Повторение изученного: морфемика, морфология и синтаксис.
П.3, упр.22
6.
Р /р. Сжатое изложение.
П.4, упр.29
7.
Повторение: орфография, пунктуация.
П.4, упр.33
8.
Повторение: орфография, пунктуация.
П.4, упр.35
9.
Р /р. Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.
П.4, упр.37
10.
Повторение. Правописание не и ни с разными частями речи.
11.
Контрольная работа (диктант) по повторению.
Индиви-дуальные задания.
Проверить уровень владения ранее изученным материалом, выделенным для повторения и закрепления в 9 классе
12.
Анализ контрольного диктанта.
Р /р. Повторение и углубление знаний о тексте: способы и средства связи.
П.30, упр.266
13.
Сложное предложение.
П.5, упр.45
Закрепить навыки разграничения простых и сложных предложений.
Сформировать понятие сложного предложения.
Дать общее представление о средствах связи частей сложного предложения и соответствующих знаках препинания.
Знать классификацию сложных предложений.
Сформировать первичные навыки разграничения сложных предложений разных типов
14.
Типы сложных предложений и средства связи между его частями.
ЗСП-1. П.6, упр.50
15.
Сложносочинённое предложение и знаки препинания в них.
П.7,8, упр.59
Сформировать понятие сложносочиненного предложения как такого единства его предикативных частей, которое образуется на основе сочинительной связи.
Знать, какие знаки препинания употребляются в составе сложносочиненного предложения, и владеть навыками расстановки этих знаков при письме.
Знать разряды сочинительных союзов и соответствующие им виды сложносочиненных предложений; понимать основные значения сложносочиненных предложений: соединительные (с их оттенками последовательности и одновременности протекающих событий, с оттенком причинно – следственных отношений), противительные, разделительные (со значением чередования событий или их взаимоисключения).Владеть навыками синтаксического разбора сложносочиненных предложений; навыками употребления в речи предложений.
16.
Р /р. Жанры публицистики.
П.6, упр.54
17.
Р/р. Сжатое изложение.
П.8, упр.58(8-10)
18.
Сложносочиненное предложение и знаки препинания в нем.
П.8, упр.61
19.
Сложносочиненное предложение и его виды.
П.8, упр.62(3)
20.
Виды сложносочинённых предложений.
П.8, упр.63
21.
Виды сложносочинённых предложений.
П.8, упр.67
22.
Использование сложносочинённых предложений в тексте.
Упр.68.
23.
Контрольный диктант по теме: «Сложносочинённые предложения».
П6-8, упр. 69
24.
Анализ контрольного диктанта. Понятие о сложноподчинённом предложении.
П.8, упр. 75
Повторить сведения о видах сложного предложения.
Знать, чем отличаются подчинительные союзы и союзные слова; уметь различать их в процессе проведения синтаксического анализа сложноподчиненного предложения.
Понимать, чем отличаются вертикальные и горизонтальные синтаксические схемы; уметь их составлять.
25.
Р/р. Художественный стиль речи и язык художественной литературы.
П.34, упр.274
26.
Р /р. Эссе. Понятие о жанре.
П. 32, упр.286
27.
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
П.11, упр.102
Знать особенности сложноподчиненного предложения с придаточным определительным.
Уметь пользоваться синтаксическими синонимами (сложноподчиненное предложение с придаточным определительным – простое предложение с обособленным определением).
Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным определительным в художественных текстах; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.
28.
Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.
П.12, упр.107
Знать особенности сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным.
Уметь пользоваться синтаксическими синонимами (сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным – предложение с прямой речью, бессоюзное предложение и т.п.).
Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным в художественных текстах; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.
29.
Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.
П.12, упр. 112
30.
Р /р. Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.
П.12, упр.121
31.
Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным. Придаточные места.
П.13, 14, упр.133, ЗСП-4
Знать особенности сложноподчиненного предложения с придаточным места, уметь конструировать их.
Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным места в художественных текстах; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.
32.
Сложноподчиненное предложение с придаточным времени.
П.15, упр.140,
Знать особенности сложноподчиненного предложения с придаточным времени, уметь конструировать их.
Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным времени в художественных текстах; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.
33.
Сложноподчиненное предложение с придаточным времени.
П.15, упр.142,
34.
