Официальный сайт aquaexpert 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация


Бумажкам.Нет!


«Дети пришли на первый урок искусства». Из опыта работы.

Размещено: Наталья Николаевна Ермоленко - сб, 11/09/2010 - 23:29
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ермоленко Н.Н.
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ № 15" г.Энгельс, учитель ИЗО
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Уровень образования: 
специальное (коррекционное) образование
Уровень образования: 
школы-интернаты, детские дома
Уровень образования: 
начальное профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Класс(ы): 
1 класс
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
Педагогика
Предмет(ы): 
Психология
Цель урока: 
Определение уровеня развития учеников, умения доверяться воображению; развитие интереса к предмету; развитие композиционного мышления, художественного вкуса; воспитание умственных и волевых усилий, концентрации внимания, логичности и развитого воображения; ориентации обучающихся на самопознание, саморазвитие и самореализацию
Краткое описание: 
Работа направлена на совершенствование технологии обучения и воспитания с целью ориентации обучающихся на самопознание, саморазвитие и самореализацию.

 

«Дети пришли на первый урок искусства». Из опыта работы.
 
Работа направлена на совершенствование технологии обучения и воспитания с целью ориентации обучающихся на самопознание, саморазвитие и самореализацию.
 
Первые дни пребывания в школе ребенку тревожно. Я, как учитель, снимаю эту напряженность, закрепив за каждым учеником состояние радостного открытия. Благодаря эмоциональному подъему открываются резервные возможности, о которых ни сам ребенок, ни его родители даже не подозревают. Мой опыт работы показывает, что самый верный тон общения с детьми- это тон доверия, сопереживания, радости по отношению к успехам ребенка. Очень важным считаю, чтобы установился контакт между мной, ребенком и родителями. Выхожу на доверительное общение, сотворчество.
По первым же ученическим работам я определяю уровень развития, умение доверяться воображению, и в соответствии с результатами анализа рисунков, планирую работу со всем классом. Тестовую работу «Моя семья», «Автопортрет» анализирую с психологом. Его советы учитываю обязательно.
 
Если посмотреть на шедевры первоклассников внимательно, можно многое узнать о внутреннем мире ребенка, его чувствах, восприятии, отношении к людям.
 
Изучая рисунки на заданную тему, психологи разработали специальные тесты и серьезные диагностические методики. Их называют проективными, от слова «проекция»- человек переносит, проецирует неосознанные аспекты своей души на объект, не имеющий непосредственного к нему отношения.
Когда ребенок рисует, он неконтролируемо изливает на бумагу свои эмоции, переживания, проблемы, которые не умеет еще решить самостоятельно. Конечно, с абсолютной точностью расшифровать рисунок может только профессиональный психолог, однако есть общие моменты, по которым и вы можете кое-что узнать для себя о своих учениках, если внимательно ознакомитесь с их шедеврами.
 
