Продолжение темы «Разряды числительных». Целые, дробные и собирательные числительные».
(Чтение сказки сопровождается работой со слайдами)
А сейчас мы снова возвращаемся в царство Числительных и попадаем в уже знакомый нам район Количественных Числительных.
Вот откуда-то из-за угла появилась группа человечков.
- Мы сегодня в парке посадили сто двадцать восемь деревьев. Будет ЦЕЛЫЙ лес.
- А я сорвала одиннадцать ромашек – получился ЦЕЛЫЙ букет, - похвасталась одна местная жительница.
- Нас пять человек, но мы ЦЕЛЫЙ класс, - заявили человечки с рюкзаками за спиной.
(Показ слайда №1)
Учитель: Ребята, вы обратили внимание, что все числительные употребляют одно и то же слово? Какое? (Целый). Правильно, они так и называются – «числительные, обозначающие целые числа». (Показ слайда №2, запись числительных в тетрадь)
Со следующей группой обитателей царства мы встретились в небольшом, уютном кафе. Человечки заказывали блюда и напитки, но делали это как-то необычно:
- Мне, пожалуйста, одну вторую яблока, - попросил один.
- А мне только одну третью стакана сока, больше я не осилю, - говорил другой.
У продавца были очень точные весы, а на стаканчиках, в которых продавался сок, мы заметили деления.
За соседним столиком резали пирог.
- Давайте одну четвёртую часть съедим сейчас, а три четвертых унесём с собой, - внёс предложение человечек с линейкой в руках.
(Показ слайда №3)
- Почему вы так любите всё делить? – поинтересовались мы.
- А мы числительные очень справедливые и точные. Мы привыкли всё резать, отмерять, делить, ДРОБИТЬ. Мы так и называемся…… Догадались как?
(Дробные числительные)
(Показ слайда №4, запись числительных в тетрадь)
- А вот у наших братьев в соседнем дворе свои порядки, - сказал один из человечков, - познакомьтесь с ними поближе.
Братья, как выяснилось, тоже жили в языке по особым законам, тоже жили в языке по особым законам. По улицам города они никогда не ходили по одному. Вот показалась пара:
- СОБИРАЙСЯ, народ! Нас двое! Мы идем прыгать в классики! Присоединяйтесь!
Заинтересовавшиеся подходили, узнавали, в чём дело, и вот уже через минуту выкрикивали:
Нас трое! Ой, нет, теперь четверо! Мы идём прыгать в классики! СОБИРАЙСЯ, народ!
Затем снова:
- Нас уже семеро! Присоединяйтесь!
(Показ слайда №5)
- Что вы так кричите? – полюбопытствовали мы.
- Народ СОБИРАЕМ! Вот уже семерых собрали. Нам скучно, и мы хотим СОБРАТЬ как можно больше человечков в свою компанию. Мы ведь так и называемся ……….. (Собирательные числительные)
(Показ слайда №6, запись числительных в тетрадь)
Работа учащихся с интерактивной доской.
Задание:вставить пропущенные буквы, подчеркнуть числительные, указать их разряды.
В школе номер двадцать два прох…дили сор…внования. В первой к…манде было восемнадцать учас…ников. Шестеро из них зан…мались спортом уже два года. Ост…льные две трети учас…ников были спорт…менами-любителями. Однако класс был очень дружный, и поэтому ребята поб…дили. Из десяти этапов сор…внования юные спорт…мены выиграли восемь, то есть четыре пятых. Трое учас…ников получили м…дали, пятеро - поощрительные призы.
( Из школьной стенгазеты)
Проверка.На интерактивной доске появляется текст со вставленными буквами, подчёркнутыми числительными и указанными разрядами. (См. приложение)