Р /р. Путевые заметки
П.33, упр 306
35.
Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения.
П.15, упр.152,
Повторить сведения о разных способах выражения в языке значения сравнения (сравнительный оборот, сочетание сравнительной формы прилагательного и существительного, придаточное сравнения); уметь пользоваться приемами синонимической замены.
Конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным сравнения.
Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения и сравнительными оборотами в художественных текстах;
уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.
36.
Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения.
П.15, упр.156,
37.
Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени.
П.17,упр.162
Знать грамматические особенности сложноподчиненного предложения с придаточными образа действия и степени, уметь конструировать их.
Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточными образа действия и степени в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.
38.
Сложноподчиненное предложение с придаточным цели.
П.18, упр.168,
Знать структурно – семантические особенности сложноподчиненного предложения с придаточным цели, уметь конструировать их.
Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным цели в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.
39.
Сложноподчиненное предложение с придаточным условия.
П.19, упр 174
Знать особенности сложноподчиненного предложения с придаточным условия, уметь конструировать их.
Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным условия в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.
40.
Сложноподчиненное предложение с придаточными причины и следствия.
П.20, ЗСП-6, упр.182
Знать структурно – семантические особенности сложноподчиненного предложения с придаточными причины и следствия, уметь конструировать их.
Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточными причины и следствия в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.
41.
Р /р. Рецензия. Понятие о жанре.
П.34, упр.295
42.
Сложноподчиненное предложение с придаточными уступительными.
П.21, упр 185
Знать структурно - семантические особенности сложноподчиненного предложения с придаточным уступительным, уметь конструировать их.
Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным уступительным в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.
Повторить и обобщить сведения о предложениях разных видов.
43.
Р /р. Контрольная работа. Рецензия.
П.34, упр301
44.
Повторение по теме: «Сложноподчиненные предложения».
П.15, упр 188
45.
Р /р. Сжатое изложение с творческим заданием .
Индивиду-альные задания.
46.
Контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием.
П.15-21, ЗСП-7,
Упр 200
47.
Анализ контрольной работы. Понятие о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.
П.22, упр.202,
Знать разные виды подчинительной связи: соподчинение и последовательное подчинение; учиться опознавать эти виды связи в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными.
Уметь составлять схемы сложных предложений и конструировать предложения по заданным схемам; проводить синтаксический анализ сложноподчиненных предложений с разными видами связи.
Уметь находить сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными в художественных текстах ; уместно употреблять в своей речи подобные синтаксические конструкции.
48.
Р /р. Деловая речь.
П.35, написать автобиогра-фию.
49.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.
ЗСП-8, упр.212,
50-51.
Р /р. Контрольная работа. (Сжатое изложение с творческим заданием).
П.22, упр.213
52.
Анализ контрольной работы. Понятие о бессоюзном сложном предложении.
П.23, упр215
Сформировать понятие бессоюзного предложения как такого единства его предикативных частей, которое образуется только на интонационно – смысловой основе без участия союзов.
Добиться понимания учащимися особенностей бессоюзного предложения (по сравнению с предложениями с союзной связью)
53.
Тире в бессоюзном сложном предложении.
П.24,25, упр.228
54.
Тире в бессоюзном сложном предложении.
П.24-26, упр.233,
55.
Тире в бессоюзном сложном предложении
56.
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
57.
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
58.
Контрольная работа по теме « Бессоюзное сложное предложение». Диктант с грамматическим заданием.
ЗСП-11, 12, упр.235
59.
Сложное предложение с разными видами связи.
ЗСП-13, п.27, упр.242,
Иметь представление о разных видах союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях.
Научиться опознавать сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Совершенствовать умение составлять схемы таких предложений и конструировать их по заданным схемам.
60.
Сложное предложение с разными видами связи.
Уметь
проводить синтаксический анализ сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи.
61.
Сложное предложение с разными видами связи.
62.
Сложное предложение с разными видами связи .
63.
Сложное предложение с разными видами связи.
64.
Период
ЗСП-14, 15, упр.248
Сформировать понятие о периоде как особой синтаксической конструкции; опознавать это синтаксическое явление в художественной речи
65-66.
Р /р. Контрольная работа Сжатое изложение с творческим заданием.
Упр.304
67.
