Конспект урока литературного чтения в 3 классе по учебнику Л.Ф. Климановой «Литературное чтение» М.: Просвещение, 2012
Размещено: Надежда Михайловна Хеккенен - пт, 19/03/2010 - 16:33
·Ход урока.
I.Организационный момент. (1мин)
II.Проверка домашнего задания. (5 мин)
По произведениям Б.Шергина рассказ о бабушке.
- Расскажите о Ваниной бабушке. Какая она?
- Расскажите о своей бабушке.
III.Речевая разминка. (3 мин)
1. Работа над пословицами и поговорками. (Пословицы напечатаны на листочках)
- Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл.
1). И старость не страшна, коли молодые помогут.
2). Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.
3). Не обижай малого, уважай старого – сам в почёте будешь.
2. Работа над правильным выразительным чтением.
- Прочитайте пословицы и поговорки выразительно, без ошибок.
IV.Работа с текстом до чтения . (2 мин)
Цель – развитие антиципации, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.
1. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.
- Сегодня мы ознакомимся с рассказом А.П. Платонова «Цветок на земле». Как вы понимаете название?
- О чём, по-вашему, рассказ?
- Кто герои рассказа?
- Какие могут быть события в рассказе с таким названием?
2. Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске.
Уточняют свои предположения о героях, теме, содержании.
- «Глаза жмурятся». Как вы это понимаете? (сужаются веки)
VI.Работа с текстом во время чтения. (10 мин - чтение; 10 мин анализ)
Цель – достижение понимания текста на уровне содержания.
1.Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам с комментариями. (Уточняющие вопросы на понимание, словарная работа) /Вопросы учителя – вопросы к автору: ответы надо искать или уже в прочитанной части, или читать дальше. Комментарии ёмкие./ дети идут по тексту вслед за автором, попутно думают над смыслом слов, наблюдают, как разворачиваются характеры героев, работают над языком, представляют картины, которые нарисовал автор, видят, как постепенно накапливаются смыслы в тексте.
1).- Почему Афоне стало «скучно жить на свете»?
- Сколько лет было деду Титу?
- Сколько лет было Афоне?
- От чего у деда глаза слабые стали?
2). – Как вы понимаете выражение «глаза смотрели равнодушно»? (без интереса)
- Расскажите: «Какой он есть»– дед Тит.
3). – Почему Афоне опять стало скучно жить на свете? (ходил, не зная, чтоделать)
4). – Посмотрите внимательно на текст на следующей странице. Как называется такой вид текста? (диалог)
- Как вы думаете, кто с кем там говорит? Давайте прочитаем диалог по ролям.
- Что же хотел узнать Афоня у деда, когда тот проснулся ненадолго?
- А какие вопросы вы задаёте своим дедушкам?
- Будет ли Афоня будить деда дальше?
5). – Как заснул Афоня возле деда?
– Перечитайте ещё раз последнее предложение первого абзаца. Почему автор пишет, что грудь деда пахла тёплой землёю.
- Как вы думаете, удастся ли Афоне разбудить деда?
- Зачем же пошли дед с внуком наружу из избы? («Белый свет пытать»)
- Как вы это понимаете? (Изучать). Пытать – быть пытливым, любознательным.
- Как вы думаете, узнает сейчас Афоня от своего деда «про всё»?
7).- Что значит осерчал?
- О каком удивительном чуде узнал Афоня от своего деда?
- Прочитайте эти главные слова в тексте.
- Скажите, понял ли внук своего деда. Что главное?
- А как это дедушка будет жить опять из своего праха?
- Как вы думаете, чем займётся Афоня в поле?
8). – Что мы узнали о мальчике из этой части. Каков он?
- Прочитайте первое предложение последнего абзаца. Как вы понимаете смысл таких слов? О чём подумал дед?
VII. Работа с текстом после чтения.(5 мин)
Цель – достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк»)
1. Определение главной мысли рассказа.
- Определите, какая же главная мысль рассказа.
(Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди – пахари, хлебу помогают расти. Труд делает жизнь, создаёт её.)
/тема, идея/.
2.Восстановление содержания рассказа по деформированному плану.
- Вы внимательно читали рассказ, следили за чтением товарищей. Сейчас переверните листок и прочитайте, что там записано.
- Как вы думаете, что это? (План)
- Совпадает ли он с событиями в тексте? (Нет)
- Возьмите карандаш и расставьте номера по порядку, пользуйтесь текстом.
·На печи рядом с дедом.
·Скучно Афоне жить на свете.
·Дед Тит.
·Опять скучно жить на свете.
·Пошли «белый свет пытать».
·Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь…
·Проснулся ненадолго.
·Гребешок для деда.
- Прочитайте план. Проверяем все у себя.
3.Беседа по содержанию текста в целом.
- Понравился ли вам рассказ? Чем?
Повторное, выборочное чтение. Ответ на вопрос: в чём совпали и в чём не совпали первоначальные предположения о теме, о содержании текста, развитии событий, о героях.
VIII.Знакомство с биографией писателя.(3 мин)
1. Беседа с детьми о личности писателя. (Просмотр презентации №1)
2. Рассказ о писателе. (Если нет возможности показать презентацию, или осталось время на уроке)
Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия Климентов) родился 1 сентября 1899 года в Ямской Слободе, предместье Воронежа.
Его отец был паровозный машинист. С 1906 по 1914 г. Андрей учился в церковно-приходской школе и городском училище.
Как старший в семье из 11 детей, с 14 лет начал работать. В 1919 начал писать стихи и прозу.
Платонов унаследовал от отца любовь к технике и «потной работе», преклонение перед поэзией паровозов и иных машин и мастерством человека - рукодельца, от матери, «дочери часового мастера», глубоко верующей женщины, - понимание души русского православного люда, высокий идеализм христианского мороотношения.
С 1939 года стал писать для детей. Среди них сборник рассказов «Июльская гроза» (1940), в который вошли «Ещё – мама», «Железная старуха», «Сухой хлеб», «Неизвестный цветок», «Цветок на земле», «Солдатское сердце» и т.д.
С октября 1942 года и до конца войны Платонов – фронтовой корреспондент газеты «Красная звезда». Работать Андрей Платонович не переставал до конца. Он скончался 5 января 1951 года в Москве
IX. Оценки.(1 мин)
X.Домашнее задание.(1мин)
1. Дома составить краткий пересказ текста по плану.
2. Автор называет Афоню добрым внуком, а какой внук или внучка своим дедушкам и бабушкам вы? Подготовить рассказ о своём дедушке, используя материал генеалогического древа вашего рода.