3.Городом –миллионером на Северном Кавказе является: а) Краснодар, б)Сочи, в) Грозный, г) Ростов-на -Дону.
4.На СеверномКавказе проживает : а)17млн человек, б) 7млн человек, в) 27 млн человек.
3.Изучение нового материала.
Северный Кавказ это не толькоодин из густонаселённых районов , но и самый многонациональныйизрайонов России. Внешний облик многих коренных жителей Кавказа однороден . Это светлокожие , преимущественно темноглазые и темноволосые люди с резкими чертами лица, с крупным ( « горбатым «) носом, узкими губами. Горцы обычно высокого роста по сравнению с жителями равнин.
Какие народы проживают здесь?
К каким языковым семьям и группам они относятся?
На основе анализа карт « Народы России», «Религии России» заполните таблицу.
Языковые семьи
Языковые группы
Народы
Религии
Индоевропейская
Славянская
Иранская
Русские,украинцы.
Осетины.
Православие.
Северо-кавказская
Абхазко-адыгейская
Нахско-дагестанская
Кабардинцы,черкесы,адыгейцы.
Ингуши,чеченцы,аварцы,лакцы.
Ислам.
Алтайская
Тюркская
Ногайцы,кумыки,карачаевцы.
Ислам.
Какие народы Северного Кавказа имеют свои национально-государственные образования?
Какая республика является самой многонациональной?
Какую религию исповедует большая часть горских народов?
Какой северокавказский народ исповедуетправославие?
Кавказ называют «Вавилоном»- здесь смешалось почти 40 языков.
Почему современный состав населения Северного Кавказа многонациональный?- Учёные считают , что Кавказ является местом встречи цивилизаций, культур, народов.
Как же складывалась этническая карта района? - ( Работа учащихся в парах с текстом учебника39 стр.177-178.)
Когда появились русскиенаСеверномКавказе?
Как и когда формируется казачьевойско на Кавказе?
Почему во время войн и после них осуществлялись массовые переселения кавказских народов?
Каковы их последствия?- Возникновение конфликтных ситуаций, часть из которых не разрешена до сих пор.
Занятия местных жителей в прошлом определялись природными условиями , прежде всего вертикальной поясностью и формами рельефа. Жители горных районов страдали от недостатка пахотной земли, обрабатывали крохотные поля, расположенные по склонам гор и нередко создан- ные из принесённойземли. Сильный ливень мог не только погубить урожай , но и смыть всё поле.
Основным занятием у многих горцев было животноводство.
Многие хозяйственные и бытовые традиции горцев сохранились и в настоящее время.
Суровая природа гор повлияла на материальную культуру народов Кавказа.
Многие селения расположены уступами на склонах , порой настолько крутых, что двором верхнего дома является крыша нижнего. (Слайд « Горный аул Кавказа»).
«Башенные поселения»- для обороны от врагов даже жилые дома строились в форме небольших каменных башен-укреплений. (Слайд «Аул Эзри .Ингушетия»).
Одежда- необходимой частью горского и казачьего снаряжения является бурка. Она защищает от непогоды не только во время езды – под хорошей буркой можно укрыться от ненастья , как в маленькой палатке. (Слайды «Лезгинский традиционный костюм», «Чеченский традиционный костюм»).
Пища .Основа питания – зерновые, молочные продукты, мясо. Почему горцы заменяют хлеб кашами?
-Мало топлива в горах, разреженный воздух. На выпечку хлеба затрачивается больше времени, топлива. Кефир- изобретение кавказских горцев – заквашивают особыми грибками в бурдюках.- Не в этом ли секрет долголетия жителей Северного Кавказа?
Под влиянием суровой природы сформировались и черты характера: выносливость, аскетизм, трудолюбие , сдержанность.