Повторение. Фонетика и орфоэпия.
68.
Повторение. Морфология. Самостоятельные части речи.
Учебная рабочая программа
по русскому языку в 9 классе.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных школ, гимназий по русскому языку 5-9 классы, (автор–составитель М. М. Разумовская).
Рабочая программа конкретизирует содержание примерных тем образовательного стандарта для 9-ых классов и даёт распределение учебных часов по разделам курса.
Содержание курса русского языка направлено на формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенцией.
Изучение русского языка в 9-ом классе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;
• формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
Коммуникативная компетенцияпредполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенциипредполагают освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция предполагаетосознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Учебный предмет «Русский язык» в школе с русским (родным) языком обучения выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребенка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых предметов в школе.
Авторы учебника для 9 класса — М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов.
Основная особенность курса русского языка в 9 классе заключается в том, что в этом классе завершается систематическое изучение предмета, подводятся итоги, проводится государственная аттестация.
Тем не менее есть особенности в подаче материала.
1. Основная тема курса традиционна — сложное предложение.
Всоответствии с современным уровнем развития лингвистической науки сложное предложение трактуется в учебнике как цельная смысловая единица высшего уровня языковой системы, интонационно оформленная и состоящая из двух или более предикативных частей.
Этот подход как нельзя лучше согласуется с языковой подготовкой школьников, которые, начиная с 5 класса, учились дифференцировать простое и сложное предложение, исходя из количества грамматических основ. Таким образом, предложенная трактовка сложного предложения не только соответствует современным научным воззрениям, но оправдана с точки зрения дидактики — реализует принцип преемственности в обучении.
Подача грамматического материала (и связанной с ним пунктуации) сопровождается опорой на средства наглядности: где возможно, даются схемы, таблицы, наглядные памятки, рассчитанные на облегчение восприятия подростками синтаксической теории.
Структурно выделяются следующие разделы: «Язык. Правописание. Культура речи» ( Повторение изученного в 5—8 классах), «Синтаксис и пунктуация» (Сложное предложение), «Речь» (Углубление знаний о стилях и жанрах речи). Включен также материал для итогового повторения (тексты). Имеется справочный материал: орфографический словарик, орфоэпический словарик, толковый словарик, схемы и образцы всех видов разбора.
2. В соответствии с общей концепцией курса русского языка подача грамматического материала сопровождается ярко выраженным речевым аспектом: организованы наблюдения учащихся за особенностями функционирования в речи изучаемых типов и видов сложного предложения; предусмотрена отработка интонационных навыков с помощью чтения образцовых текстов; проводятся параллели между грамматическими структурами и типами речи в определенных стилистических условиях; систематически даются задания на употребление учащимися изучаемых предложений, периода в собственной речи.
3. Помимо внимания к речевому аспекту изучаемого сложного предложения имеется специальный раздел «Речь», нацеленный на развитие навыков связной речи.
В 9 классе рассматриваются явления, связанные с использованием разных стилей речи в художественном тексте.
Подробно рассматриваются такие жанры, как эссе, путевые заметки, рецензия, деловая речь.
4. Учитывая, что 9 класс завершает систематический курс русского языка, в учебнике много внимания уделяется повторению в начале и конце года. По орфографии и пунктуации повторение строится на обобщающем уровне. В данном учебнике имеется довольно большой раздел, включающий разные виды контроля и позволяющий организовать систематическое повторение материала в течение всего учебного года.
5.Имеется справочный раздел — приложения со схемами разбора и словариками разного типа, а также копии фотографий в репродукции картин известных русских художников.
Согласно учебному плану муниципального общеобразовательного учреждения Сатинской средней общеобразовательной школы на изучение русского языка в 9-ом классе отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
Учебная рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов, из них 9 часов отводится на проведение контрольных работ:4ч.- контрольные диктанты, 4ч.- контрольные изложения, 1ч.- контрольная рецензия.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуется и развивается следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотношение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года соответствует требованиям, установленным федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по русскому языку.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь - перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Содержание рабочей программы.
(68час)
Содержание рабочей программы соответствует требованиям федерального государственного стандарта, целям и задачам образовательной программы муниципального общеобразовательного учреждения Сатинской средней общеобразовательной школы.
