Сочинение по картине Н.П. Богданова-Бельского "Устный счет"
Размещено: Татьяна Александровна Поплавская - вс, 14/03/2010 - 17:46
I. Вступление. Краткое знакомство с жизнью и творчеством Н. П. Богданова-Бельского.
1. Рассказ учителя с демонстрацией репродукций картины, портрета художника. Беседа по I этапу урока.
- Как вы думаете, почему Богданов-Бельский такое большое место в своем творчестве уделил именно сельским ребятишкам?
1) сам из села;
2) знает, сколько талантливых людей среди крестьян;
3) призывает крестьян учиться;
4) предлагает зрителям подумать над судьбой русской деревни.
2. Доклад ученика о знаменитых ученых, вышедших из крестьянской среды.
II. История создания картины.
С самого начала творческого пути определился интерес Богданова-Бельского к изображению русской деревни, быта крестьян. В 1895 г. В возраст 27 лет художник приехал в село Ташево, где когда-то учился. В этом селе известный талантливый педагог, профессор Сергей Александрович Рачинский основал образцовую народную школу, где сам же и преподавал. Так вот, Н. П. Богданов-Бельский уже знал, что напишет картину о школе, о сельской детворе, но конкретной темы еще не выбрал. Художник часто приходил в родную школу, вспоминал свое детство. Особенно ему запомнились уроки арифметики, которые увлекательно вел Сергей Александрович. Молодой художник решил написать картину об одном таком уроке. Богданов-Бельский стал посещать уроки каждый день, присматривался к ученикам. Он сделал много зарисовок с натуры. Вдохновенный труд – и картина готова.
Картина крупным планом.
III. Работа над картиной. Тема картины.
1. - Еще раз обратимся к названию – «Устный счет».
- На каком уроке дети занимаются устным счетом?
- Что вызывает наше удивление? Действия детей и учителя совсем не похожи на привычный нам современный урок. Как вы думаете, урок ли это?
- Да, это урок. Вот так необычно проводил уроки Сергей Александрович Рачинский. Дети сидели за партами, свободно перемещались по классу и каждый (вот именно – каждый!) говорил учителю свой ответ. При этом детей, как видите, занимает только учеба, хотя есть возможность размяться, а кому-то просто пошалить.
2. Раз мы находимся в школе, в классе, давайте обратим внимание на классную комнату. Учтите, что картине 120 лет!
- Что вы можете сказать о помещении, изображенном на картине? (Помещение просторное, т.к. в нем все равно еще есть парты; новое – свежие доски на стенах, большая красивая печь, доска, на стене таблица и репродукция кс картины)
Крупное изображение «Мадонны» Рафаэля.
- Кто знает, что это за картина и кто ее автор?
- Для чего учитель разместил эту репродукцию на стене класса? (Приобщает детей к искусству, высокому искусству).
- Нов ведь можно было повесить и другой шедевр? (Богородица охраняет и бережет детей от всяческих бед, помогает расти здоровыми и благоразумными).
3. Обратимся к композиции картины.
- Кто изображен на картине? Учитель и его ученики – мальчики. Учитель – сам профессор Рачинский.
- Как изобразил Богданов-Бельский преподавателя? Спокойный, добрый, умный. Нарядно одет – в строгом костюме с галстуком-бабочкой, аккуратно причесан. Чуть сутулится. Взгляд живой, веселый. Он с интересом, внимательно слушает ученика, который на ухо шепчет ему решение примера. Мальчик первым решил его. А почему вы так думаете? (Потому что остальные ученики еще в поисках ответа).
- Кто изображен на переднем плане. Это мальчик, напряженно обдумывающий решение. У него красивое умное лицо с большими выразительными глазами, он сосредоточен (об этом говорит его поза), хотя герой одет очень бедно: лапти, старая рубаха, подпоясанная бечевкой. Из рваного рукава виднеется локоть.
- Почему же художник выделил именно этого ученика? (Богданову-Бельскому важно показать внутренние качества героя).
- Чуть подальше от ученика, находящегося на переднем плане, мальчик, который чешет затылок, напряженно обдумывая решение. Решение вот-вот придет к нему, и он радостно побежит к учителю сообщать его. Лицо у мальчика светлое, открытое.
- Слева, ближе к Рачинскому, ученик в нарядной сиреневой рубахе, в сапогах. О чем говорит его одежда? Он из обеспеченной семьи, но учится именно в этой школе, т.к. здесь хорошее преподавание.
У доски.
- Обратите внимание на высокого паренька, который держит руку у подбородка. Он внимательно изучает записанные примеры.
Слева от него еще один ученик, который прислушивается к ответу, который шепчет учителю ответ.
Справа у доски два мальчика. Они, видимо, самые младшие в классе. Ребята о чем-то спорят, вероятно, у них не сходятся ответы. На ухо учителю шепчет ответ самый сообразительный ученик в классе. Лиц других учеников мы не видим, но понятно, что все заняты уроком.
Итак, сделаем вывод из изученного.
- Что вы можете сказать о деревенских учениках? Это пытливые, увлеченные, заинтересованные, смышленые дети. Богданов-Бельский проявил в этой картине тонкое понимание детской психологии.
- Можно ли сказать, что ребята различны по характеру, по темпераменту? Да. Художник показал многообразие детских характеров, непосредственность их души. Какова же основная мысль картины?
- Можно ли сделать вывод, что художник с любовью изобразил деревенских ребятишек? (Это основная мысль картины). Да, он сам любуется ими и призывает зрителей ими любоваться. Богданов-Бельский верит в светлое будущее детей, кем бы они ни стали – пошли учиться дальше или стали просто земледельцами. Но в любом случае это будут люди, умные, образованные и хорошо воспитанные.
IV. Художественные средства, используемые живописцем для раскрытия основной мысли картины.
В отличие от писателя художник изображает на картине какой-то один определенный момент.
- Как вы считаете, трудная ли задача стоит перед художником?
- Какие средства использует художник для раскрытия своего замысла? Цвет, освещение, композицию, детали и т.д.
- Что такое композиция? (расположение, составление, сочетание частей в определенном порядке, т.е. построение произведения искусства).
- Исходя из основной мысли картины, скажите, помогает ли композиция ее раскрытию?
- Еще полнее раскрытию основной мысли произведения живописи помогают детали.
- Каков фон картина? Фон и темный, и светлый (стены, печь, пол). И все же славные герои картины – учитель и мальчик на переднем плане изображены на светлом фоне. На таком фоне видны лучше главные герои картины, а значит, наше внимание лучше привлекается к ним.
- Колорит *(соотношение красок по тону, насыщенности цвета).
Цвет в картине имеет большое значение. С помощью цвета художник создает образ, передает свое отношение, взывает определенное настроение. Так. Желтый, розовый, красный, оранжевый цвета называются в живописи теплыми. Они напоминают тепло, огонь и, как правило, помогают художнику передать радостное и светлое настроение. Синий, фиолетовый, серый – это холодные цвета. Они связаны с ощущением холода и обычно вызывают чувство грусти, печали, тоски.
Общий тон картины неяркий, сочетает теплые красновато-коричневые и холодные серовато-голубые тона. Колорит спокойный, подчеркивает уют класса, деловую обстановку. А контрастирующие детали усиливают впечатление от картины.
- Какие цвета преобладают в картине? Белый, желтый, серый, темный. Пятна красного, синего оживляют картину.
- Понравилась ли вам картина? Почему? Нужно ли уметь читать, разгадывать картину, знать историю ее создания?
V. Словарно-стилистическая работа.
Колорит*
Фон*
1. Подберите синонимы к слову «художник» - живописец, автор картины, Богданов-Бельский.
2. Ученик, мальчик, мальчуган, паренек, герой картины.
VI. Составление плана.
I. Вступление. Краткая справка о художнике.
II. Основная мысль картины и средства ее выражения.
1. Тема картины и сюжет.
2. Композиция картины:
1) С. А. Рачинский – главный герой картины;
2) Мальчик на переднем плане;
3) Образы остальных учеников.
3. Художественные средства картины: фон, колорит, детали.
4. Замысел художника и его воплощение.
III. Заключение. Мое отношение к картине.
IV. Выполнение работы. Сочинение по составленному плану.