Предложим учащимся тему для рисунка – «Моя семья». Когда работа будет закончена, внимательно ее изучите, вы многое узнаете о том, как ребенок воспринимает взаимоотношения в семье и свою роль в  ней. Рисуя родных, ученик, как правило, четко определяет место каждого, наделяя все фигуры персональными и только им присущими качествами. Например, если ребенок кого-то нарисовал с дополнительными деталями (бантики, воздушные шарики, игрушки, украшения), это говорит об особой любви и привязанности ребенка к такому человеку. Если ученик рисует опущенные руки со сжатыми кулачками, это может означать пессимистический настрой, безнадежность, страх или агрессивность. Если руки людей подняты вверх, ребенок положительно настроен, весел и уверен. Когда все члены семьи держатся друг за друга, улыбаются, это говорит о том, что ребенок спокоен, воспринимает все окружение сплоченным, дружным. Чтобы проинтерпретировать подробности и детали рисунка, обратите внимание на следующие моменты.
  1. Размер и расположение рисунка на листе. Неуверенные в себе дети и ребята с повышенной тревожностью располагают рисунок не на всем пространстве листа, а только на какой-то его части. Эти ученика часто перерисовывают то, что нарисовали, стирают детали, которые им не понравились, очень нервничают в процессе работы.
  2. Фигуры людей. Дети часто изображают отца большим, крепким, сильным. Это значит, что отец ассоциируется с материальной властью в семье. Если папа слишком велик по сравнению с мамой и соотношение их тел чрезмерно нарушены, это говорит о том, что роль матери в семье принижается, возможно, существуют проблемы в отношениях родителей. То же можно сказать, когда изображение папы слишком маленького размера. Идеально, если папа с мамой нарисованы в одном стиле и пропорции их фигур сохранены.
  3. Контуры линий. Счастливый и уверенный в себе ребенок рисует жирные четкие линии- сильно, от души, без сомнений. Нерешительный ученик, наоборот, выберет не очень яркие цвета и нарисует, едва касаясь бумаги. Такой ребенок не станет привлекать к себе лишнее внимание, его картинка будет блеклой и невыразительной. Если ребенок склонен к агрессии, он может часто непроизвольно ломать грифель, слишком сильно надавливая на него, прорывая лист. Мягкий по характеру ребенок будет использовать много извилистых тонких плавных линий. Дети с волевым характером, уверенные и самостоятельные отдадут предпочтение прямым линиям и четким углам. Они редко будут использовать кружочки и овальные формы- такие несерьезные «художества» не для них.
  4. Выбор цвета говорит об эмоциональном состоянии. Если мир ребенка «полон радуги», значит, у него хорошее настроение. Если же ученик выполнил набросок в мрачных (серых, темно-синих, черных тонах)- это свидетельствует о плохом настроении и сниженном эмоциональном состоянии.
  5. Изучите состав семьи- очень важно, насколько он соответствует реальности. Может кого-то ученик «забыл» нарисовать? Скорее всего, это тот, кого в семье не уважают, не ценят, с кем идет негласная вражда. Или, наоборот, включил в состав своей семьи постороннего? Можно расспросить ребенка, почему он так нарисовал и вы узнаете много нового о его семье, чего не заметили бы никогда. Малыш может не нарисовать того, с кем у него конфликт, или того, кого больше всех боится. Или изобразить на рисунке деда, живущего в другом городе, но ребенок его очень любит и считает членом соей семьи. А может, он нарисовал папу, у которого уже давно другая семья, но ребенок скучает по нему и хочет, чтобы он вернулся. Бывает, что на рисунке ребенка присутствуют два папы (родной и отчим), потому что он любит их обоих и обоих причисляет к членам своей семьи. Очень часто дети не рисуют своих братьев и сестер, если ревнуют родителей к ним, если есть конкуренция за внимание и любовь.
  6. Ученик нарисовал себя? Если ребенок изобразил себя где-то в уголке, отдельно или спиной к остальным членам семьи- скорее всего, он чувствует себя очень одиноко, страдает от дефицита внимания и любви. Еще тревожнее, когда ребенка совсем нет на картинке. Бывает, что ученик нарисовал только себя. Вероятно, он- маленький эгоист, привыкший быть объектом всеобщей заботы. Конечно, смысл порой иной- просто ребенок имел в виду что-то другое (например, что на рисунке он спрятался или первый из всех ушедших за грибами вышел из леса на картинку). Любые интерпретации всегда должны вестись параллельно с обсуждением. Однозначного универсального ответа о значении символов и признаков в рисунке просто нет.
  7. Размеры фигур на рисунке. По их величине и расположению можно судить о том, как ребенок воспринимает взаимоотношения в семье и как сам относится к этим людям. Если кто-то из домочадцев, изображенных на рисунке, выше всех ростом, то он не только самый значимый для ребенка член семьи, но и, скорее всего, главный человек в семье (с точки зрения ученика). Самый маленький и неяркий- наоборот. Люди, которых ребенок нарисовал ближе всего к себе, вероятно, наиболее любимые. Приятные и близкие.
  8. Выражение лиц – они грустны и печальны, или все веселы и радостны. Пусть ученик объяснит, почему у них такое настроение, о чем они думают и чего хотят. Это даст богатый материал для размышлений.
  9. Отдельные части тела –как они нарисованы? Реалистично или схематично и неточно? Голова означает разум, интеллект, контроль. Если ученик как-то по-особенному прорисовывает голову, это может значить, что в его воспитании чрезмерно большое значение уделяется разуму, а не душе. Уши отвечают за способность слушать и слышать, воспринимать информацию, чужое мнение , критику. Рот- это способность выражать свои интересы, отстаивать права. Тело человека в рисунке символизирует чувства, эмоциональное состояние. Если оно маленькое или худое, а голова, наоборот, слишком большая, это говорит о явном навязанном ребенку приоритете мысли над чувствами. Руки на рисунке символизируют способность устанавливать контакт с близкими людьми. Ноги означают свободу передвижения в мире: если они большие, «налитые», воспринимаются как тяжелые, вкопанные, это может значить, что ребенок чувствует себя прикованным к одному месту, зависимым.
 
Проанализируйте это!
 Если, изучив рисунок ученика, узнали что-то, вызвавшее у вас беспокойство и тревогу, не спешите расстраиваться. Все может быть совсем не так- например, ребенок отобразил в рисунке свое сиюминутное настроение.
Накануне он мог поссориться с братом и потому нарочно нарисовал его черным страшным уродцем с рогами. Это вовсе не значит, что брат ему ненавистен. Или вчера по телевизору увидел страшную сцену, которая его сильно взволновала, и все люди получились с широко открытыми ртами, в панике. И это вовсе не значит, что он так воспринимает внутрисемейные отношения.
Во-первых, все замеченное надо обсудить с самим автором. Только аккуратно, не высмеивая, не навязывая своего мнения. Во-вторых, такую диагностику можно провести еще раз через какое-то время. А вот если результат повторился, это уже о чем-то говорит и тогда лучше всего поговорить с родителями и посоветовать обратиться за консультацией к профессиональному психологу.
 
