Используемые учебники и учебные пособия:
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Цели урока:
- обеспечить в ходе урока закрепление знаний учащихся о глаголах в форме повелительного наклонения, акцентируя внимание на следующих вопросах:
- - образование и употребление в речи глаголов в форме повелительного наклонения,
- - условия употребления ь в глаголах в форме повелительного наклонения,
- - правописание букв е/и в глаголах в форме 2-го лица множественного числа изъявительного и повелительного наклонений;
- продолжить развивать у учащихся умения
- - отличать глаголы в форме повелительного наклонения от глаголов в форме изъявительного,
- - правильно писать глаголы в форме повелительного и изъявительного наклонений,
- - выполнять указанные разборы слов и предложений,
- - логично излагать мысли в беседе с учителем, при анализе глаголов;
- продолжить развитие навыков самостоятельной работы;
- продолжить работу по воспитанию любви к родному языку, чувства ответственности за качество знаний.
Оборудование:
- запись на доске темы и эпиграфа урока: "Заходи, зашевелись, загуди, ярмарка!" К. Д. Ушинский, карточки для индивидуальной работы, толковые словари, тесты по теме урока, мультимедиапроектор
Технологии: уровневая дифференциация, ИКТ
1. Сообщение темы, цели и задач урока.
Эпиграф нашего сегодняшнего урока: "Заходи, зашевелись, загуди, ярмарка!". (слайд № 2)
Как вы думаете, могут ли эти слова К. Д. Ушинского подсказать вам тему урока?
Верно, тема урока "Глаголы в форме повелительного наклонения". Вчера мы познакомились с тем, как образуются такие глаголы, каковы особенности их правописания, в чём их отличие от глаголов в форме изъявительного и условного наклонений. Сегодня наша задача - закрепить полученные знания на практике. (слайд №3)
Вот уже несколько дней мы гостим в сказочной стране Глаголия.
Сегодня король Глагол пригласил нас принять участие в весёлой ярмарке.
Результатом нашего путешествия по ярмарочным рядам станет домашнее сочинение "Но где же пересказать всё то, что было на той ярмарке!" с использованием глаголов в форме повелительного наклонения, а Вебер А., Колтунов А, Кораблёв Д, Юхачёв С. выполнят индивидуальные задания по учебнику.
Итак, добро пожаловать на весёлую ярмарку в стране Глаголии.
(Звучит музыка из мюзикла по "Сказке о попе…" А. С. Пушкина.)
2. Актуализация опорных знаний учащихся.
а) Слово учителя.
- Знаете ли вы, ребята, откуда пришло к нам слово "ярмарка"?
Оказывается, пришло оно из немецкого языка. Если присмотреться внимательно к слову, то можно увидеть в нём две частички: "яр" - то есть "год" и "маркт" - "торг", "рынок", "базар". Что же получилось? Ежегодный торг, базар. А что вам известно о ярмарках, проводившихся на Руси?
б) Слово ученице, подготовившей сообщение о русских ярмарках (с презентацией).
Ярмарки в России проводились в разное время года. (слайды № 4-5)
Самая многолюдная ярмарка России была близ Нижнего Новгорода.
Многоголосая, пёстрая ярмарка встречала гостей криками зазывал, спорами торгующих, музыкой и песнями цыганских хоров.
Крутились карусели, а в балаганах с яркими вывесками выступали артисты.
Чтобы люди подходили к лавкам, купцы, приезжающие из разных городов, по-особому зазывали, или закликали, народ.
Чего только здесь не было!
Флаг поднят, ярмарка открыта. Недаром площадь вся покрыта; Глядят из лавок кушаки, И разноцветные платки, И разноцветная серпянка; Тут груды чашек и горшков, Корчаг, бочонков, кувшинов; Там - лыки, вёдра и ушаты, Лотки, подойники, лопаты…-
писал русский поэт И. Никитин.
в) Фронтальный опрос:
Ярмарка огневая, яркая! Ярмарка плясовая, жаркая! Гляньте налево - лавки с товаром! Гляньте направо - веселье даром!
- Глаголы в форме какого наклонения вы услышали в этой закличке?
- Что вы знаете об их образовании и особенностях правописания?
- Какими по цели высказывания будут предложения, в которых употреблены глаголы в форме повелительного наклонения? Почему?
3. Осмысление объективных связей и отношений в изучаемом материале.
1.а) Слово учителя.
Ярмарка в самом разгаре. Всюду торг, говор, смех, веселье. А уж без музыки на ярмарке никак нельзя. Вслушайтесь в мелодию русской народной песни "Светит месяц" и представьте, как "заходила, зашевелилась, загудела весёлая ярмарка".
( звучит русская народная песня "Светит месяц")
б) Творческий диктант
Перед вами глаголы в форме изъявительного наклонения.
Передайте действия людей, продающих или покупающих товар, веселящих или пришедших повеселиться, глаголами в форме повелительного наклонения:
1 вариант - в форме единственного числа,
2 вариант - в форме множественного числа.
Обозначьте у глаголов суффикс (если есть) и окончание.
Покупают, продают, предлагают, спорят, зазывают, веселятся, позабавят, едят, торгуются, прибавят, смеются, положат.
в) Конкурс на лучшее предложение.
С одним из глаголов составить предложение о ярмарке и выполнить его синтаксический разбор.
г) Организация индивидуальной работы.(Приложение № 1)
Решили побродить по ярмарке самостоятельно Безруков В., Корольков В., Кузьмина К, Нестеров А.
2. а) Выборочно - распределительный диктант.
Вот мы подошли к торговым рядам. Чего здесь только не продают! Свистульки филимоновские, кружева вологодские, посуду хохломскую и гжельскую, игрушку дымковскую, пряники тульские, окорока московские!
Сейчас мы посмотрим, справятся ли наши покупатели с коробейниками и барышниками, хорошего ли товару купят.
- Кстати, а кто такие коробейники и барышники?
(Работа с толковым словарём: коробейники - мелкий торговцы, разносчики, торговавшие по деревням разными товарами, необходимыми в крестьянском быту; барышники - люди, занимающиеся перепродажей ради прибыли)
Попробуйте из закличек и выкриков торговцев выписать глаголы в форме повелительного наклонения и обозначьте у них суффиксы (если есть) и окончания: 1 вариант - в форме множественного числа, 2 вариант - в форме единственного числа.
Вы поверьте мне, друзья: Без обману здесь нельзя. Бросьте, не спорьте, покупайте, Время даром не теряйте! Не держи язык за зубами, Покупай пироги с грибами. Уж потешь меня, дружок, Скушай этот пирожок! Становитесь в ряд, Забирайте всё подряд! Люди, подходите-ка! Платки поглядите-ка! Мои куклы разбирай-ка! Детям радость доставляй-ка! Сами мы - рязанские! Сельди - астраханские! Налетай - покупай, Выбирай - забирай!
б) Организация индивидуальной работы.
Поотстали от нас некоторые ребята. Ну, ничего, догонят, а по пути поработают самостоятельно ( Вязов Р., Москаленко Т.) (Приложение № 2).
3. Редактирование текста.
а) - А что это там народ собрался? Оказывается, в большом дощатом балагане скоморохи представление дают, конкурсы устраивают, а чуть подальше уже скрипят карусели. (слайды № 6-7 , звучит музыка Стравинского "Петрушка")
Послушайте побасёнки, которые звучали на ярмарках:
Принесёте за меня дрова, Раздобудете за меня спички, Растопите за меня печь, А погреюсь я сам. - Эй, хозяйка! Сваришь суп из топора? - Хорошо, сварю! - Да гуся-то прихватишь? - А это зачем? - А то топор не разварится.
- А теперь замените в побасёнках, где необходимо, глаголы одного наклонения глаголами в форме повелительного.
- Глаголы какого наклонения нужно заменить?
- На что указывают глаголы в форме изъявительного наклонения?
- Укажите морфологические признаки этих глаголов.
- Запишите побасёнки, отредактировав текст.
- Укажите морфологические признаки глаголов в форме повелительного наклонения.
б) Организация индивидуальной работы.
- Кое-кто из вас попробует себя в роли скоморохов и поработает самостоятельно. Я считаю, что с этой задачей справятся Кротова Е., Кузнецов С. ( Приложение №3)
4. Конкурс знатоков пословиц.
а) - А на другом конце ярмарки собрались знатоки пословиц, и мы среди них.
Ваша задача - собрать пословицу. Я читаю её начало, вы же должны выбрать вторую часть из предложенных на слайде. Не забудьте вставить пропущенные буквы.
На базар едете... - а правду реж?.
Семь раз отмерьте... -с с…бою цены (не) везите.
На чьём возу сидишь,... -один раз отреж?те.. ...-ту и песню пой.
- Глаголы в форме каких наклонений используется в пословицах?
- Докажите это графически, обозначив окончания и суффиксы глаголов (если есть).
- Отражают ли как-нибудь данные пословицы дух ярмарки?
б) Самопроверка (слайд № 8).
4. Обобщение и систематизация изученного материала.
1.Тестирование.
- Разноголосый гул стоит на ярмарке. Многое здесь можно увидеть и услышать.
А нам пора подводить итоги. Сейчас мы посмотрим, кто из вас выгодно купил товар. Максимальное количество купленного - 14 баллов. Работаем с тестом.
1) Глаголы в форме повелительного наклонения обозначают действия:
- а) которые происходили, происходят или будут происходить;
- б) к которым говорящий побуждает своих собеседников;
- в) которые могут происходить при определённых условиях.
2) Глаголы в форме повелительного наклонения изменяются
- а) по временам, числам, лицам или родам;
- б) по числам и родам;
- в) по числам.
3) Какие глаголы употреблены в форме повелительного наклонения?
- а) отрежете
- б) отрежьте
- в) напишите
- г) напишете
- д) продаёте
- е) продайте
4) В каких глаголах окончание -те?
- а) Как вы это терп…те?
- б) Крикн…те погромче!
- в) Умолкн…те хоть на минутку!
- г) Пока не умолкн…те, я ничего не скажу.
5) Это глаголы (см. № 4) какого наклонения?
- а) изъявительного,
- б) условного,
- в) повелительного.
6) В каких глаголах пишется ь?
- а) не эконом…те
- б) не удержит…ся
- в) поклониш…ся
- г) намаж…те
7. В каких предложениях допущена ошибка в написании глагола?
- а) Вы бродете по ярмарочным рядам.
- б) Проходити, налетайти, мои куклы покупайте!
- в) Отрежте мне кусочек пирога.
- г) Заплатите за товар, будет у меня навар.
2. Беседа с учащимися:
- Каково значение глаголов в повелительном наклонении?
- При помощи каких суффиксов образуются эти глаголы?
- В какой форме обычно употребляются глаголы в повелительном наклонении?
- Что вы знаете о правописании ь в глаголах повелительного наклонения?
5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
6. Домашнее задание: сочинение "Да где же пересказать всё, что было на той ярмарке!"; индивидуальные задания: упражнение №
Приложение № 1
а) Составить 6-8 словосочетаний "глагол + существительное", используя ярмарочную лексику. С двумя словосочетаниями записать предложения и выполнить синтаксический разбор одного из них.
*Глаголы необходимо употребить в повелительном наклонении!
Слова для справок: продавать, выбирать, покупать, смотреть, смешить, смеяться, выкрикивать, приглашать; ярмарка, скоморох, купец, товар, пряники, самовар, карусели, клоун.
б) Составить словосочетания "глагол + существительное", употребляя глаголы в форме повелительного наклонения: заиграет (на чём?), зазывают (кого?), продаёт (что?), покупают (что?), любуется (чем?), катаются (на чём?), смотрят (на что?), смеётся (над чем?).
Приложение № 2
а) Из данных закличек выписать глаголы в форме повелительного наклонения, обозначить суффикс и окончание.
А вот ряд мясной, Заходи, народ честной! Продаю я сало, есть и гусь, Выбирай себе на вкус! Тары-бары-растабары, Привёз я сто товаров! Есть платки и гребешки, Пряники да петушки! Налетайте, покупайте, Денежки лишь отдавайте! Люди, подходите! Платки поглядите! Один красный, Другой синий, А уж третий-то хорош, Покупай на свой грош!
б) Работа по перфокартам:
когда напи
ш…те срочно напи
ш…те если разре
ж…те сейчас же разре
ж…те обязательно расска
ж…те если расска
ж…те народ рассме
ш…те когда рассме
ш…те
в) Из данного списка глаголов выписать только те, которые употреблены в форме повелительного наклонения: поверьте, покупаете, подходите, потешьте, смеётесь, рассмешишь, рассмеши, запишете, запишите, выбирай, привезёте, съешьте, выкрикиваете, зазывайте.
Приложение № 3
а) Сочинить сказку о том, как Мишка косолапый ходил на ярмарку. В сказке использовать глаголы в форме повелительного наклонения.
б) Сочинить сказку о том, как кот Тимофей побывал на ярмарке. В сказке использовать глаголы в форме повелительного наклонения.
в) Написать сочинение-миниатюру "Как скоморохи народ веселили". В сочинении использовать глаголы в форме повелительного наклонения.
Приложение № 4
"Собери закличку!": к первой части заклички дописать вторую, у глаголов повелительного наклонения обозначить суффикс и окончание.
1) Тары-бары растабары, Есть хорошие товары.
2) Кому пирожки, Горячие пирожки?
3) Иголки не ломки, Нитки, тесёмочки,
4) Платки, петушки, Расписные гребешки!
5) А вот ряд мясной, Заходи, народ честной!
1) Румяна, помада, Кому чего надо?!
2) Не товар, а сущий клад,- Забирайте на расхват!
3) С пылу, с жару, Гривенник за пару!
4) Есть и сало, есть и гусь, Выбирай себе на вкус!
5) Небольшой расход! Подходи, честной народ!