Размещено: Алла Baлерьевна Бондарская Алла - пт, 09/04/2010 - 10:12
План – конспект урока «Всё о глаголе».
Цель урока: обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол».
Оборудование: экран, слайды.
В силу того, что такие уроки часто бывают механическим повторением пройденного материала, задачей такого урока является подготовка учащихся на более высоком уровне.
Класс делится на несколько групп, в которые входят не более четырёх человек. Всем им предлагается ответить на 12 вопросов, при этом они не знают, какие из этих вопросов им достанутся и кто из группы будет отвечать.
Вопросы:
1.Как доказать, что слово предвижу является глаголом?
2.Расскажи об инфинитиве глагола. Почему иначе эта форма глагола называется неопределённой?
3. Сколько категорий времени у глагола?
4. Все ли глаголы изменяются по временам?
5. Что называется спряжением глагола?
6. Расскажи, как определить, к какому спряжению относятся глаголы?
7. Почему глаголы дать и есть нельзя отнести к разноспрягаемым?
8. В каком наклонении глаголы могут оканчиваться только на –ите, а в каком на –ите и –ете?
9. Определи, в каком наклонении употреблены глаголы в данных предложениях:
1). Молчать! Не двигаться! 2). Сходила бы ты за хлебом. 3). Едем со мной на рыбалку!
10. Расскажи о переходных и непереходных глаголах.
11. Как взаимосвязаны переходность и возвратность глагола?
12. В чём особенность безличных глаголов?
На подготовку даётся 8-10 минут. После этого я называю группу, отвечающую по данному вопросу, а ребята сами определяют, кто будет отвечать от их группы. Все остальные внимательно слушают ответ товарища и готовятся дать рецензию на него по следующему плану ( он должен быть отпечатан на отдельных карточках для каждой группы):
1. Правильно ли понято задание отвечающими?
2. Верно ли раскрыта тема или есть ошибка? Какие именно?
3. Правильно ли приведены примеры?
4. Есть ли в ответе речевые недочёты?
Следующая работа тоже групповая. Группе предлагается следующее задание:
1. Определи , какие орфограммы в суффиксе глагола ночевать и в первом суффиксе глагола услышала. Приведи примеры на эти орфограммы.
2. К какому спряжению относятся глаголы клеили и машешь?
Так как вопросов здесь мало, мы будем разыгрывать лотерею – какая группа будет отвечать. Остальные слушают, внося дополнения. Примеры весь класс записывает в тетрадь.
Третье задание предлагает работу в парах. Задание такое:
1. Спиши данные слова, вставляя пропущенные буквы, за пять минут: ноч…вать, обеспеч…те, наде…ться, корч…вать, больница стро…тся, крестьянин паш…т.
2. Проверь работу своего соседа по парте.
После этого я перепроверяю несколько работ , выставляя оценки ученикам, работавшим в паре. Однако пары зачитывают и комментируют слова со вставленными буквами, либо эти слова с уже вставленными буквами проецируются на экран для самопроверки и комментируются « по цепочке».
Следующая последняя работа выборочная. Выполняется она индивидуально.
Задание:
Выпиши из данных слов глаголы, вставляя , где нужно, мягкий знак.
Тиш…, брош…, говориш…, с плеч…, испеч…, пахуч…, сыч…, отреж…, несёш…ся, пасёш…, роскош…, вернёш…ся, много тысяч…, выполниш…
У нескольких учеников я беру тетради на проверку, а один из ребят зачитывает выписанные слова вслух и комментирует.
Затем подводится итог урока и записывается задание на дом: с глаголами из последнего задания составить словосочетания, выделив переходные глаголы., произвести фонетический разбор первого и последнего глаголов.