Особенность горных районов Северного Кавказа – широкое развитие народных художественных промыслов: ковроткачества, художественной обработки металла, производства ювелирных изделий, резьбы по камню и дереву и других. Мировой известностью пользуются изделия мастеров аула Унцукуль- предметы быта ( трубки, шкатулки, трости) из кизилового дерева с тонкой насечкой из серебра , меди ,мельхиора. ( Слайды).
Один из крупнейших центров народного искусства – посёлок Кубачи . (Сообщение учащегося).
Адыгейскаяпословицагласит: « Не стремись к почётномуместу - еслиты его заслужил, оно тебе достанется».
Ещё одной особенностью культуры народов Кавказа является уважительное отношение к старшим, ко всем людям преклонного возраста. Они - самые уважаемые люди в каждой семье. (Сообщение учащегося «Отношения «старший» и «младший»).
Кавказские народы отличаются гостеприимством . Своеобразным спектаклем является кавказское застолье. (Сообщение учащегося о кавказском застольном этикете).
Северный Кавказ – это родина известных деятелей культуры: знаменитого танцора М.Эсамбаева, писателя- Ф. Искандера, поэта –Р.Гамзатова.
«Люблю тебя, мой маленький народ».
Умеешь ты печаль сурово
Встречать без слёз, без суеты
И без веселья показного
Умеешь радоваться ты.
И не твои ль напевы схожи
С полётом медленным орла,
А пляски – с всадником, чья лошадь
Летит, забыв про удила.
Характер гордый твой не стёрся,
И в речи образность живёт
О, как люблю я сердцем горца
Тебя, мой маленький народ!
В теснине горной, где повита
Туманом кряжистая цепь,
Душа твоявсегдаоткрыта
И широка всегда как степь.
У ног твоих гремят составы,
С плеча взлетает самолёт.
Люблю, как сын большой державы
Тебя, мой маленький народ!
Р.Гамзатов
4.Рефлексия.
Что нового для себя вы узнали о народах Северного Кавказа?
Почему главным условием успешного развития Северного Кавказа является мирное разрешение конфликтов, дружественные отношения между народами?
Почему жителям Астраханской области необходимознать обычаи и традициинародов Северного Кавказа?
5.Домашнее задание: 39, подготовить сообщение «Выдающиеся спортсмены Северного Кавказа».
Кавказский застольный этикет
У народов Кавказа большое значение всегда придавалось соблюдению застольных традиций. Основные предписания традиционного этикета сохранились и сейчас. В пище полагалось быть умеренным. Обсуждалось не только обжорство, но и « многоядение». Кавказское застолье – своеобразный спектакль, где в деталях расписано поведение каждого : мужчин и женщин, старших и младших, хозяев и гостей. Как правило, даже если трапеза проходила в домашнем кругу, мужчи-
ны и женщины за один стол не садились. Сперва ели мужчины , а за ними женщины и дети.
Старшие и младшие тоже не садились за один стол, а если садились , то в установленном порядке
- старшие в «верхнем», младшие в «нижнем» конце стола. Распорядителем застолья был не хозяин, а старший из присутствовавших - «тамада». Он произносил тосты, предоставлял слово; за большими столами тамадеполагались помощники. Торжественная трапеза всегда прерывалась песнями и танцами. Когда принимали уважаемого и дорого гостя , обязательно совершали жертвоприношение : резали или корову , или барана, или курицу. Такое « пролитие крови» было знаком почтения. Как вторжественном , так ивобыденном застолье большое значение придавалось распределению мяса. Лучшие, почётные куски полагались гостям и старейшим.
Если хозяин замечал , что его гость из приличия или стеснения переставал есть, он подносил ему ещё одну почётную долю . Отказ считался неприличным, как бы тот ни был сыт. Хозяин никогда не прекращал есть раньше гостей. В застолье никогда не забывали о Боге. Трапеза начиналась молитвой Всевышнему , а каждый тост, каждое благопожелание ( хозяину, дому, тамаде, присутству-щим) - с произнесения его имени. Женщины в мужском застолье, по традиции не участвовали. Они могли только обслуживать пирующих в гостевом помещении –«кунацкой».У некоторых народов хозяйка дома иногда всё же выходила к гостям, но только для того, чтобы провозгласить в их честь тост и тут же выйти.
