Размещено: Мария Андреевна Мартыш - вт, 28/09/2010 - 17:33
Ход урока
1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
(Звучит фонограмма «Во поле береза стояла»)
Учитель Музыки:
- Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок и все на этом уроке у нас будет необыкновенным: два учителя – музыкант и художник, большой экран вместо доски, много музыки. Мы узнаем, как появился сарафан и какой след он оставил в русской душе.
Учитель ИЗО:
- А поможет нам в этом музыка и живопись, а также гости, которых мы ждем с минуты на минуту. Да вот и они!
2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
А) Театрализованное представление
Выход учащихся в русских народных костюмах под фонограмму
1-й ученик:
- Представление начинается,
Сюда все приглашаются.
Билетик купите, к нам заходите!
2-ой ученик:
- Кто к нам зайдет, тот в рай попадет.
А кто не зайдет, со скуки пропадет.
1-й ученик:
- У нас гуляний немало, а такого шуму и гаму еще не бывало.
А посему пора урок начинать!
2-ой ученик:
- Ой, какая ты ж ты сегодня красивая, видно и правда на праздник собралась, в самое лучшее наряжалась. Только я забыл, как твоя одежда называется? (показывает на сарафан)
(Ответы учащихся)
1-й ученик:
Верно. А что представляет собой сарафан?
(Длинное, прямое платье без рукавов)
Б) РАБОТА С ИКТ
Учитель ИЗО:
- Правильно. Испокон веков образ русской красавицы вдохновлял художников на создание картин, где главной фигурой была русская женщина.
- Теперь вспомните и назовите, как в русских народных сказках зовут – величают красавиц?
- Как, вы думаете, одеждой какого сословия был сарафан, когда он только появился на свет?
(Одеждой крестьян)
Учитель ИЗО:
- Нет. Сначала сарафан был одеждой женщин из царской семьи и знатных боярынь.
Только им разрешалось носить эти наряды из дорогих заморских тканей – шелка, бархата, парчи. Сарафаны знатных женщин богато украшались вышивкой, драгоценными камнями. В орнаментах в основном использовались элементы растений, стилизованные изображения солнца и так называемые орнаменты – обереги.
Д) РАБОТА СО СЛОВОМ
- Что такое «оберег», от какого слова произошло?
В конце 17 века сарафан еще не был крестьянской одеждой. Но вот наступает Петровская эпоха. Царь «прорубает окно в Европу», строит корабли, стрижет боярам бороды, вводит европейскую одежду. В России появляются фабрики, на которых ткут шелковые ткани, но дворяне не хотят покупать их для своего «европейского платья» - они предпочитают выписывать материю из–за границы. Выходит, что российские шелкоткацкие фабрики будут работать зря?
«Нет» - решает вступившая к тому времени на престол Екатерина и разрешает всему населению России – кроме дворян! – носить «старо-боярскую» одежду, в том числе и сарафан. Так сарафан стал народной одеждой.
- А теперь, вспомните, какой цвет был на Руси синонимом красивого?
(Красный)
Учитель ИЗО:
- Действительно, «красная девица», «красное солнышко» - так называли в народе что–то красивое.
Вы уже поняли, что цвета нарядов – это своеобразный язык, который был понятен всем.
Учитель Музыки:
- Во многих песнях можно было по цвету одежды догадаться о сюжете песни.
А о каком событии идет речь, если первая строчка песни звучит так:
- Не шей ты мне, матушка,
Красный сарафан.
- Конечно, о свадьбе. Молодцы! Давайте послушаем фрагмент песни «Красный сарафан» и убедимся в этом.
(Прослушивание фрагмента)
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Учитель ИЗО:
- А сейчас мы вам, ребята, предлагаем самим украсить сарафаны. Вспомните, какие бывают узоры, где они обычно размещены на сарафане.
4. РАБОТА НАД ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫМИ НАВЫКАМИ
Учитель Музыки:
- Сегодня мы говорим о сарафане не только всерьез, но и в шутку. Давайте споем шуточную песенку «Во кузнице».
(Исполнение песни с движениями)
ВО КУЗНИЦЕ
Русская народная песня
Во ку, во кузнице
Во ку, во кузнице
Во кузнице молодые кузнецы,
Во кузнице молодые кузнецы.
Они, они куют,
Они, они куют,
Они куют – приговаривают,
Они куют – приговаривают.
Сорвем, сорвем, Дуня,
Сорвем, сорвем, Дуня,
Сорвем, Дуня, лопушок, лопушок,
Сорвем, Дуня, лопушок, лопушок.
Сошьем, сошьем Дуне,
Сошьем, сошьем Дуне,
Сошьем Дуне сарафан, сарафан,
Сошьем Дуне сарафан, сарафан.
Учитель Музыки:
- Как, вы думаете, почему я назвала эту песню шуточной?
(У нее задорная мелодия, быстрый темп, смешные слова)
- Вспомните, пожалуйста, из чего сшили сарафан Дуне?
(из лопуха)
- Молодцы, вы очень внимательные.
6. ИТОГ УРОКА
А) ВЫСТАВКА РАБОТ
(раскрашенные сарафаны наклеиваются на лист с нарисованными девушками в хороводе)
Учитель ИЗО:
- Итак, сарафан мы сшили. Ребята, скажите, что вас, сегодня вдохновляло на работу?
(Картины и музыка)
Учитель Музыки:
- А, что было центром, что объединяло и музыку, и картины, и ваши работы?
(Сарафан)
Учитель ИЗО:
- Тогда можно смело сказать о том, что русский сарафан оставил значительный след в душе русского народа. И чтобы вы иногда вспоминали о нашем уроке, мы предлагаем нашу картину разместить в классе, и пусть она поднимает вам настроение своими яркими красками.
Б) ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Восстановить слова песни по памяти и записать их в тетрадь