Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.
2.Вспомним правила посадки
Я тетрадь свою открою,
И наклонно положу,
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я – вот так держу!
Сяду прямо не согнусь,
За работу я возьмусь.
3.Повторение 1. Запишем дату и слова « Классная работа».
Кто мне поможет подчеркнуть буквы, которые запоминаем?
2.Пропишите образцы.
3.У нас на уроке присутствует человечек, который помогает на каждом
уроке и напоминает нам правило.
Каким правилом мы пользуемся на уроке?
А что нужно, чтобы это правило выполнять?
А еще надо подготовить пальчики к работе, чтобы писать красиво.
Один, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный,
Он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.
4.Минутка Наш человечек зашифровал задание в слове:
чистописания.
И Ь О
П С МСлайд №2
Что же сегодня интересует человечка?
Мы вспомним написание буквы.
Какую букву будем писать? Обоснуйте свой ответ
Слайд №3: эта…, пля…., стри…., е… .
Назовите звук в конце слова, букву.
Как называется орфограмма?
Как проверить парный согласный звук на конце или в середине слова?
Подберите проверочные слова.
Какую букву будем прописывать? Обоснуйте.
А) Прописываем заглавную и строчную буквы Жж
Из каких элементов состоит буква?
Б) Дайте характеристику звуку.
5.Работа над новым 1. Отрывок из стихотворения С. Маршака. Рядом рисунок Слайд №4
материалом. «Ёжик»
Жили-были серый __________
И его______________
Серый _________ был очень тих.
И__________ тоже.
И ребенок был у них
Очень тихий _____________.
Прочитайте текст, вставляя пропущенные слова.
Какие «опасные места» есть в этих словах?
Назовите из них проверочные слова.
Спишите текст, используя памятку №1 «Как списывать?»
Как назвать одним словом эти слова? (семья ежей)
6.Рассказ учителя:
У вас тоже есть родители, братья, сестры, бабушки, дедушки. Это члены вашей семьи.
Как можно другими словами назвать членов одной семьи? ( родственники)
В семье родственники похожи друг на друга. Дочка похожа на маму, мама на бабушку. У сына и папы одинаковые глаза, волосы, походка.
Семьи бывают большие и маленькие. Одна семья состоит из трех человек, другая из пяти, есть и большие семьи. По внешнему виду я могу узнать ваших родителей, т. к. вы похожи на своих мам и пап.
И в русском языке есть слова – родственники. Эти слова близки похожи друг на друга.
Рассмотрим семью слов: еж, ежиха, ежик.
А чем же они похожи друг на друга?
Выделите общую часть дугой или можно сказать « выделите корень слов».
Что такое корень? Сделайте вывод. Сравните его с правилом в учебнике на с.149
А те слова, которые имеют общую часть, т. е. корень, мы будем называть родственными (однокоренными). Их можно объяснить с помощью одного и того же слова.
Вот об этом и будем говорить сегодня на уроке.
7.Сообщение темы.Какие еще однокоренные слова встречаются в тексте? ( тих, тихий)
Давайте рассмотрим другую семью слов. Отгадайте загадку.
Кто в лесу густом живет
Неуклюжий, косолапый,
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу?
Назовите членов его семьи.
Почему его так называют?
Угадайте, это кто? Слайд №5
Все говорят, что похож я на папу-
Такой темно-бурый,
Такой косолапый,
Но только и папа похож на меня-
Такой же охотник до меду - как я!
Запись под комментирование ученика. Выделите общую часть. Поставьте знак ударения над словами, подчеркните «опасные места» в словах. Подберите проверочное слово. Каким должно быть проверочное слово для орфограмм корня? (Слово, в котором «тот же корень, что и в проверяемом, но опасное место стало безопасным») Что можно сказать о написании корней в родственных словах? Сделайте вывод.
Вывод. Корни родственных слов пишутся одинаково.
А что еще обозначает корень? Какие значения имеет это слово? Что о нём можно сказать? (многозначное)
(Корень-это подземная часть растения, служащая для укрепления в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ. Корень-это внутренняя часть в теле зуба, волоса.)