«Старший» и «младший» на Кавказе.
Гостеприимство и уважение к старшим – краеугольные камни кавказской этики. Гостя окружают неусыпным вниманием: выделят лучшую комнату в доме , ни на минуту не оставят одного - всё время ,пока гость не ляжет спать, с ним будет находиться или сам хозяин , или его брат, или другой близкий родственник. Обедает с гостем обычно хозяин, возможно, присоединятся старшие родственники или друзья, но хозяйка и другие женщины за стол не сядут - будут только прислуживать. Младшие члены семьи могут и вовсе не показаться ,а уж заставить их сесть за стол вместе со старшими и вовсе дело не мыслимое. Рассаживаются за столом в принятом поряд-ке: во главе – тамада, справа от него – почётный гость, далее по старшинству. Когда по улице идут двое, томладшийобычноидёт слева от старшего. Если к ним присоединяется третий человек, скажем средний по возрасту, младший перестраивается направо и чуть назад , а вновь подошедший занимает его место слева. В таком же порядке рассаживаются всамолёте или в автомобиле. Это правило восходитк эпохеСредневековья, когда людиходили вооружённые, со щитом на левой руке, и младший был обязан оберегать старшего от возможного нападения из засады.
Кубачи
Дагестанский посёлок Кубачи находится в горах, к западу от Дербента. Оно было известноуже с VII столетия и первоначально называлось Зирихчеран - в переводе с дагестанского «изготови-
тели кольчуг». Жители этих мест славятся как непревзойдённые мастера по изготовлению ювелирных изделий, холодного и огнестрельного оружия ,предметовдомашнего обихода. Нередко они сами выезжали продавать свои изделия в Грузию, Персию, Россию и другие страны, привозя из поездок новые образцы и идеи. В домашних собраниях хранятсяперсидскийфаянс икитайский фарфор, стариннаярусскаяпосуда имеднаяутварь местногопроизводстваХII - ХIII вв. Многовековойопыт ихудожественныйвкус кубачинцев создали своеобразный стиль , переживший веяния моды. Изделия кавказских мастеровможно увидеть в ювелирных магазинах, музеях, на выставках в России и за рубежом.
Уважаемая Нина Георгиевна. Мне понравился ваш урок. Тема интересная. разумное сочетание индивидуальной, групповой, парной работы. Хорошо, что используется презентация. Ведь Северный Кавказ - это очень яркий, колоритный край и без образа, картинки было бы очень трудно передать эту колоритность.
—
С уважением, Наталья Донскова, учитель географии МБОУ Наримановского района "СОШ №9", Астраханская обл.
Нина Георгиевна ! Кавказ действительно один из своеобразнейших природных районов и Вы, очень интересно и разнообразно подошли к разработке данного урока, подчеркнув эти особенности.Спасибо.
На: Народы Северного Кавказа
Уважаемая Нина Георгиевна. Мне понравился ваш урок. Тема интересная. разумное сочетание индивидуальной, групповой, парной работы. Хорошо, что используется презентация. Ведь Северный Кавказ - это очень яркий, колоритный край и без образа, картинки было бы очень трудно передать эту колоритность.
С уважением, Наталья Донскова, учитель географии МБОУ Наримановского района "СОШ №9", Астраханская обл.
На: Народы Северного Кавказа
Нина Георгиевна ! Кавказ действительно один из своеобразнейших природных районов и Вы, очень интересно и разнообразно подошли к разработке данного урока, подчеркнув эти особенности.Спасибо.
С уважением Тамара Николаевна.
На: Народы Северного Кавказа
Спасибо,Нина Георгиевна за интересную и познавательную разработку урока.обязательно ее применю.