|
Все истории "ЛЮБИМЫЙ УЧЕНИК"
Ирина Львовна IШанаева
К вопросу: "Есть ли у Вас любимчики?" я всегда относилась с юмором и отвечала обычно так: "Спросите об этом моих учеников. Они не соврут."
Но сегодня, думая о любимом ученике серьезно, могу точно сказать: есть в моей жизни одна маленькая девочка...
Наверное, в полном смысле этого слова назвать ее ученицей нельзя - она еще и в школу не ходит, но каждый вечер объявляет: "Завтра я пойду в школу... с бабушкой!" Так говорит моя внучка, София Храмова, которой сейчас чуть больше двух лет, и она учится, учится каждый день, каждую минуту, каждую секунду и... учит меня, учителя русского языка и литературы, произносить правильно слова своего собственного СОНЕЧКИНОГО языка. Я - хорошая ученица, получаю одни пятерки, да и моя маленькая учительница не отстает: сейчас пытается выговорить букву "Р" - слышите, слышите- конечно, не все получается, но слово "подаРРРок" звучит замечательно.
А я думаю о подарках судьбы: вот они совсем рядом, маленькие ЛЮДИ, но с такими большими стремлениями...
Любимая ученица... маленькая, смешная и серьезная одновременно, задает вопросы беспрерывно, хочет знать все...
Пусть моей маленькой любимой ученице повезет, пусть в ее жизни будет НОВАЯ ШКОЛА, НОВЫЕ УЧИТЕЛЯ, НОВЫЕ ОТКРЫТИЯ...
А может, моя любимая ученица - будущий Нобелевский лауреат?
София...потому что Храмова... потому что живет в Великом Новгороде... потому что уже сейчас мудра...
Татьяна Геннадьевна Боровкова
5 класс, урок истории – огромные, черные, испуганные глаза, следящие за тобой. Короткие, не всегда точные ответы. И вечно поднятая рука. «Спросите, пожалуйста, меня».
Любимая? Да, пожалуй, нет…
8 класс, урок обществознания. Внимательные, вечно все замечающие глаза. Добрая улыбка. Четкие, грамотные ответы.
-Достаточно, садись.
-Я не все рассказала, можно я продолжу?...
Любимая? А кто сомневался?
10 класс. Региональный конкурс. От страха за нее (как справится там одна, отвечая на вопросы взрослых, незнакомых ей людей), у меня леденеют руки, как бешеное стучит сердце. Она, как и много раз за эти годы, успокаивает: «Не переживайте. Все будет хорошо». Огромные, ласковые глаза, заглянув в которые понимаешь, действительно, все хорошо. Отвечает без запинки, четко, точно. И всем понятно, что у нее все получилось, она – лучшая. И мы едем домой с наградами, потому что моя девочка справилась с очередным уроком.
Любимая? Конечно!
11 класс. Честь выступить на муниципальном августовском педсовете предоставлена ей - Ученице года. Снова холодные ладони, страх за нее, беззащитную, маленькую, стоящую перед огромной аудиторией, заполненной педагогами города. И такие знакомые слова: «Не переживайте. Все будет хорошо!»
Любимая? Конечно, конечно!
«Я хочу стать учителем, как вы». Слова – музыка, слова - песня, слова – награда. Итог пути, длинною в 7 лет. Слова не расходятся с делом. И вот она – студентка 1 курса Пензенского педагогического университета.
Моя девочка, моя самая любимая ученица!
Наталия Владимировна Ковалева
- Ты знаешь, я в последнее время люблю сидеть на подоконнике и смотреть на ночной город…
Я ни о чем Тебя не спрашиваю... Я знаю Тебя. Я чувствую Тебя. Я люблю Тебя. Слова здесь ни к чему. «Здорово!»,- говорю я с улыбкой, а сердце почему-то напоминает о себе глухими ударами.
В один из вечеров, когда Тебя нет дома, я забираюсь на подоконник. Что я хочу увидеть? Не знаю… Я просто хочу посмотреть на То, что привлекает Тебя. Увидеть Твоими глазами… В бесконечную темноту убегают дорожки фонарей, подмигивает одиноким прохожим желтым глазом светофор, бессчетные окна соседних домов светятся таким разным светом: добрым, теплым, равнодушным, одиноким, страстным, тихим. Есть и бесцветные окна, нет, они не темны, просто в них нет жизни… Огромное количество огней завораживает, будоражит, не дает оторваться взгляду… Восторг, волнение, очарование смешиваются в душе в одно целое! Ты тоже чувствуешь Это? И тогда рождаются Твои стихи? Твоя музыка?