Содержание рабочей программы выстроено по темам с выделением разделов.
О языке (1час).
Обобщение изученного в 5-8 классах (9 часов).
Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Иметь представление об особенностях национального языка, о его назначении, образовании и развитии. Развивать умения читать лингвистические тексты и создавать собственные высказывания на лингвистические темы.
Закрепить навыки фонетического и орфоэпического разбора, навыки работы с орфоэпическим словариком.
Иметь представление о литературной норме и ее разновидностях
Обобщить сведения из области лексики и фразеологии, морфемики и словообразования. Закрепить навыки лексического, морфемно-словообразовательного разбора; навыки работы с толковым словариком
Закрепить знания о частях речи: о критериях распределения слов по частям речи; о специфичных (постоянных) признаках частей речи; об особенностях изменения самостоятельных частей речи (изменяемых). Усовершенствовать навыки морфологического разбора разныхчастей речи.
На обобщающей основе (знаки отделяющие и выделяющие) закрепить навыки пунктуации простого предложения. Закрепить навыки орфографии: правописание личных окончаний глагола; гласных в корнях слов; приставок (неизменяемых на письме, на з—с, пре- и при); букв н—нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий, а также правописание не и ни в составе разных частей речи и словоформ, в составе предложений в качестве частиц.
Синтаксис сложного предложения. Сложное предложение (2 часа)
Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Закрепить навыки разграничения простых и сложных предложений.
Сформировать понятие сложного предложения. Дать девятиклассникам общее представление о средствах связи частей сложного предложения и соответствующих знаках препинания
Знать классификацию сложных предложений.
Сформировать первичные навыки разграничения сложных предложений разных типов.
СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (7 часов)
Строение сложносочиненного предложения и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Запятая между частями сложносочиненного предложения.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Сформировать понятие сложносочиненного предложения как такого единства его предикативных частей, которое образуется на основе сочинительной связи. Знать, какие знаки препинания употребляются в составе сложносочиненного предложения, и владеть навыками расстановки этих знаков при письме.Знать разряды сочинительных союзов и соответствующие им виды сложносочиненных предложений; понимать основные значения сложносочиненных предложений: соединительные (с их оттенками последовательности и одновременности протекающих событий, с оттенком причинно-следственных отношений), противительные, разде –лительные (со значением чередования событий или их взаимоисключения).
Владеть навыками синтаксического разбора сложносочиненных предложений; навыками употребления в речи этих предложений.
Культура речи.Интонация сложносочиненного предложения. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Стилистические особенности сложносочиненного предложения и ряда простых предложений.
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ(17 часов) .
Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточное предложение в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении. Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному.
Предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания между главным и придаточным предложениями.
Культура речи.Синонимика союзных предложений. Стилистические особенности сложноподчиненного и простого предложений. Использование сложноподчиненных предложений разного вида в разных типах речи.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Повторить сведения о видах сложного предложения. Знать, чем отличаются подчинительные союзы и союзные слова; уметь различать их в процессе проведения синтаксического анализа сложноподчиненного предложения.
Понимать, чем отличаются вертикальные и горизонтальные синтаксические схемы; уметь их составлять
Знать классификацию сложноподчиненных предложений. Уметь определять вид придаточного на основе структурно-семантического анализа сложноподчиненного предложения: выделение главной и придаточной части; постановка вопроса; определение союза или союзного слова, а также указательных слов.
Конструировать сложноподчиненные предложения по заданным схемам.
Владеть навыками синтаксического разбора сложноподчиненного предложения
Знать особенности сложноподчиненного предложения с придаточным определительным..Уметь пользоваться синтаксическими синонимами (сложноподчиненное предложение с придаточным определительным — простое предложение с обособленным определением). Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным определительным в художественных текстах; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.
Знать особенности сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным. Уметь употреблять синтаксические синонимы (сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным — предложение с прямой речью, бессоюзное предложение и т. п.). Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным в художественных текстах; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.Уметь конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным места. Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным места в художественных текстах; уместно употреблять в своей речи подобные синтаксические конструкции
Знать особенности сложноподчиненного предложения с придаточным времени. Уметь конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным времени. Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным времени в художественных текстах; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции
Повторить сведения о разных способах выражения в языке значения сравнения (сравнительный оборот, творительный сравнения, сочетание сравнительной формы прилагательного и существительного, придаточное сравнения); уметь пользоваться приемом синонимической замены.
Конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным сравнения.
Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения и сравнительными оборотами в художественных текстах; уместно употреблять в своей речи подобные синтаксические конструкции
Знать грамматические особенности сложноподчиненных предложений с придаточными образа действия и степени. Конструировать сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени.
Уметь находить сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции
Знать структурно-семантические особенности сложноподчиненного предложения с придаточным цели.
Конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным цели.
Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным цели в текстах разных стилей речи; уместно употреблять
в своей речи подобные синтаксические конструкции
Знать особенности сложноподчиненного предложения с придаточным условия. Конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным условия. Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным условия в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции
Знать структурно-семантические особенности сложноподчиненных предложений с придаточными причины и следствия. Конструировать сложноподчиненные предложения с придаточными причины и следствия. Уметь находить сложноподчиненные предложения с придаточными причины и следствия в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции
Знать структурно-семантические особенности сложноподчиненного предложения с придаточным уступительным.Конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным уступительным. Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным уступительным в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.
Повторить и обобщить сведения о сложноподчиненных предложениях разных видов.
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (7 часов)
Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Культура речи.Выразительные особенности бессоюзных предложений. Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Сформировать понятие бессоюзного предложения как такого единства его предикативных частей, которое образуется только на интонационно-смысловой основе без участия союзов. Добиться понимания учащимися особенностей бессоюзного предложения (по сравнению с предложениями с союзной связью)
в) противопоставления, времени или условия, следствия.
Сформировать навыки употребления знаков препинания в зависимости от этих значений и соответствующей интонации. Сформировать способность употреблять в собственной речи бессоюзные синтаксические конструкции, безошибочно производить синтаксический разбор данных предложений
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ (6 часов)
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нем.
Культура речи.Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное употребление их (преимущественно в книжной речи). Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи и текста с разными способами связи простых предложений.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Иметь представление о разных видах сочетаний союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях.
Научиться опознавать сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Совершенствовать умение составлять схемы таких сложных предложений и конструировать предложения по заданным схемам.
Уметь проводить синтаксический анализ сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи. Уметь находить сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи в художественных текстах; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции
Сформировать понятие о периоде как особой синтаксической конструкции; опознавать это синтаксическое явление в художественной речи
Проверить подготовку учащихся по родному языку за курс 5—9 классов.
Речь (17часов).
Систематизация и обобщение сведений о тексте, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи предложений в тексте, о стилях и типах речи.Особенности строения устного и письменного публицистического высказывания (задача речи, типы речи, характерные языковые и речевые средства).
Композиционные формы: высказывание типа газетной статьи с рассуждением-объяснением (Что такое настоящая дружба? Деловой человек. Хорошо это или плохо? Воспитанный человек. Какой он?);
высказывание типа статьи в газету с рассуждением-доказательством (Надо ли читать книгу в век радио и телевидения? Почему я (не) люблю легкую музыку? Чем измеряется жизнь?).
Деловые бумаги: заявление (стандартная форма, языковые средства, характерные для этого вида деловых бумаг).
Тезисы, конспекты научно-популярных и публицистических статей.
Анализ текста.Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать строение текста, языковые и речевые средства, характерные для изученных стилей речи.
Создание текста.Строить устные и письменные высказывания типа рассуждения-объяснения и рассуждения-доказательства. Писать сочинение в публицистическом и художественном стиле с использованием разных типов речи. Составлять заявление, автобиографию. Составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи).
На повторение в конце учебного года отводится 2 часа.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
РУССКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛЕ С РУССКИМ (РОДНЫМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ.
В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен
знать
• изученные разделы науки о языке;
• смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
• объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
• определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
• различать разговорную и книжную речь, научный, публицис-тический, официально-деловой, разговорный стили, язык художественной литературы;
• опознавать основные единицы языка, проводить их анализ;
• определять тему, основную мысль, функционально-смысловой тип, а также стиль текста; анализировать его структуру и языковые особенности;
Аудирование и чтение:
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.
