познакомить с отличительными чертами терроризма в современном мире;
разобрать правила поведения для сохранения жизни и здоровья во время террористических актов;
выработать систему поведения в общественных местах.
Оборудование: фломастеры, листы с текстом для самостоятельного изучения, карточки, схемы, скотч, листочки для заданий.
ХОД УРОКА
Вводная часть
Распределение по группам.
Выборы капитана-спикера группы.
1. Работа по теме урока:
Учитель сообщает тему урока:
“Терроризм – глобальная проблема современного мира”
Мы сознательно не поставили знак в конце предложения.
К концу урока мы должны определиться, какой знак поставить:
Многоточие – что означало бы, что может надо еще подумать и поработать над этой проблемой.
Знак вопроса – что значит, что у нас остались сомнения, “а угроза ли обществу?»
А может, мы поставим точку, или жирный восклицательный знак.
А) Задание на ассоциацию.
Ребята, у вас на столах лежат листочки. Напишите на них 5 слов-ассоциаций, которые возникают у вас, когда вы слышите слово «терроризм». Это могут быть образы, понятия, любые слова, отражающие ваши эмоции. На эту работу у вас 2 мин.
А теперь капитан каждой группы у доски зачитает, какие слова вы вписали.
Как мы видим, у вас встречаются похожие понятия, это слово у вас вызывает одинаковые эмоции. Такие же мысли возникают у всех людей в мире, которые сталкиваются с этим понятием «терроризм».
Учитель дает определение:
Что же такое ТЕРРОРИЗМ?
Терроризм (от латинского TERROR – страх, ужас) – насильственные действия преступных лиц с целью подрыва существующей власти, осложнения международных отношений, политических и экономических вымогательств у государств и корпораций.
Терроризм превратился в одну из наиболее опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно- политических проблем. Сегодня терроризм – это не только диверсанты-одиночки, угонщики самолетов и шахиды-камикадзе.
Современный терроризм – это мощные разветвленные и хорошо организованные структуры. В настоящее время в мире насчитывается около 500 нелегальных террористических организаций.
Терроризм превратился в прибыльный бизнес глобального масштаба с развитым рынком труда (наемники) и приложения капитала (поставки оружия, наркоторговля и т. д.)
В арсенале террористов находятся следующие методы:
– взрывы объектов, магазинов, мероприятий, зданий, транспорта, мостов.
– захват заложников;
– стрельба и убийства людей;
– поджоги;
– отравления;
– эпидемии;
– техногенные катастрофы;
– угрозы осуществления теракта, которые не несут материальных и человеческих жертв, а служат массовому устрашению.
Террористический акт не знает своих конкретных жертв, ибо направлен, прежде всего, против государства. Его задача – подчинить государство, всю общественность, заставить их выполнять требования террористов и стоящих за ними лиц и организаций.
Разгул терроризма – сегодня не только российская, но и острейшая международная проблема. Об этом свидетельствуют многие теракты.
Приведите примеры терактов в России и в других странах мира.
На слайде: Страшные страницы истории.
Нам всем нужно уметь вести себя в таких сложных ситуациях
Наш урок сегодня посвящен безопасности жизни при террористических актах. Сейчас мы с вами попробуем разобраться в некоторых вопросах.
Б) Работа с текстом
У вас на столе имеется для каждого учащегося текст о безопасном поведении человека при захвате заложников.
ЗАДАНИЕ 1:
Прочитайте текст и пометьте на полях значками напротив каждого абзаца: Знаю +
Не знаю –
Что-то слышал v
Пометьте этими значками весь текст. На это задание вам 5 мин.
ЗАДАНИЕ 2:
На основе текста заполните схему в своей группе. Можно обсуждать между собой. На это задание дается 10 мин.
Капитаны команд вывешивают на доску «схемы» и зачитывают, что предлагает группа.
А теперь давайте проверим, не пропустили ли вы какой важной информации при составлении «схемы».
Теперь, выполнив эту работу, мы знаем, как вести себя при захвате в заложники.
Личная безопасность людей является сегодня главным.
Как показал опрос:
34% граждан очень боятся, что жертвами террористов могут стать они сами или их близкие.
47% в какой-то мере опасаются
11% никогда не задумывались об этом
8% уверены, что теракты не грозят ни им, ни их близким
Но не все население знает, а тем более умеет вести себя в таких ситуациях.
Посмотрите видеофрагмент и попробуйте составить памятку для населения:
Ваши действия при обнаружении подозрительных предметов.
(работают по группам, а затем демонстрируют памятку, она может быть виде схемы, рисунка и т.д.) ваши памятки мы отредактируем и вывесим на село для того, чтобы люди умели вести себя в нестандартных ситуациях.
Современную международную обстановку трудно назвать стабильной. Международный терроризм набирает обороты. Россия столкнулась с вопиющими фактами его проявления.
Если это угроза человечеству, то как бороться с терроризмом? Можно ли в этой борьбе победить?
Работаем по методике “поле проблем”. Ребята работают по группам, предлагают свои мысли, идеи. 1 группа - что зависит от нас; 2 группа - что от государства. Они отражаются на листках записями, рисунками или символами. Анализируем.
Россия, как и все мировое сообщество, не в силах противостоять размаху терроризма. Именно этими обстоятельствами и была вызвана необходимость разработки федерального закона.
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ» принят Государственной Думой 3 июля 1998 года и одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года.
Закон определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.
Сегодня мы с вами изучили безопасное поведение при захвате заложников, которое позволяет сохранить здоровье и жизнь. Ознакомьте с этой информацией своих родных и близких. Наша с вами задача, чтобы процент равнодушных людей был намного меньше. Нужно быть готовым к таким ситуациям, чтобы эта беда не застала нас врасплох.
Итоги урока:
Возвращаемся к теме урока. Посмотрим, какой же знак мы поставим в конце предложения.. Обсуждаем мнения и ставим знак. Наверное, восклицательный.