Submitted by Рамзия Сагитовна Гайнутдинова on Tue, 16/03/2010 - 00:00
Открытый урок на тему: Давление . Единицы давления.
Цель урока:
Образовательные:
обеспечить усвоение учащимися понятие о давлении, как одной из характеристик взаимодействия, его единицах и способах изменения.
сформировать умение извлекать информацию из разных источников и представлять ее в разных видах ( схеме, рисунке, таблице).
Развивающие:
развивать у учащихся такие информационные умения, как работа с текстом, рисунком, схемой, таблицей, справочной литературой. Развитие умений совершать мыслительные операции.
Воспитательные:
воспитание умения выслушать учителя и других.
Задачи:
1. Обеспечить усвоение учебного материала учащимися в процессе активной информационно- мыслительной деятельности с разными источниками информации.
2. Задействовать как можно больше операций мышления учащихся.
Выполнение поставленных целей и задач достигается за счет организации диалога, эвристической беседы и дискуссии, вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность.
Оборудование: компьютер, проектор экран, презентация.
Структура урока:
1.Организационный момент.
2.Мотивация.
3 .Изучение нового материала.
работа с учебником.
заполнение схемы
работа с опорным конспектом.
4. Закрепление знаний:
А.Решение задачи.
Б.Работа с тестом.
5 .Подведение итогов.
6. Домашнее задание.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие; учитель отмечает отсутствующих в журнале.
2. Мотивация. Вводное слово учителя.
Вы хорошо понимаете смысл следующих выражений:
- У больного повысилось давление.
- Давление падает. Возможно изменение погоды.
- Только тонкий каблук женских туфель мог произвести такое большое давление.
- Внутри жидкости существует давление.
- Защитники не выдержали давления нападающих (при игре в футбол).
Давить – «гнести, нагнетать, пригнетать, угнетать, жать, сжимать, нажимать, прижимать, тискать, притискивать, теснить, обременять тяжестью, жать силою» (В.Даль).
В этих предложениях слово «давление» использовано в разных ситуациях и имеет разный смысл.
Слайд 1.
Объявляется тема урока «Давление твердых тел», которая записывается в тетрадь.
Слайд 2,3.
Учащиеся рассматривают фотографии, снятые цифровым фотоаппаратом: на одной – девочка стоит на мате в физкультурном зале, а на другой – там же на лыжах. Возникла проблемная ситуация – одна и та же сила оказала разное действие.
3.Объяснение нового материала.
А теперь я предлагаю вам положить перед собой листочки, которые я для вас приготовила, и в самом центре обвести свою ладонь с широко расставленными пальчиками. В центре ладони крупно напишите слово “давление”.
Значит, есть некая физическая величина, которая будет связывать силу, с которой тело давит на поверхность, и площадь поверхности. Этой физической величиной является давление.
Слайд 4.
Результат действия силы зависит от направления и модуля силы, а также от площади, перпендикулярно которой действует эта сила.
Слайд 6, 7, 8.
Учитель дает формулу давления, акцентирует внимание на направление действия силы, разъясняет формулу давления, указывает единицы давления, силы и площади. Учащиеся узнают не только о единице давления в СИ, но и о внесистемных единицах.
Учащиеся делают записи в тетрадь.
Слайд 9.
Рассматривается таблица, в которой приведены примерные значения давлений, встречающиеся в технике и быту.
Слайд 10.
Вы видите двух мальчиков одинакового телосложения, а, значит, и веса. Следовательно, лыжник давит на снег с такой же силой, что и пешеход. Почему же результат действия силы разный?
У лыжника действие силы распределяется по площади касания снега и лыж, а у пешехода – снега и подошв. Однако площадь лыж больше площади подошв. Поэтому и результат действие лыжника на снег проявляется в меньшей степени. Лыжник не проваливается на снегу.
Слайд 11.
Учащиеся записывают способы уменьшения и увеличения давления, еще раз вспоминая формулу давления.
Опыт №2.
• Возьмите два стальных цилиндра.
• Что у них общего?
• Один поставьте на парту на основание, а второй- на бок.
• Где площадь соприкосновения больше?
• Один поставьте в песок на основание, а другой- на бок.
• Какой цилиндр погрузился глубже?
Вывод: чем площадь …………., тем давление меньше.
