Цель: Развитие возможностей учащихся, их творческих способностей; упражняться в определении разрядов числительных, вспомнить все о числительных. Воспитывать любовь и интерес к устному народному творчеству.
Дидактический материал к уроку: карточки, схемы, таблицы.
Ход урока-игры:
1.Станция «Любознательные».
2.Игра со зрителями «Грамотей».
3.Станция «Знатоки» (тесты).
4.Игра со зрителями «Семья пятниц на неделе».
5.Станция «Эрудит».
6.Игра со зрителями «На обложках книг».
7.Станция «Занимательная грамматика».
8.Итог.
1.Станция «Любознательные».
1.У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестер? (одна)
2.Шли столбцом: сын с отцом да дед с внуком. Сколько их? (трое)
3.Шли две матери с дочерью да бабушка с внучкой. Нашли полтора пирога. По многу ли досталось им? (по полтора)
4.Один льет, второй пьет, третий зеленеет да растет. (дождь, земля, рожь)
5.у двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем. (руки и пальцы).
6.Четыре братца под одним шатром стоят. (стол)
7.Шесть ног, две головы, один хвост. Что это такое? (всадник и лошадь)
8.Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (колеса)
Для игры нужно по 8 человек из зрителей от каждой команды. Слово «Грамотей» написано по буквам, каждая буква на отдельной карточке размером с открытку. У каждого участника в руках карточка с какой-то буквой. Задача игроков быстро «написать» слово. Побеждает та команда, которая быстрее справляется с заданием.
Слова для игры: герой, море, тема, атом, рота, март, грамотей.
Эта игра дает возможность командам отдохнуть и вовлечь всех присутствующих зрителей в игру. ( при проведении этой игры в зале равнодушных не бывает)
3.Станция «Знатоки»
Тест №1. Укажите строчку, в которой все числительные написаны правильно.
Тест №2. укажите тот единственное число, которое написано правильно.
1-ая команда:
1. Пятьдесять
2. Пятьдесят.
3. Пятдесять.
4. Пятдесят.
5. Нет ответа. (ответ: 2)
2-ая команда:
1. Шестьдесять.
2. Шестьдесят.
3. Шестдесят.
4.Шестдесять
5. Нет ответа. (ответ: 2)
4.Игра со зрителями «Семя пятниц на неделю».
Задание: нужно подобрать фразеологические обороты и пословицы, в состав которых входить числительное 7. За правильный ответ – очко всей команде.
(1.Семь раз отмерь, один раз отрежь.2. У семи нянек дитя без глазу. 3. семи пядей во лбу. 4. Семь бед – один ответ. 5. За семью печатями. И др.)
5.Станция «Эрудит»
1. Порядковые числительные изменяются по родам, как прилагательные: шестой- шестая – шестое. А какие вы знаете количественные числительные, которые изменяются по родам? (один, одна, одно; два, две; оба, обе).
2. Какие количественные числительные во всех падежах, кроме И.п. и В.п. имеют окончание – а? (сто, девяносто, сорок).
3. Какое числительное во всех падежах имеет окончание – а?(полтора)
4. У каких числительных в каждом падеже имеет 2 окончания и оба одинаковых? (у сложных числительных пятьдесят – восемьдесят, восьмидесяти).
5. Сколько окончаний у слова семьсот? ( два окончания, оба нулевые).
6. Можно ли образовать множественное число от числительных двое и пять? (числительные собирательные и количественные не имеют форм числа)
7.Поставьте собирательные числительные двое и четверо в Р.п. (двоих, четверых)
8. Как употреблять в речи существительные ЧАСЫ, НОЖНИЦЫ, СУТКИ с числительными 2, 3, 4? (двое часов, трое ножниц, четверо суток).
6.Игра со зрителями «На обложках книг».
Задание: вспомнить название литературных произведений, в состав которых входят имена числительные. («Три толстяка», «Семнадцать мгновений весны», «Двенадцать месяцев», «Два друга» и др,)