…Я знаю Тебя. Я чувствую Тебя, мой сын, моя гордость, мое сокровище… Проработав 17 лет в школе, я всегда говорила о своих учениках: «Мои дети». Я их учила, любила и воспитывала, ругала и жалела, приходила на помощь, взрослела с ними, влюблялась и разочаровывалась, гордилась их успехами, писала о них в газетах и журналах, посвящала им стихи. И все эти годы Ты терпеливо ждал меня дома. «Моя мама – учитель». Чего больше было в Твоих словах – гордости или сожаления? Родной мой, я очень старалась, чтобы Ты чувствовал, что важнее, любимее и дороже Тебя для меня никого нет. Всегда ли получалось? Об этом знаешь только Ты… Но я помню каждый день Твоей жизни, Твои мысли, поступки, открытия, победы, неудачи. Эти строки о Тебе и для Тебя – это мое признание в любви Тебе, моему самому любимому ученику…
Побывал в разных странах, прочитал много книг...
Для меня ты и сын мой,и мой ученик.
Спасибо тебе, что меня понимаешь,
И нотки учителя маме прощаешь...
Все самые светлые и теплые воспоминания моей жизни связаны с тобой, сынок, и «это невозможно растерять, это слишком здесь - в груди моей»… Чего я хочу в этой жизни для тебя? Добра, радости, любви, здоровья, состоятельности. Мечтаю о том, что ты сможешь реализовать в своей жизни все то, что дано тебе природой. Верю, что не растеряешь свою способность смотреть на этот мир через призму сердечности, врожденной духовности, творчества. Надеюсь на то, что рядом с тобой всегда будут люди, которые тебя любят и понимают. Чего хочу для себя? Видеть все это и радоваться за тебя….
- Ты знаешь, я в последнее время люблю сидеть на подоконнике и смотреть на ночной город…
Я ни о чем Тебя не спрашиваю... Я знаю Тебя. Я чувствую Тебя. Я люблю Тебя.
Анна Коровко
Хорошо, если он есть.
Жалко, если так и не удалось его встретить.
Прекрасно, если он появится в будущем.
Ведь тогда еще есть надежда :)
Какой он, мой ЛЮБИМЫЙ ученик? Такой же, как я сама? Или совершенно другой?
А у Вас есть ответ на эти вопросы?
Елена Владимировна Ходжер
Любимый ученик - это тот, ради кого ты каждый будний день несешься на работу ;
Любимый ученик - это тот, с кем ты участвуешь в различных соревнованиях ;
Любимый ученик - это тот, с кем тебе интересно работать ;
Любимый ученик - это тот, кто никогда не забывает поздравить тебя с профессиональным праздником, Новым годом, 8 марта ...
Любимый ученик - это тот, кто никогда не нарушает дисциплину ;
Любимый ученик - это тот, кто тебе помогает работать
Любимый ученик никогда тебя не подведёт !
Где ты?!?! Мой любимый ученик.
Надежда Владимировна Кучмина
Любимый ученик? Кто же это? Тот, кто всегда готов отвечать, тот, который вместе с тобой участвует в различных конкурсах и конференциях? Да, конечно, он любимый. Но не только он. Тот, с кем ходил на комиссию по делам несовершеннолетних, к кому ходил вечерами домой проверить, чем там он занят, потому что у него нет родителей, а значит, только от тебя зависит, что с ним станет в дальнейшем, - он тоже любимый. Потому что ученики наши - это наши дети. Вы ведь не станете утверждать, что если ваш родной сын (или дочь) оступится, то он станет нелюбимым?!
А как радуешься теперь, спустя годы, когда слышишь, что всё у них сложилось: семья, работа... И эти дети, с которыми пуд соли съел, самые первые спешат поздравить тебя с Днём рождения, с профессиональным праздником, интересуются твоей жизнью и, может быть смешно, немного ревнуют тебя к сегодняшним твоим ученикам, потому что теперь им ты отдаёшь душу.
Александр Михайлович Денисов
Солнечная соломинка Миши Додолина
В жаркую погоду Солнце пило из озера лучиком, как соломинкой..." . Занавески на окнах заколыхались, солнечный свет мелькнул на исписанной страничке и снова спрятался. Отрываю взгляд от тетрадки.
- Здравствуйте!
Школьный звонок сопит, хрипит, кашляет, подгоняя моих третьеклассников на урок. И вот перед ними стою я - говорящий, слушающий, нетерпеливый, ждущий. Вот сейчас! Сейчас сорвутся с их уст, появятся в их тетрадках рожденные мыслью слова. Как у Мишки Додолина про солнечную соломинку...
Миша вырос и учится теперь в другой школе. Да и я тоже работаю не там, где мы встретились с ним и его одноклассниками. У меня новые ученики. Шалуны, болтунишки, старатели, творцы изречений. Овладевают речевыми жанрами, или жанры овладевают ими. И мы вместе плывем в океане слов, радуемся удачным высказываниям друг друга, размышляем над ними, даем им оценку.
Для этих девчонок и мальчишек я - целое озеро мыслей, эмоций, чувств. Они верят мне, а я верю им. Верю больше, чем взрослым. Я держусь за них, как за соломинку. Солнечную. Держусь и надеюсь. Потому и люблю...
Захрипел школьный звонок. На окнах заколыхались занавески. "Выглянуло Солнце и опять стало пить воду из озера".