Дерзайте, рисуйте и , вооружившись знаниями, познавайте мир ребенка.
До встречи!

 

«Дети пришли на первый урок искусства». Из опыта работы.

 

Работа направлена на совершенствование технологии обучения и воспитания с целью ориентации обучающихся на самопознание, саморазвитие и самореализацию.

 

Первые дни пребывания в школе ребенку тревожно. Я, как учитель, снимаю эту напряженность, закрепив за каждым учеником состояние радостного открытия. Благодаря эмоциональному подъему открывабтся резервные возможности, о которых ни сам ребенок, ни его родители даже не подозревают. Мой опыт работы показывает, что самый верный тон общения с детьми- это тон доверия, сопереживания, радости по отношению к успехам ребенка. Очень важным считаю, чтобы установился контакт между мной, ребенком и родителями. Выхожу на доверительное общение, сотворчество.

По первым же ученическим работам я определяю уровень развития, умение доверяться воображению, и в соответствии с результатами анализа рисунков, планирую работу со всем классом. Тестовую работу «Моя семья», «Автопортрет» анализирую с психологом. Его советы учитываю обязательно.

 

Если посмотреть на шедевры первоклассников внимательно, можно многое узнать о внутреннем мире ребенка, его чувствах, восприятии, отношении к людям.

 

Изучая рисунки на заданную тему, психологи разработали специальные тесты и серьезные диагностические методики. Их называют проективными, от слова «проекция»- человек переносит, проецирует неосознанные аспекты своей души на объект, не имеющий непосредственного к нему отношения.

Когда ребенок рисует, он неконтролируемо изливает на бумагу свои эмоции, переживания, проблемы, которые не умеет  еще решить самостоятельно. Конечно, с абсолютной точностью расшифровать рисунок может только профессиональный психолог, однако есть общие моменты, по которым и вы можете кое-что узеать для себя о  своих учениках, если внимательно ознакомитесь с их шедеврами.

 

Предложим учащимся тему для рисунка – «Моя семья». Когда работа будет закончена, внимательно ее изучите, вы могое узнаете о том, как ребенок воспринимает взаимоотношения в семье и свою роль в  ней. Рисуя родных, ученик, как правило, четко определяет место каждого, наделяя все фигуры персональными и только им присущими качествами. Например, если ребенок кого-то нарисовал с дополнительными деталями (бантики, воздушные шарики, игрушки, украшения), это говорит об особой любви и привязанности ребенка к такому человеку. Если ученик рисует опущенные руки со сжатыми кулачками, это может означать пессимистический настрой, безнадежность, страх или агрессивность. Если руки людей подняты вверх, ребенок положительно настроен, весел и уверен. Когда все члены семьи держатся друг за друга, улыбаются, это говорит о том, что ребенок спокоен, воспринимает все окружениесплоченным, дружным. Чтобы проинтерпретировать подробности и детали рисунка, обратите внимание на следующие моменты.

