Крышковец Л.П. Занятие в разновозрастной группе по ИЗО. Тема: Русская матрёшка.
Submitted by Людмила Павловна Крышковец on чт, 17/06/2010 - 19:53
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
Дети распределяются в разновозрастные пары, в которых один их учащихся первоклассник, а второй - учащийся 4 класса. Коллективно обсуждается тема и задачи занятия.
II. Актуализация знаний учащихся. Творческая минутка.
Выступление учащихся 4 класса, загадывание загадки:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка).
Под негромкое исполнение русской народной песни "Во поле берёза стояла" учащиеся 4 класса читают стихотворение И. Кадухиной "Русская матрёшка".
Кто матрёшку сделал, я не знаю.
Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой-встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуёмной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навёл зари румянец,
Неба синь всплеснул в её глаза
И, пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
"Ну и ой, гуляй себе по свету,
Весели себя, честной народ",
И матрёшка через всю планету
До сихпор уверенно идёт.
Девочки исполняют весёлые частушки:
Мы матрёшки, мы подружки,
Утром рано мы встаём.
Вшестером поём частушки
И танцуем вшестером.
Никогда мы не скучаем,
Шесть у нас платочков есть,
Чашек шесть у нас для чая
И салфеток тоже шесть.
И кроваток нам не нужно,
Потому что в час ночной
Спим мы вместе, спим мы дружно,
Спим мы все одна в другой.
III. Вступительная беседа об истории русской матрёшки.
-Русская деревянная кукла - матрёшка родилась в конце XIX века в Сергиевом Посаде. Первая матрёшка изображала девочку в сарафане с петухом в руках. Матрёшка сразу понравилась и взрослым, и детям. Нравилось её доброе и ясное лицо. Интересно было то, что в большой кукле пряталось дружное семейство. И сегодня русская матрёшка - желанная гостья в каждом доме.
- В чем же секрет такого успеха и долголетия матрёшки?
- Почему она стала русским сувениром за рубежом?
- Образ женщины был почитаем и уважаем в русском народном изобразительном искусстве, фольклоре и часто неотделим от образа птицы - древнейшего символа добра и благополучия. "Лебёдушка", "пава", "утушка", "голубка" - это те слова, которые издавна величали женщин в русской народной поэзии, подчёркивая её красоту и пластику.
- Вот поэтому образ деревянной матрёшки удачно воплотил в себе и спокойную плавность линий женской фигуры, и элементы традиционного русского костюма: платок, фартук, сарафан. Суть русской матрёшки во все времена остаётся прежней - дружба да любовь, пожелание счастья и благополучия. Вот почему она как добрая посланница этих чувств живёт в наших современных квартирах, поселяется в доме болгарина и югослава, француза и американца.
IV. Знакомство с особенностями росписи матрёшек разных областей России.
- Если поставить по мере нарастания декоративной выразительности несколько матрёшек из разных центров современных художественных промыслов, то получится такой ряд:загорская, семёновская, полхов-майданская матрёшки.
- Сейчас о каждой из них нам расскажут и покажут иллюстрации учащиеся 4 класса.
1 ученик - Загорская матрёшка.
Эта матрёшка пришла к нам изЗагорска. Сейчас этот город называется Сергиев Посад. Он находится недалеко от Москвы.
Загорские матрёшки отличаются от похожих игрушек из города Семёнова прежде всего нарядом. На голове у них разноцветные платки в цветочек или горошек. На кофточку надет сарафанс различными цветами по подолу. Матрёшка как бы идёт по цветущему лугу.
2 ученик - Семёновская матрёшка.
Семёновскую матрёшку отличает от загорской большой букет цветов, который украшает фигуру игрушки, занимая почти весь фартук. Край платка этой матрёшки тоже украшен цепочкой небольших бутонов. В манере росписи цветов угадывается влияние традиционной росписи золотой Хохломы, центр хохломской росписи и фабрика игрушки находятся в одном городе - Семёнове Нижегородской области.
3 ученик - Полхов-майданская матрёшка.
Есть такое село в Нижегородской области - Полхов Майдан. Село большое и чуть ли не в каждом доме точат и красят "тарарушки" - так называют мастера свои поделки - матрёшки.
Голова у матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид. Ещё обратите внимание на роспись. Платок на ней яркий и юбка тоже. Глаза чуть сощурены и хитро так посматривают. Самое яркое пятро - это фартук. Расцвёл на нём чудо-букет. Узоры имеют названия: "большая роза", "розан", "колокольчик", "яблочко", "виноград" и другие.
- В настоящее время росписью матрёшек занимаются во многих областях нашей Родины. И каждая матрёшка существенно отличается от тех, с которыми вас познакомили дети. Для украшения своих матрёшек художники используют не только различные цветочные узоры, но даже сюжеты из народных сказок.
V. Чтение учителем стихотворения о матрёшках с одновременным показом.
Много кукол деревянных, круглолицых и румяных ,
В разноцветных сарафанах на столе у нас живут, всех "матрёшками" зовут.
Кукла первая толста, а внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки,
В ней живёт ещё одна кукла в серединке.
Эту куколку открой - будет третья во второй.
Половинку отвинти, плотную. притёртую,
И сумеешь ты найти - куколку четвёртую.
Вынь её да посмотри: кто в ней прячется внутри?
Прячется в ней пятая куколка пустая -
В ней живёт шестая, а в шестой - седьмая.
Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.
Вот, поставленные в ряд, сёстры-куколки стоят.
- Как вы считаете, ребята, к какому виду относятся эти матрёшки? (Семёновские).
VI. Анализ иллюстративного материала - беседа.
Покажите семёновскую, полхов-майданскую и загорскую матрёшки.
Какого цвета платок, кофта и сарафан у загорской матрёшки?
С помощью какого декоративного приёма изображены цветы, украшающие фартук и платок матрёшки?
Что держит в руке семёновская матрёшка?
Какой узор украшает платок семёновской матрёшки?
Какие излюбленные элементы декоративной росписи применили мастера из Полховского Майдана, чтобы украсить свою матрёшку?
VII. Подготовка к выполнению работы в альбомах. Этапы росписи матрёшки.
VIII. Практическая работа в разновозрастных парах.
Дети рассматривают элементы росписи разных умельцев, выбирают "украшения" для создания образа своей матрёшки. Выполняют творческие задания в парах на альбомных листах:
1 класс - роспись по образцу полхов-майданских мастеров;
4 класс - роспись по образцу загорской или семёновской матрёшки .
В каждой творческой паре четверокласники оказывают помощь в выборе декоративных приёмов росписи первоклассникам.
IX. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Оформляется выставка рисунков детей.
- Давайте придумаем название нашей выставки. (Весёлый хоровод).
Дети делятся впечатлениями от совместного творческого труда. Делают анализ работ, оценивают.