<!--[if !supportLists]-->II. <!--[endif]-->1 слайд. – Как мы уже с вами знаем Земля вращается вокруг своей оси как юла. Происходит смена дня и ночи. Полный оборот делают все точки, кроме двух точек.
- Как их называют?
- Полюсы: Южный и Северный.
2 слайд. - За сколько времени Земля выполняют полный оборот?
- За 24 часа. Это называют Сутками.
- Давайте посмотрим, как флажок делает полный оборот за сутки.
3 слайд. - Что вы можете сказать о высоте движения солнца в течение года?
- В течение года высота движения солнца постоянно меняется. Щелкая по экрану, мы заметим, что 22 июня по 22 декабря высота понижается, продолжительность дня уменьшается.
4 слайд. Смену дня и ночи можно моделировать при освещении глобуса настольной лампой.
5 слайд. Утром солнце поднимается над линией горизонта.
- Что такое утро?
- Утро- это часть суток от ночи до дня, начало дня.
Днём солнце занимает самое высокое положение над землёй.
- День- какая часть суток?
- День- часть суток от утра до ночи.
Вечер оно уходит за линию горизонта.
- Вечер- какая часть суток?
- Вечер- часть суток от дня до ночи.
Ночью Солнца не видно, потому что оно освещает обратную сторону Земли.
- Ночь- какая часть суток?
- Ночь- часть суток от вечера до утра.
6 слайд. - На какие части делятся сутки?
- День, утро, вечер, ночь.
- А теперь, маркером (остальные фломастером у себя) напротив каждого из сегментов круга слова-действия: чем дети занимаются утром, днём, вечером, ночью?
7 слайд.- Сравним с изображениями следующего слайда.
- Посмотрите внимательно, чем ещё занимаются люди в разное время суток?
Физкультминутка.
Покачайтесь,
Покружитесь,
Потянитесь,
Распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте,
Встаньте на носок, на пятку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо отдохните,
Всё в порядок приведите
Вновь трудиться все начните.
9 слайд. Проект «Косой свет»- щёлкая по экрану, внимательно выполни опыт.
(Один ученик выходит к интерактивной доске, читает громко и щелкает по экрану)
10 слайд. - Как происходит смена времен года?
Кроме движения вокруг своей оси земля одновременно кружится вокруг солнца. В результате движения вокруг солнца происходит смена времен года.
- А теперь посмотрим (вспомним) как это происходит.
11 слайд. По временам года меняется высота солнца над землёй и продолжительность светового дня.
12 слайд. Игра на запоминание.
«Прочти фразу вверху экрана (Земля проходит свой путь вокруг солнца за один год (365 суток 6 часов))»
После запуска вращения Земли округ солнца надпись исчезает.
2-е зад.: «После начала вращения Земли напиши, воспроизведи прочитанную фразу. Проверь свое предложение».
13 слайд. Когда на Северном полушарии лето, то в южном полушарии зима. Записать маркером названия месяцев, соответствующие времени года.
14 слайд. - Давайте проверим.
15 слайд. Названия месяцев на Руси.
На Руси названия месяцев отличалось от современного и было связано с описанием наиболее характерных природных явлений.
16 слайд. В каждом месяце 4 полных недели. Понятие недели сформировалось в древности в соответствие с длительностью фаз луны. Длительность каждой фазы 7 дней.
17 слайд. Каждый из дней в древности имели своё название.
- Эти названия были другими. По картинкам определи, чем занимались люди на Руси в каждой из дней.
18 слайд. – Прочитай и отгадай загадки. Отметьте маркером рабочие и выходные дни календаря.