Говорение и письмо:
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотации, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения);
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построение текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать к практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• владеть русским языком на уровне, необходимом и достаточном для официального и неофициального общения в социальной, культурной, бытовой и учебной сферах;
• владеть русским языком как средством получения знаний по другим учебным предметам, пользоваться словарями разного типа, справочной литературой;
• понимать информацию, предъявляемую на слух в нормальном темпе; речь диктора радио, телевидения, официального лица;
• читать оригинальные тексты разных функциональных стилей, используя ознакомительное, изучающее, просмотровое виды чтения;
• пересказывать подробно, выборочно, сжато исходный текст (устный и письменный);
• создавать устные и письменные тексты, различные по функционально-смысловому типу, стилю и жанру, с учетом замысла, адресата, ситуации общения;
• осуществлять основные виды информационной переработки текста: план, конспект;
• вести диалог на бытовые, учебные, социальные, социокультурные темы; диалог-дискуссию с аргументацией своей точки зрения;
• соблюдать основные орфоэпические, лексические, стилистические, правописные нормы русского литературного языка; соблюдать нормы русского речевого этикета;
• владеть навыками речевого самоконтроля, оценивать свою речь с точки зрения правильности, находить ошибки, обусловленные влиянием родного языка учащегося.
Учебно-тематический план.
№ п/п
Тема урока
Результаты обучения
1.
Русский язык - национальный язык русского народа.
Иметь представление об особенностях национального языка, о его назначении, образовании и развитии.
Развивать умения читать лингвистические тексты и создавать собственные высказывания на лингвистические темы.
Повторение изученного: морфемика, морфология и синтаксис.
6.
Р /р. Сжатое изложение.
7.
Повторение: орфография, пунктуация.
8.
Повторение: орфография, пунктуация.
9.
Р /р. Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.
10.
Повторение. Правописание не и ни с разными частями речи.
11.
Контрольная работа (диктант) по повторению.
12.
Анализ контрольного диктанта.
Р /р. Повторение и углубление знаний о тексте: способы и средства связи.
13.
Сложное предложение.
Закрепить навыки разграничения простых и сложных предложений.
Сформировать понятие сложного предложения.
Дать общее представление о средствах связи частей сложного предложения и соответствующих знаках препинания.
Знать классификацию сложных предложений.
Сформировать первичные навыки разграничения сложных предложений разных типов
14.
Типы сложных предложений и средства связи между его частями.
15.
Сложносочинённое предложение и знаки препинания в них.
Сформировать понятие сложносочиненного предложения как такого единства его предикативных частей, которое образуется на основе сочинительной связи.
Знать, какие знаки препинания употребляются в составе сложносочиненного предложения, и владеть навыками расстановки этих знаков при письме.
Знать разряды сочинительных союзов и соответствующие им виды сложносочиненных предложений; понимать основные значения сложносочиненных предложений: соединительные (с их оттенками последовательности и одновременности протекающих событий, с оттенком причинно – следственных отношений), противительные, разделительные (со значением чередования событий или их взаимоисключения).Владеть навыками синтаксического разбора сложносочиненных предложений; навыками употребления в речи предложений.
16.
Р /р. Жанры публицистики.
17.
Р/р. Сжатое изложение с творческим заданием.
18.
Сложносочиненное предложение и знаки препинания в нем.
19.
Сложносочиненное предложение и его виды.
20.
Виды сложносочинённых предложений.
21.
Виды сложносочинённых предложений.
22.
Использование сложносочинённых предложений в тексте.
23.
Контрольный диктант по теме: «Сложносочинённые предложения».
24.
Анализ контрольного диктанта. Понятие о сложноподчинённом предложении.
Повторить сведения о видах сложного предложения.
Знать, чем отличаются подчинительные союзы и союзные слова; уметь различать их в процессе проведения синтаксического анализа сложноподчиненного предложения.
Понимать, чем отличаются вертикальные и горизонтальные синтаксические схемы; уметь их составлять.
25.
Р/р. Художественный стиль речи и язык художественной литературы.
26.
Р /р. Эссе. Понятие о жанре.
27.
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
Знать особенности сложноподчиненного предложения с придаточным определительным.
Уметь пользоваться синтаксическими синонимами (сложноподчиненное предложение с придаточным определительным – простое предложение с обособленным определением).
Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным определительным в художественных текстах; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.
28.
Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.
Знать особенности сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным.
