Эпиграф урока: Даже самый серьёзный самый деловитый человек, когда говорит об этом всемирно известном мальчике, начинает улыбаться и глаза его добреют.
И. Ильф и Е. Петров
Вступительное слово учителя: прочитайте внимательно эпиграф к нашему уроку и скажите, о каком мальчике идёт речь и соответственно о каком произведении будет наша беседа.
Конечно, этот мальчик– Том Сойер и обсуждать и анализировать мы с вами сегодня будем произведение Марка Твена «Приключения Тома Сойера»
2.Объявление темы урока:
Цель нашего занятия – выяснить, каким же был Том Сойер, как автор относится к нему и другим своим героям, а так же какими приемами пользовался автор, чтобы вызвать интерес у читателя к этому произведению.
3. Разминка:
-К какому литературному жанру относится произведение «Приключения Тома Сойера»?
-Что такое повесть?
-Какими по тематике бывают повести?
-Какими же особенностями отличается приключенческая повесть?
А для начала давайте проведём маленькую разминку – викторину для самых внимательных
nВ каком городе жил Том Сойер? (Санкт-Петербург)
nКакого цвета была краска, которой белили забор?(белого)
nКто слушал однажды предсмертные стоны Тома Сойера?(Сид Сойер)
nСколько костюмов было у Тома Сойера?( Два: повседневный и нарядный)
nЗачем Том и Гек отправились ночью на кладбище? (выводить бородавки )
nЧто такое «болеутолитель», кто его попробовал и что из этого вышло?(кот)
nКакую болезнь выдумал Том, чтобы не идти в школу? (гангрена)
nЗа сколько жёлтых билетиков давали Библию? (за десять)
nЧто изменилось в жизни Гека после нахождения клада? (его усыновила вдова Дуглас)
4.Проверка домашнего задания:
К сегодняшнему уроку вы должны были создать иллюстрации к понравившимся эпизодам повести и объяснить свой выбор. (цель: определить, что явилось определяющим фактором при выборе эпизода)
5. Биография автора
В течение нескольких уроков мы с вами изучали отрывки из замечательного произведения Марка Твена «Приключения Тома Сойера». Перед тем, как продолжить анализировать произведение, нам необходимо вспомнить о главных вехах в жизни создателя этой повести (сообщение Михайловой А.)
Выставка книг
Из книг, которые вы принесли к этому уроку, мы смогли составить целую выставку. Здесь и рассказы, и повести, и романы, книги для взрослых и детей. Это только показывает нам, каким разносторонним писателем был Марк Твен.
6. Работа по карточкам:
Перед вами карточки, на которых вы видите композицию сюжета повести. Но эта композиция нарушена. Вам необходимо восстановить её, проставив номера эпизодов по порядку.
7. Физкультминутка
8. Дифференцированная работа:
Описать образ и показать отношение автора к герою.
üВозраст героя.
üВнешний облик, черты характера.
üНайти в тексте и зачитать слова, показывающие отношение автора.
(какими словами автор подчеркивает своё отношение)
1 группа: Том,
2 группа: Гек,
3 группа: Сид
4 группа: тётя Полли
Время выполнения работы (3 – 4 мин)музыка
Один из эпизодов наши ребята даже решили инсценировать.
9. Показ инсценировки
Цель: что особенного в общении , в речи ребят и можно ли эти особенности назвать особенностями приключенческой повести
10. Работа над тестом
Наш урок - это урок – обобщение . А поэтому, чтобы узнать, как же вы поняли всё то, о чём, мы сегодня говорили, что обсуждали, насколько интересно вам было работать, вы поработаете над небольшим тестом.
1.Что такое «псевдоним»?
- литературное имя
- профессия
- обращение к автору
2. Каково настоящее имя и фамилия Марка Твена?
- Сэмюэль Робинс
- Сэмюэль Клеменс
- Сэмюэль Тэтчер
3. Каким образом Том знакомился с новичками, появившимися в городе?
- Выяснял, откуда они приехали.
- обходил их стороной.
- Дрался с новичками.
4. С какими словами обращался к Тому Джим?
- миссис
- сэр
- масса
5.Что изображал Бен Роджерс, когда встретил Тома?
- паровоз
- подводную лодку
- пароход
6. Благодаря чему Том помирился с Бекки?
- попросил у неё прощения
- подарил ей медную шишечку
- принял на себя её вину
7. Для чего Том повязал платок так, будто у него болели зубы?
- чтобы не идти в школу
- чтобы не проболтаться
- чтобы его пожалели
Проверьте, пожалуйста, правильность ваших ответов. Поднимите руки те, у кого все ответы правильные.
Это показывает, что произведение вы читали внимательно и оно не оставило вас равнодушными.
Том, как сотни других детей, как и многие из вас, - живой веселый мальчик, увлекающийся чтением и знающий много игр, большой выдумщик.
Сам автор повествует о своих любимых героях с особым чувством – любовью, доброжелательностью, теплой улыбкой.
Удивительные приключения Тома не могут оставить равнодушными не только нас, но американских ребят и взрослых. Да, даже взрослые знают и любят Тома Сойера и его друзей, а также человека, их придумавшего – Марка Твена.
Вы видите репродукцию со снимка памятника Тому Сойеру и Гекку Финну в г. Ганнибале (США), в котором родился Сэмюэль Клеменс.
Марка Твена любили и любят многие поколения юных читателей. И даже писатели и поэты, коллеги Твена по перу, преклонялись перед его талантом. А русская поэтесса Марина Ивановна Цветаева посвятила Марку Твену стихотворение “Книги в красном переплёте”:
(читают учащиеся)
Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлёте,
Неизменившие друзья
В потёртом, красном переплёте.
Дрожат на люстрах огоньки…
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана, Кюи
Я узнавала судьбы Тома.
Темнеет… В воздухе свежо…
Том в счастье с Бэкки полон веры.
Вот с факелом индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры…
Кладбище… Вещий крик совы…
(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки
Приёмыш чопорной вдовы
Как Диоген, живущий в бочке.
Светлее солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком – корона…
Вдруг – нищий! Боже! Он сказал:
“Позвольте, я наследник трона!”
О, золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О, золотые имена:
Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!
Итак,пора ответить на вопросы, поставленные в самом начале урока.
-каким же был Том Сойер?
-как автор относится к нему и другим своим героям?
-какими средствами, приёмами автор привлекал наше внимание к книге и её главному герою – Тому Сойеру?
Ответы детей.
11. Оценки
12. Рефлексия
Вы помните, что в конце произведения ребята нашли клад. На своих столах вы видите кружки, имитирующие монетки. Теперь, если урок вам понравился, положите эти монетки в сундук, а если не понравился, то поместите рядом на доску.
Д/з:хрестоматия : с. 144 – 156, читать, пересказывать, составить письмо Марку Твену.