Современная физика развивается в тесной связи с математикой. Математические методы широко используются в физике, как для обработки опытного материала, так и для разработки теорий; они дают возможность глубже проникнуть в тайны природы. В свою очередь физика оказывает значительное влияние на развитие математики.
Естественно, что в школьном преподавании существует тесная взаимосвязь курсов физики и математики. Укрепление межпредметных связей физики и математики даёт учащемуся возможность осознанного выбора в старшей школе физико-математического профиля обучения, способствует получению своевременной подготовки, необходимой для изучения физики на достаточно высоком математическом уровне.
В данном курсе предусматривается обобщение и систематизация основных понятий школьного курса математики и их внедрение в физику.
Изучение курса развивает системное мышление учащихся, что крайне необходимо для четкой регламентации их деятельности, как во время обучения, так и в будущем, и главное – они учатся применять полученные знания в нестандартных ситуациях.
Данный курс рассчитан на учащихся девятых классов.
Включение в программу лабораторно-практических работ и практикумов по решению задач, способствует углублению освоения теоретического материала и активизации познавательной деятельности учащихся.
Цель курса: создание условий для углубления теоретических знаний и развития практических умений в области физики, через объединение знаний, полученных на уроках физики и математики, повышение интереса к изучению физики.
2.Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся.
Учащиеся должны знать:
¾ Стандартный вид числа и действия с числами,записанные в стандартном виде;
¾ Понятие функции, способы задания;
¾ Основные свойства и графики таких функций, как: y = kx, y = kx+b, y = , y = ax2,
y= ax2+bx+c, y = ;
¾ Определение вектора, обозначение, графическое изображение;
¾ Действия, производимые над векторами;
¾ Определение угла между векторами и скалярного произведения векторов.
Учащиеся должны уметь:
¾ При выполнении расчетов в решении задач, представлять числа в стандартом виде, производить действия с числами, записанными в стандартном виде;
¾ Представлять данные, полученные в ходе эксперимента в стандартном виде;
¾ Строить графики различных видов движения, производить расчеты в задачах по данным, полученных при прочтении графика функции;
¾ Представлять данные эксперимента в графическом виде и делать выводы о зависимости между величинами;
¾ Анализировать зависимости одних физических величин от других, используя свойства функции;
¾ Классифицировать физические формулы по функциональным зависимостям величин, входящих в них;
¾ Выражать одну величину через другие из данной формулы;
¾ Графически изображать векторные величины, выполнять сложение, вычитание и умножение вектора на число;
¾ Находить угол между векторами и скалярное произведение векторов.
Для оценки уровня достигнутых результатов используется анкетирование учащихся, тестирование, проведение практикумов по решению задач межпредметного содержания и лабораторных практикумов.
3. Тематический план
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1. Стандартный вид числа и действия над числами, записанные в стандартном виде
2
1
1
2. Стандартный вид числа в физике
3
1
2
3. Векторы. Действия над векторами
3
1
2
4. Векторы в физике
3
1
2
5. Понятие функции в математике
3
1
2
6. Функции в физике
5
2
3
7. Защита проекта
1
1
Итого
20
7
13
4.Содержание программы.
1.Стандартный вид числа и действия над числами, записанные в стандартном виде.Стандартный вид числа, мантисса числа, знак мантиссы, порядок числа. Сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень, извлечение квадратного корня чисел, записанных в стандартном виде.
2.Стандартный вид числа в физике.Практикум по решению задач на определение размера и массы молекул, на уравнение теплового баланса, задач по астрономии, где необходима запись числа в стандартном виде. Вычисления с помощью калькулятора.
3.Векторы. Действия над векторами.
Определение вектора. Обозначение вектора. Графическое изображение векторов. Равные векторы. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов
4.Векторы в физике.
Векторные и скалярные величины. Векторные величины в механике. Графическое изображение векторных физических величин. Проекция вектора на координатные плоскости. Решение графических задач на сложение, вычитание и умножения вектора на число. Применение скалярного произведения векторов к определению понятия механической работы. Зависимость значения работы от угла между векторами перемещения и силы.
5.Понятие функции в математике.
Определение функции. Способы задания функции. Функцияy=kxеё свойства и график. Функцияy=kx+bеё свойства и график. Функцияy= аx2её свойства и график. Функцияy= аx2+bх +с её свойства и график. Функцияy= её свойства и график, Функцияy= её свойства и график.
6.Функция в физике.Классификация физических формул по функциональным зависимостям между величинами. Преобразование экспериментальных данных, записанных в табличной форме в графическую и аналитическую формы. Построение графиков различных видов движения, процессов теплообмена и изменения агрегатных состояний веществ. Исследование геометрических особенностей графиков движения. Решение задач, данные которых представлены в графическом виде.