(Если задача вызовет затруднение, то прокомментировать. Допустим, что рисунок построен. Точки А и А’ симметричные относительно отражающей поверхности).
Задача 5. На верхушке дерева у поляны сидит птица. Где на земле она должна схватить ягоду, чтобы кратчайшим путем перелететь на другое дерево на противоположной стороне поляны?
(Ученик у доски, учащиеся в тетради.)
Задача 6 (проверка домашней задачи ).
Положив недалеко от своих ног зеркало, найдите в нем изображение верхушки дерева, столба или другого высокого предмета и, произведя соответствующие измерения и расчеты, определите их высоту.
5. Решение экспериментально – демонстрационных задач.
Освоение геометрической оптики невозможно без различных наблюдений и экспериментов.
Учащиеся делятся на группы, получают задание и необходимое оборудование, проводят наблюдение или эксперимент. Заполняют бланк отчета и делают выводы. Затем каждая группа выступает.
1 группа. Если поместить предмет между двумя плоскими зеркалами, расположенными под прямым углом, то сколько изображений можно увидеть. Как они образуются? (Третье изображение создается лучами, испытавшими отражение от обоих зеркал).
2 группа. Определите опытным путем на каком расстоянии от зеркал находится изображение?
3 группа. Докажите экспериментально закон отражения света.
4 группа. Почему мы не видим лица фехтовальщика, если оно закрыто частой сеткой, но она не мешает самому фехтовальщику хорошо видеть окружающие предметы? (В глаза фехтовальщика попадает достаточно света, чтобы видеть; от его лица отражается часть света, прошедшего через сетку, и часть этого отраженного света задерживается сеткой)
5 группа. Если на лист белой бумаги попадает растительное масло, то бумага в этом месте становится прозрачной. Почему? (Масло заполняет поры бумаги, и рассеяние света бумагой в этом месте уменьшается)
6 группа. Почему цвета влажных предметов кажутся более глубокими, более насыщенными, чем сухих? (Отражение света становится в большей степени зеркальным)
7 группа. Чтобы почистить очковые стекла на них нужно подышать. Пока влага не испарилась, можно заметить, что на это время отражение света от стекол заметно уменьшилось. Почему? (Из-за рассеяния света на капельках влаги)
6. Решение расчетных задач. Ученик у доски.
Задача из учебника №4 стр 220
7. Комментирование домашнего задания.
8. Подведение итогов
9. Дополнительная информация. Об особенностях зрения.