  1. Размер и расположение рисунка на листе. Неуверенные в себе дети и ребята с повышенной тревожностью располагают рисунок не на всем пространстве листа, а только на какой-то его части. Эти ученика часто перерисовывают то, что нарисовали, стирают детали, которые им не понравились, очень нервничают в процессе работы.
  2. Фигуры людей. Дети часто изображают отца большим, крепким, сильным. Это значит, что отец ассоциируется с материальной властью в семье. Если папа слишком велик по сравнению с  мамой и соотношение их тел чрезмерно нарушены, это говорит о том, что роль матери в семье принижается, возможно, существуют проблемы в отношениях родителей. То же можно сказать, когда изображение папы слишком маленького размера. Идеально, если папа с мамой нарисованы в одном стиле и пропорции их фигур сохранены.
  3. Контуры линий. Счастливый и уверенный в себе ребенок рисует жирные четкие линии- сильно, от души, без сомнений. Нерешительный ученик, наоборот, выберет не очень яркие цвета и нарисует, едва касаясь бумаги. Такой ребенок не станет привлекать к себе лишнее внимание, его картинка будет блеклой и невыразительной. Если ребенок склонен к агрессии, он может часто непроизвольно ломать грифель, слишком сильно надавливая на него, прорывая лист. Мягкий по характеру ребенок будет использовать много извилистых тонких плавных линий. Дети с волевым характером, уверенные и самостоятельные отдадут предпочтение прямым линиям и четким углам. Они редко будут использовать кружочки и овальные формы- такие несерьезные «художества» не для них.
  4. Выбор цвета говорит об эмоциональном состоянии. Если мир ребенка «полон радуги», значит, у него хорошее настроение. Если же ученик выполнил набросок в мрачных (серых, темно-синих, черных тонах)- это свидетельствует о плохом настроении и сниженном эмоциональном состоянии.
  5. Изучите состав семьи- очень важно, насколько он соответствует реальности. Может кого-то ученик «забыл» нарисовать? Скорее всего, это тот, кого в семье не уважают, не ценят, с кем идетнегласная вражда. Или, наоборот, включил в состав своей семьи посторонного? Можно расспросить ребенка, почему он так нарисовал и вы узнаете много нового о его семье, бчего не заметили бы никогда. Малыш может не нарисовать того, с кем у него конфликт, или того, кого больше всех боится. Или изобразить на рисунке деда, живущего в другом городе, но ребенок его очень любит и считает членом соей семьи. А может, он нарисовал папу, у которого уже давно другая семья, но ребенок скучает по нему и хочет, чтобы он вернулся. Бывает, что на рисунке ребенка присутствуют два папы (родной и отчим), потому что он любит их обоих и обоих причисляет к членам своей семьи. Очень часто дети не рисуют своих братьев и сестер, если ревнуют родителей к ним, если есть конкуренция за внимание и любовь.
  6. Ученик нарисовал себя? Если ребенок изобразил себя где-то в уголке, отдельно или спиной к остальным членам семьи- скорее всего, он чувствует себя очень одиноко, страдает от дефицита внимания и любви. Еще тревожнее, когда ребенка совсем нет на картинке. Бывает, что ученик нарисовал только себя. Вероятно, он- маленький эгоист, привыкший быть объектом всеобщей заботы. Конечно, смысл порой иной- просто ребенок имел в виду что-то другое (например,  что на рисунке он спрятался или первый из всех ушедших за грибами вышел из леса на картинку). Любые интерпретации всегда должны вестись параллельно с обсуждением. Однозначного универсального  ответа о значении символов и признаков в рисунке просто нет.
  7. Размеры фигур на рисунке. По их величине и асположению можно судить о том, как ребенок воспринимает взаимоотношения в семье и как сам относится к этим  людям. Если кто-то из домочадцев, изображенных на рисунке, выше всех ростом, то он не только самый значимый для ребенка член семьи, но и, скорее всего, главный человек в семье (с точки зрения ученика). Самый маленький и неяркий- наоборот. Люди, которых ребенок нарисовал ближе всего к себе, вероятно, наиболее любимые. Приятные и близкие.
  8. Выражение лиц – они грустны и печальны, или все веселы и радостны. Пусть ученик объяснит, почему у них такое настроение, о чем они думают и чего хотят. Это даст богатый материал для размышлений.
  9. Отдельные части тела –как они нарисованы? Реалистично или схематично и неточно? Голова означает разум, интеллект, контроль. Если ученик как-то по-особенному проприсовывает голову, это может значить, что в его вопитании чрезмерно большое значение уделяется разуму, а не душе. Уши отвечают за способность слушать и слышать, воспринимать информацию, чужое мнение , критику. Рот- это способность выражать свои интересы, отстаивать права. Тело человека в рисунке символизирует чувства, эмоциональное состояне. Если оно маленькое или худое, а голова, наоборот, слишком большая, это говорит о явном навязанном ребенку приоритете мысли над чувствами. Руки на рисунке символизируют способность устанавливать контакт с близкими людьми. Ноги означают свободу передвижения в мире: если они большие, «налитые», воспринимаются как тяжелые, вкопанные, это может значить, что ребенок чувствует себя прикованным к одному месту, зависимым.

 

Проанализируйте это!

 Если, изучив рисунок ученика, узнали что-то, вызвавшее у вас беспокойство и тревого, не спешите расстраиваться. Все может быть совсем не так- например, ребенок отобразил в рисунке свое сиюминутное настроение.

Накануне он мог поссориться с братом и потому нарочно нарисовал его черным страшным уродцем с рогами. Это вовсе не значит, что брат ему ненавистен. Или вчера по телевизору увидел страшную сцену, которая его сильно взволновала, и все люди получились с широко открытыми ртами, в панике.  И это вовсе не значит, что он так воспринимает внутрисемейные отношения.

Во-первых, все замеченное надо обсудить с самим автором. Только аккуратно, не высмеивая, не навязывая своего мнения. Во-вторых, такую диагностику можно првести еще раз через какое-то время. А вот если результат повторился, это уже о чем-то говорит и тогда лучше всего поговорить с  родителями и посоветовать обратиться за консультацией к профессиональному психологу.

 

Дерзайте, рисуйте и , вооружившись знаниями, познавайте мир ребенка.

До встречи!

 


»  Тэги к этому документу:

Оценка материала

...
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн