(на доске записаны три слова: задача, условие, требование)
Учитель: Посмотрите на слова, какое из них кажется вам знакомым?
Ученики: Задача.
Учитель: Как вы думаете, связаны ли другие два слова со словом задача?
Сегодня на уроке мы с вами постараемся ответить на этот вопрос.
Разминка.
Учитель: Дополните выражения.
Прочитайте по-разному, используя математические термины.
8… …=2
10… …= 8
3… …= 8
8… …= 4
Найдите лишние выражения, по какому либо признаку.
Ученики:
3+5=8, потому, что это выражение на сложение;
10-2=8, потому, что это выражение на состав числа 10.
Учитель: А каких выражений не хватает отражающих состав числа 8?
Давайте повторим составы чисел 8 и 10.
Основная часть урока.
Запишите выражения с доски.
Подпишите под каждым выражением ещё три соответствующих примера.
Учитель: Давайте вернёмся к лишним выражениям и придумаем к ним подходящие ситуации из жизни.
3+5=8 (Учитель записывает на жёлтой бумаге условие задачи)
Ученики: Например: «Во дворе играли 3 мальчика, к ним пришли ещё 5 мальчиков. Сколько детей теперь гуляет во дворе?»
Учитель: Вы придумали задачу. Кто внимательный? Как вы думаете, почему я записала часть задачи на жёлтой бумаге?
Ученики: Может быть …..
Учитель: Вы правильно догадались. Часть задачи, в которой содержатся данные числа, называется УСЛОВИЕМ. Посмотрите на выражение, к которому вы подобрали текст, Какие числа в нём записаны на жёлтом фоне? Запомните 1 правило, что в выражении к задаче до знака «=» пишутся только те числа, которые даны в условии.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Вите надо было решить 8 примеров. Он уже решил 2 из них. Сколько примеров ему ещё осталось решить?
Во дворе утром стояло 10 машин. Днём уехало 2 машины. Сколько машин осталось стоять?
Саше 8 лет, а Нина на 4 года младше Саши. Сколько конфет в руках у Саши?
Учитель: В этих задачах прочитайте только условие. (Учитель подчёркивает жёлтым мелом то, что читают дети).
Найдите выражения, которые подойдут к нашим задачам, не забывайте, про то, что в выражении к задаче до знака «=» пишутся только те числа, которые даны в условии. Это первое правило.
Ученики: к первой задаче подходит первое выражение; во второй задаче не соблюдается первое правило.
Учитель: Измените, условие так, чтобы наша задача «подошла» к первому выражению. (ответы детей)
Что вы можете сказать о третьей задаче?
(ответы детей)
Посмотрите что общего в неподчёркнутой части текста?
Ученики: Остались неподчёркнутыми вопросительные предложения. В них спрашивается, что надо найти.
Учитель: Эта часть задачи , в которой указано, что требуется найти называется ТРЕБОВАНИЕМ.
Таким образом в каждой задаче есть условие и требование, которые связаны между собой. Это второе правило нашего урока.
Просмотрите тексты задач, все ли они соответствуют этим двум правилам?
(ответы детей)
ФИЗМИНУТКА с ЗАДАНИЕМИГРА «ДА-да, нет-нет»
(учитель читает тексты, если это задача, то дети приседают и говорят «Да-да».
Если что-то не соответствует правилам, то дети подпрыгивают и говорят «Нет-нет». После этого объясняют, что было не так.)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Коля нашёл 5 грибов, а мама 4 гриба.
Коля нашёл 5 грибов, а мама 4 гриба. Сколько лет маме?
Коля нашёл 5 грибов, а мама 4 гриба. Сколько грибов они нашли вместе?
И т.п.
РАБОТА с УЧЕБНИКОМ. с 29 по заданию.
Работа в парах
Презентация: минутка для глаз «Полёт мухи»
РАБОТА с ТЕТРАДЬЮ на ПЕЧАТНОЙ ОСНОВЕ.
(Дети самостоятельно выполняют задания в тетради. Учитель проходит по рядам и оказывает необходимую помощь).
Итог:Так скажите, связаны ли слова: задача, условие и требование между собой?
Могут ли они существовать отдельно друг от друга? Может ли быть задача без условия или требования?
( учитель вывешивает несколько лучших работ и предлагает детям самостоятельно сверить свои работы)