Дальше идет обсуждение полученных результатов. Учащиеся увидели сами, что чем больше сила, тем больше давление, а уменьшая площадь поверхности, они увеличили давление.
Опыт №1.
• Возьмите стальной и алюминиевый цилиндры.
• Что у них общего?
• Чем они отличаются?
• Поставьте их основанием на песок.
• Какой цилиндр погрузился в песок глубже?
• Почему?
Вывод: чем ………… вес тела, тем давление больше.
Слайд 12.
Вопрос учителя: Какую обувь лучше носить и почему?
Учащиеся обмениваются мнениями, что оживляет урок.
Слайд 13.
Рассматривается слайд с лыжами. Идет оживленная беседа по поводу лыж для охотников в лесу и спортивных лыж. Опять вспоминается формула давления.
Слайд 14.
Шины вездеходов намного шире шин обычных автомобилей.
Колеса вездеходов заменяют гусеницами для уменьшения давления.
Для чего нужно уменьшать давление? Учащиеся приводят другие примеры.
Слайд 15.
Беседа учителя с учениками о вездеходе и человеке на глубоком снегу.
Пытаются объяснить данную ситуацию.
Объяснение назначения наперстка, который надевают на палец при шитье, дает учитель, если учащиеся затрудняются ответить.
Ответ: При шитье возникает большое давление иглы на палец. Чтобы его уменьшить, увеличивают площадь опоры, помещая между пальцем и иглой наперсток.
Слайд16.
Учитель просит продолжить фразу. «Давление конструкции здания на фундамент уменьшается (увеличивается) с увеличением количества колонн».
Слайд17.
Заостренные предметы (иглы, кнопки, гвозди, ножи, ножницы, пилы) очень хорошо колют и режут: при малой площади даже небольшая сила будет создавать огромное давление. Инструментом с острым лезвием легче работать, чем тупым. Когда жалит оса, то она оказывает на кожу человека давление 30 000 000000 Па. Почему?
Слайд 18.
Режущие и колющие приспособления встречаются и в живой природе: это зубы, когти, клювы, шипы и др. – все они из твердого материала, гладкие и очень острые. Учащиеся приводят примеры из жизни.
Физическая физкультурная минутка:
• Шаг на месте.
• «Силовые» упр. Взять книгу в руки и поднимать вверх.
• Потянуться к «знаниям», вставая на носочки.
4. Закрепление.
Слайд 19.
А.Решение задачи.
Рассчитайте давление, производимое каблучками туфель девушки и ботинками дедушки на пол.
Масса девушки - 50 кг, а масса дедушки – 70 кг.
Площадь каблучков туфель девушки – 2 см².
Площадь подошв ботинок дедушки – 400 см².
Воспользовавшись известной формулой давления, получим значения давления в СИ соответственно – 2500000 Па и 17500 Па.
Задача записывается в тетрадь, обсуждается полученный результат и выполняется сравнительный анализ.
Слайд 20.
Б.Работа с тестом.
Учащимся предлагается самостоятельно установить соответствие в этом блоке заданий за определенное время. Первых можно оценить.
5. Домашнее задание.
Слайд 21.
Три девочки одинакового телосложения (масса каждой – 36 кг) оказывают давление на пол. Длина каждой лыжи 1, 5 м, ширина 10 см, а площадь подошв ботинок 300 см². Какое давление производит на пол каждая девочка?
Учитель дает пояснение к задаче, а также называет параграфы учебника (33, 34) для чтения дома.
6. Подведение итогов и рефлексия
Отличившихся учащихся учитель отмечает. Выставляет оценки в журнал.
Вот и пробежал урок. Давайте подведём итог.
Весь урок вы все решали. Много нового узнали.
На этом уроке мы выяснили, что результат действия силы зависит не только от модуля этой силы, но и от площади поверхности, перпендикулярно которой она действует. Вы познакомились с новой физической величиной – давлением, узнали, в каких единицах измеряют давление, как его изменить.
В тетрадку дома посмотрите, в учебник, Интернет взгляните.
Домашнее задание. (2 мин)
1. На выбор:
а) Привести примеры животных и растений, реализующих способы увеличения и уменьшения давления для обеспечения своей жизнедеятельности отмечает.
На: Давление . Единицы давления.
МАТЕРИАЛ ИНТЕРЕСНЫЙ