Алла Геннадьевна Кузнецова
Странно, это задание оказалось для меня невыполнимым. Будет банальностью сказать, что у меня все ученики любимые. я честно вызывала в памяти лица бывших и настоящих учеников... Все любимые. Нет самых... Тогда решила пойти от противного, вспомнить нелюбимых...Вот Вовка сколько крови свернул - зато сейчас взрослый мужик кланяется за 10 метров. Вот Степка, мелкий бес, пятый мальчик в семье, девченок звал только одним словом "дуры" - вполне солидный частный предприниматель, смешливый мужичок. Щукарь в молодости. Разные дети и разные судьбы, но каждый из них великая загадка, к разгадке которой очень интересно подходить, расплавляя этим интересом защитные оболочки. Загораются равнодушные глаза, взлетают удивленно ресницы, свободно шутят и азартно вгрызаются в работу, спорят, задают "толстые" вопросы, забывают принимать красивые позы и поглядывать тайком в зеркальце, закопанное между тетрадей.... А это "простите нас" дорогого стоит... И уже никуда не спешат на перемене...
Кто-то сказал: любовь - это чувство высокой несвободы от другого. Я несвободна от своих учеников, я счастлива от этой несвободы. Любимые мои ученики - это не банальность. Это три компонента счастья.
Ольга Викторовна Глушкова
Мой ученик, пытливыми глазами
ты смотришь на меня,
Но знай, мой друг, готового ответа нет для тебя.
И нам с тобою предстоит дорогу преодолеть,
Так много разного попробовать, освоить, чтоб все успеть.
И нам с тобою предстоит беседа - не на урок,
И для меня так важно, чтобы он состоялся,
этот Диалог.
Ты будешь задавать свои вопросы, а я – свои…
Не прост наш путь: сквозь тернии и – к звездам
давай, лети!
Поймешь ты вкус побед и поражений - не унывай,
Ведь только смелым подчинится время, и ты – дерзай!
Открыты пред тобою все дороги и все пути -
Расправь фантазии невидимые крылья! Давай,
твори!
***
Когда достигнешь ты очередной вершины, то в это миг
Хочу заранее сказать тебе спасибо, Учитель мой - мой Ученик!
Когда писала эти строки, видела перед собой лица своих ребят, а вовсе не собирательно-безликий, отвлеченный образ. Вот первый выпуск, я пришла к ним в 10 класс. Три медалиста – Федор, Витя, Денис. Парни-красавцы, умные до невозможности: напишут в своих сочинениях такие предложения, что до полночи разбираешь, какие знаки и почему нужно здесь поставить (это с моим-то «красным» дипломом). Пришлось выучить все примечания к правилам, а сборник Розенталя стал моей настольной книгой. На вечере встречи один из них признался, что до сих пор в семейном архиве хранится его сочинение на полстранички с моей рецензией …на 2 листах.
К., мальчик из проблемной семьи, неухоженный, часто попросту грязный. Ребята не очень жалуют таких, да и мы, взрослые, порой морщим нос, стыдливо отворачиваемся… А я и сейчас помню строчки из его сочинения(писал, как ходил пасти коров): «Солнце, как огромный красный медведь, переваливалось через гору». Зачитываю эти строчки на уроке – ребята с интересом поглядывают на героя дня, а он сидит чуть смущенный, а глаза сияют от счастья… Наташа и Таня – его одноклассницы. Помню, как они как-то подошли ко мне перед уроком в 5 или 6 классе и сказали, что хотят сегодня сами провести урок. Немного удивлена, но соглашаюсь. Конечно, на сорок пять минут их не хватило, но бумажный ангел – их подарок всем участникам урока – до сих пор лежит в книге…
Мне иногда кажется, что дети знают многое из того, чем я хочу с ними поделиться, что знания, как семена, лежат где-то в глубине их детской души, и нужно только помочь им пробиться, появиться на свет. Урок в седьмом классе, говорим о роли пейзажа в повести Гоголя. Встает Наташа: «А вы попробуйте прочитать повесть, убрав все описания природы! Жестокое время, а картины природы словно смягчают общее настроение повести. Вот вы задумывались, почему в сцене, когда сжигают Тараса Бульбу, и вроде бы все наше внимание должно быть приковано к герою, а автор включает описание реки?» И вот уже мы все вместе размышляем об этом…
Мой первый выпуск, в котором я училась быть классным руководителем… Мои нынешние… Спасибо вам за то, что я утром с удовольствием иду на работу. Спасибо за ваши вопросы, за сомнение в глазах, за творчество и даже за «проверки», которые заставляют меня думать, размышлять, СОВРШЕНСТВОВАТЬ – СЯ.
Спасибо, что даете мне возможность учить и учиться!
Наталья Александровна Иванчева
Учеников надо не любить. Учеников надо учить. Любить и знать надо свой предмет.
Еще хорошо любить учить своих учеников. Вот от такой любви всем всегда будет хорошо.
И ученику, и учителю и предмету.
С ув.Иванчева Н.А.  
|
|
|