТАРИННЫЕ КНИГИ)

После того, как книга была написана, ее крепили к деревянному переплету, затем обтягивали кожей, или дорогой тканью, украшали золотом и драгоценными камнями, прикрепляли застежки, а иногда и замки. Естественно, что такие книги были не по карману простому человеку, а в библиотеках их приковывали цепью, чтобы не могли украсть.

А когда появились первые печатные книги?

(СЛАЙД – ИВАН ГРОЗНЫЙ)

В 16 веке царь Иван Грозный повелел в Москве построить Печатный Двор.

(СЛАЙД – ИВАН ФЕДОРОВ)

Талантливый мастер Иван Федоров, хорошо разбирающийся во многих ремеслах, десять лет работал над устройством первого печатного станка. Он сам отливал формы для букв, сам набирал и правил текст.

(СЛАЙД – КНИГИ И.ФЕДОРОВА)

 В 1574 году первопечатник Иван Федоров издал книгу «Апостол» и первый учебник, открывшую путь к знаниям многим поколениям русских людей, причем он учил не только грамоте, но и правилам поведения. Подумайте, как она называлась? (Азбука). Первые печатные книги называли чудом, удивительным творением рук человеческих.

(СЛАЙД – ПЕТР ПЕРВЫЙ)

 Только Петр 1 взялся за образование. В 1714 году он издал указ об открытии школ, но в них могли обучаться только дети богатых людей. До середины 19 века в России почти не было учебных заведений, доступных для народа: ремесленников, крестьян. Только в 60-е годы 19 века открылись начальные школы и училища для детей «низких» сословий. В основном учителями были священники. К этому времени мало, что изменилось в обучении. Изучали Закон Божий, арифметику, грамоту, азбуку, для первейшего предмета нужно было знать церковно-славянскую азбуку. Кто знает, сколько в ней было букв? 43 буквы.

(СЛАЙД – КИРИЛЛИЦА)

«Аз, буки, веди, глаголь, добро», - хором нараспев тянули ученики вслед за бородатым учителем.

(ЗВЕНИТ КОЛОКОЛЬЧИК)

( В РУКАХ КНИГА «ЗАКОН БОЖИЙ»)

Следующий урок Закон Божий. Дети принимались читать молитвы, это было сложным занятием, т.к. не только буквы, но и слова, и сама речь в те далекие времена были совершенно другими. Послушайте отрывок из этой книги.

Цель этого прослушивания будет заключаться в том, чтобы уловить своеобразие старой русской речи, ее плавность и текучесть.

ЧИТАЕМ НЕБОЛЬШОЙ ОТРЫВОК

После чтения молитв и жития святых, ровно в полдень наступала перемена.

Перерыв на обед! Скажите, какая еда является исконно русской? Правильно, каша. Вы слышали когда-нибудь такое слово «однокашники»? Как вы думаете, кого так называют? Оказывается, что это тоже связано со старорусской школой, т.к. во время перемены все ученики класса ели одну кашу из глиняного горшка, это стало как бы символом единства коллектива школьников и впоследствии те, кто учился в одном классе стали называться «однокашниками».

Вот и мы, сейчас попробовав общей каши, станем не только одноклассниками, но и однокашниками.

ПРОБУЕМ КАШУ

Звенит колокольчик. Перемена закончилась и мы снова на уроке.

УРОК ПИСЬМА

На уроке грамоты дети писали на восковых дощечках специальными палочками, которые назывались – ПИСАЛО.

(СЛАЙД – ГУСИНОЕ ПЕРО, ЧЕРНИЛЬНИЦА, ПЕСОЧНИЦА)

 Позднее стали писать гусиными перьями, очень редко, лебедиными, а в одной рукописи упоминается перо павье – павлинье. Но писарю нужны были не только перья, но и небольшие ножи. Как вы думаете для чего? А как их стали называть? Правильно, перочинными.

Для письма использовались чернила, изготовленные из особых наростов на листьях дуба, поврежденных насекомыми-вредителями, их называли чернильными орешками.

До нас дошли бесценные свитки летописей и принадлежности для письма, которыми пользовались в то время: гусиные перья, чернильницы, песочницы. Как вы думаете, для чего нужна была, песочница? ( Песок, выполнял роль промакашки, после высыхания его стряхивали)

Ребята, сейчас каждый из вас напишет свое имя на восковой дощечке.

(РАЗДАЕМ ДОЩЕЧКИ И ПИСАЛО)

ЗВЕНИТ КОЛОКОЛЬЧИК

Последним уроком была арифметика.

СЛАЙД С НАРИСОВАННОЙ ЗАДАЧЕЙ

Решим старинную задачу: Купец купил 100 аршин ткани по 3 рубля за аршин. Продавал он ткань по 5 рублей за аршин. Какую прибыль получал купец, если 25 рублей из этих денег он заплатил приказчику?

Что такое аршин? Мера длины. А какие старинные меры длины вы знаете?

РАБОТА С ТАБЛИЦАМИ РУССКИХ МЕР.

ЗВЕНИТ КОЛОКОЛЬЧИК

Вот и закончились уроки в старорусской школе, которые длились 8 часов. Мы многое узнали, вспомнили первых учителей Кирилла и Мефодия, которые «по свету рассеивали и всем раздавали духовную пищу» - знания. Мы должны гордиться, что такие великие люди, как Ярослав Мудрый, Иван Федоров жили и творили именно в нашей стране. Возможно, и вы сумеете прославить Россию, свою родину выдающимися заслугами. Но для этого нужно приобретать как можно больше нужных и полезных знаний, черпайте их из книг, именно в книгах собрана вся мудрость предыдущих поколений, которая в любую минуту готова открыть для вас все свои богатства.

 

 


»  Тэги к этому документу:

Оценка материала

...
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн