В наше время становится все более актуальной работа воспитателя группы продлённого дня: добиться того, чтобы наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и обязательно, инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу.
В основу системы воспитания должны быть положены следующие исходные принципы:
1) принцип гуманистического воспитания;
2) принцип личностно - ориентированного подхода. Развитие личности происходит в социуме, прежде всего в учебно-познавательной деятельности, в организации разнообразной и интересной жизни коллектива школы, в работе объединений по интересам, в свободном общении, в личной жизни растущего человека;
3) принцип здоровьесберегающий. Важно воспитать у школьников ответственное отношение к своему здоровью, как важнейшему элементу будущего благополучия, добиться у учащихся понимания того, что здоровый образ жизни – это норма;
4) принцип природосообразности: обязательный учет природы ребенка, его половозрастных особенностей, максимальное сближение развития и жизни детей с жизнью живой природы;
5) принцип деятельного подхода. Воспитание через организацию интересной для ребенка деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой;
Цель воспитательной работы– создать условия для формирования духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на созидательный труд и сознательный выбор жизненной позиции.
Для реализации этой цели предстоит решать следующие задачи:
- Воспитание на основе общечеловеческих и научных ценностей, усиление внимания к патриотическому, гражданскому и нравственному воспитанию.
- Формирование высоких нравственных качеств личности: милосердия, доброты, порядочности и др.
- Формирование устойчивого интереса к знаниям, способности применения их на практике, к самообразованию.
- Совершенствование системы трудового воспитания школьников
- Создание условий, благоприятных для укрепления физического, нравственно-психического здоровья учащихся школы, формирование здорового образа жизни.
-Сотрудничество с семьями учащихся, работа с родителями.
-Формирование интереса учащихся к изучению отечественной истории, культуры, краеведения, истории и культуры других народов
Основные направления воспитательной деятельности
Физическое воспитание
- Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию: формирование правильной осанки, развитие различных групп мышц тела, правильное и своевременное развитие всех систем организма и их функций, укрепление нервной системы, активизация обменных процессов.
- Повышение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды.
- Повышение общей работоспособности и привитие гигиенических навыков.
- Воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.
- Знакомство с различными подвижными играми: в помещении, на свежем воздухе, с предметами.
Трудовое воспитание
Организация деятельности направлена на выполнение следующих воспитательных задач:
- Воспитание у учащихся трудолюбия, любви к земле, к природе родного края.
- Реализация экологического воспитания.
- Укрепление здоровья.
- Формирование трудовых умений и навыков по охране природных ресурсов.
- Соединение теоретического обучения с практикой.
- Развитие навыков обращаться с различными инструментами и материалами для создания работ.
- Формирование и воспитание всесторонне развитой личности.
Патриотическое и гражданское воспитание
Патриотическое воспитание молодого поколения является первостепенной функцией каждого современного общества.
Патриотическое воспитание ставит своими задачами:
- расширение кругозора школьников в области исторического прошлого нашего Отечества, воспитание на примерах мужества, героизма и мудрости нашего народа, а также развитие интеллектуальных способностей обучаемых, чувства коллективизма;
- пробуждение интереса к истокам русской истории, культуре и народному творчеству;
- воспитание чувства патриотизма с помощью достижений русского искусства, фольклора;
- развитие художественного вкуса и культуры учащихся на примерах духовных традиций русского народа;
Экологическое воспитание
школьников реализовывается через природоохранную работу, классные мероприятия, участие в конкурсах, выставках и ставит перед собой следующие задачи:
- установить более тесные связи между познанием природы и познанием социальной жизни;
- расширить экологические представления младших школьников, конкретизировать их на доступных примерах из окружающей жизни;
- углубить теоретические знания в области экологии;
- формировать ряд основополагающих экологических понятий,
Эстетическое воспитание
- формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.
-развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.
Были поставлены также следующие задачи на учебный год:
· Обучать учащихся рациональным приемам восприятия и переработки информации во внеурочной деятельности, при приготовлении домашнего задания;
· Повышение качества выполнения домашних заданий; нацеливание детей на результативную работу.
· Улучшение поведения отдельных учащихся и группы в целом.
· Активизация познавательной деятельности учащихся.
· Развитие творческих способностей.
· Способствовать развитию самостоятельности, инициативы, творчества в коллективе.
· Воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни; соблюдение гигиенических норм, режима дня.
·Воспитывать в детях чувство самоуважения, уважения к членам своей семьи, окружающим его людям.
· Воспитание чувства доброты у детей, т. е. умение радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и быть рядом, когда неудача постигла другого.
· Развивать память, речь, мышление, воображение, внимание у детей.
· Развивать любознательность ребят, увлечь их процессом познания.
· Расширить представления быта ребят о нашем городе, научить любить его.
Для достижения поставленных задач был создан комплекс занятий различной направленности:
Дни недели
Занятия на воздухе
Занятия в помещении
Понедельник
Игры на воздухе
Уроки здоровья
Вторник
Прогулка
Игры и мероприятия по математике,
русскому языку,
детское чтение
Среда
Игры на воздухе
Занятия по искусству, музыкальное занятие
Четверг
Экскурсии, прогулка
Занятия по естествознанию,
истории
Пятница
Спортивные занятия
Занятия творчеством.
1 раздел – “Уроки здоровья”
Этот раздел посвящен обучению детей бережному отношению к собственному здоровью, приемам сохранения здоровья. Учащиеся получают информацию о вреде курения, наркомании, правонарушений, воспитываются навыки безопасного поведения в лифте, на воде, на дороге, дома и т.д.
2 раздел – “ Игры и мероприятия по математике, русскому языку, детское чтение ”
Этот раздел направлен на активизацию познавательных способностей детей по различным предметам.
3 раздел – “ Занятия по искусству, музыкальное занятие ”
Занятия этого цикла знакомят детей с прекрасным, учат видеть красоту в окружающем мире.
4 раздел – “ Занятия по естествознанию, истории ”
Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей, знакомить с историей и культурой своего народа.
5 раздел – “ Занятия творчеством ”
В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы, выполняют различные поделки, создают коллективные работы.
6 раздел – “ Игры на воздухе”
Этот раздел знакомит детей с различными играми, историей их возникновения, особенностями их проведения и вариативностью.
7 раздел – “ Экскурсии, прогулки”
На этих занятиях дети на практике знакомятся с сезонными изменениями в природе, устанавливают причинно-следственные отношения, наблюдают и делают выводы.
9 раздел – “ Спортивные занятия”
Эти занятия направлены на физическое развитие детей, посвящены подвижным играм и эстафетам, конкурсам и соревнованиям.
На основе этого комплекса был разработан план воспитательной работы