Уметь пользоваться синтаксическими синонимами (сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным – предложение с прямой речью, бессоюзное предложение и т.п.).
Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным в художественных текстах; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.
29.
Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.
30.
Р /р. Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.
31.
Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным. Придаточные места.
Знать особенности сложноподчиненного предложения с придаточным места, уметь конструировать их.
Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным места в художественных текстах; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.
32.
Сложноподчиненное предложение с придаточным времени.
Знать особенности сложноподчиненного предложения с придаточным времени, уметь конструировать их.
Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным времени в художественных текстах; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.
33.
Сложноподчиненное предложение с придаточным времени.
34.
Р /р. Путевые заметки
35.
Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения.
Повторить сведения о разных способах выражения в языке значения сравнения (сравнительный оборот, сочетание сравнительной формы прилагательного и существительного, придаточное сравнения); уметь пользоваться приемами синонимической замены.
Конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным сравнения.
Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения и сравнительными оборотами в художественных текстах;
уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.
36.
Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения.
37.
Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени.
Знать грамматические особенности сложноподчиненного предложения с придаточными образа действия и степени, уметь конструировать их.
Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточными образа действия и степени в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.
38.
Сложноподчиненное предложение с придаточным цели.
Знать структурно – семантические особенности сложноподчиненного предложения с придаточным цели, уметь конструировать их.
Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным цели в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.
39.
Сложноподчиненное предложение с придаточным условия.
Знать особенности сложноподчиненного предложения с придаточным условия, уметь конструировать их.
Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным условия в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.
40.
Сложноподчиненное предложение с придаточными причины и следствия.
Знать структурно – семантические особенности сложноподчиненного предложения с придаточными причины и следствия, уметь конструировать их.
Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточными причины и следствия в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.
41.
Р /р. Рецензия. Понятие о жанре.
42.
Сложноподчиненное предложение с придаточными уступительными.
Знать структурно - семантические особенности сложноподчиненного предложения с придаточным уступительным, уметь конструировать их.
Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным уступительным в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.
Повторить и обобщить сведения о предложениях разных видов.
43.
Р /р. Контрольная работа. Рецензия.
44.
Повторение по теме: «Сложноподчиненные предложения».
45.
Р /р. Сжатое изложение с творческим заданием .
46.
Контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием.
47.
Анализ контрольной работы. Понятие о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.
Знать разные виды подчинительной связи: соподчинение и последовательное подчинение; учиться опознавать эти виды связи в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными.
Уметь составлять схемы сложных предложений и конструировать предложения по заданным схемам; проводить синтаксический анализ сложноподчиненных предложений с разными видами связи.
Уметь находить сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными в художественных текстах ; уместно употреблять в своей речи подобные синтаксические конструкции.
48.
Р /р. Деловая речь.
49.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.
50-51.
Р /р. Контрольная работа. (Сжатое изложение с творческим заданием).
52.
Анализ контрольной работы. Понятие о бессоюзном сложном предложении.
Сформировать понятие бессоюзного предложения как такого единства его предикативных частей, которое образуется только на интонационно – смысловой основе без участия союзов.
Добиться понимания учащимися особенностей бессоюзного предложения (по сравнению с предложениями с союзной связью)
53.
Тире в бессоюзном сложном предложении.
54.
Тире в бессоюзном сложном предложении.
55.
Тире в бессоюзном сложном предложении
56.
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
57.
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
58.
Контрольная работа по теме
« Бессоюзное сложное предложение». Диктант с грамматическим заданием.
59.
Сложное предложение с разными видами связи.
Иметь представление о разных видах союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях.
Научиться опознавать сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Совершенствовать умение составлять схемы таких предложений и конструировать их по заданным схемам.
Уметь проводить синтаксический анализ сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи.
60.
Сложное предложение с разными видами связи.
61.
Сложное предложение с разными видами связи.
62.
Сложное предложение с разными видами связи .
63.
Сложное предложение с разными видами связи.
64.
Период
Сформировать понятие о периоде как особой синтаксической конструкции; опознавать это синтаксическое явление в художественной речи
65-66.
Р /р. Контрольная работа. Сжатое изложение с творческим заданием.
67.
Повторение. Фонетика и орфоэпия.
68.
Повторение. Морфология. Самостоятельные части речи.