Это неповторимое «Я»
(Генетика человека)
34 часа
9,10-11 классы
Учитель биологии
высшей квалификационной категории
МОУ «Лицей №11 им. Т.И.Александровой
г.Йошкар – Олы»
Манцурова Н.А.
АННОТАЦИЯ
В основу программы элективного курса положены принципы расширения и систематизации знаний, развития интереса у учащихся к самостоятельному приобретению знаний.
На элективных занятиях основной акцент сделан на помощи ученику в определении интересующих его проблем. Соответственно содержание курса расширяет знания, объединяет научные знания с обыденными, житейскими, как бы поднимает личный жизненный опыт ученика на научный, теоретический уровень.
Элективный курс включает межпредметные знания, что позволяет сформировать умения и навыки. Умение организовывать наблюдение, предполагает исследовательскую, творческую деятельность учеников.
Усвоение и выявление уровня учебного материала школьниками возможно с помощью специально разработанных заданий, решения генетических задач, семинарских занятий, лабораторных работ.
Методические идеи настоящего курса заключаются в том, что обучение не может и не должно сводиться только к овладению терминологией, биологическими законами, оно невозможно без коммуникативно-деятельностной основы, без личностно-ориентированного подхода. Для реализации данного подхода необходимым условием является персонификация, т.е. содержание образования должно представляться через личный опыт учителя. Ученики должны задуматься: если это важно для учителя и моих одноклассников, может быть, это важно и для меня?
Элективный курс может быть адресована тем учащимся, которые хотели бы качественно подготовиться к выпускным и вступительным экзаменам по биологии, в том числе и к ЕГЭ.
Пояснительная записка
Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Велико её как теоретическое, так и прикладное значение, но особое место в генетике занимает генетика человека. Международный проект «Геном человека», углубление знаний в области медицинской генетике, разработка современных методов генной терапии, синтез знаний в области генетики и экологии человека, изучение вопросов происхождения и эволюции человека с точки зрения генетики – вот далеко не полный перечень важнейших вопросов, которые решает современная генетика человека. Поэтому, на мой взгляд, весьма актуальным, является углубление содержания этого раздела в рамках предмета «Общая биология». Это актуально и с позиций концепций профильного обучения, и с позиций формирования естественно научного и гуманистического мировоззрения, и с позиций воспитания биологической и экологической культуры молодого поколения. Исходя из этого и была разработана данная программа элективного курса.
Элективный курс предусматривает изучение и теоретических, и прикладных вопросов, в частности медицинской генетики и психогенетики. Особое внимание уделено изучению степени влияния некоторых антропогенных факторов на генотип отдельного человека и на генофонд человечества в целом и, следовательно, на общие перспективы развития биологического вида Человек разумный.
Изучение элективного курса предполагает решение генетических задач, выполнение лабораторных и практических работ, представление итогов работы в виде отдельных проектов, презентаций.
Программа рассчитана на 34 часа.
Основные требования к знаниям и умениям
В результате изучения элективного курса учащиеся должны приобрести новые знания и умения.
Учащиеся должны знать:
· об особенностях человека как объекта генетических исследований;
· об основных методах изучения генетики человека;
· об особенностях организации наследственного аппарата соматических и генеративных клеток человека;
· о геноме человека;
· о различных механизмах наследования признаков у человека;
· о генетических основах онтогенеза человека;
· о мутагенах, о типах мутаций, встречающихся в клетках человека;
· об ос6новных видах наследственных и врождённых заболеваний и о заболеваниях с наследственной предрасположенностью;
· об особенностях генетической структуры популяций человека и о распространении в них некоторых признаков;
· о модификационной изменчивости в популяциях человека;
· о генетических основах антропогенеза и о перспективах эволюции человека как биологического вида с точки зрения генетике.
Учащиеся должны уметь:
· применять знания генетических закономерностях при рассмотрении вопросов происхождения и эволюционирования вида Homo sapiens;
· давать аргументированное объяснение распространению тех или иных признаков популяции человека;
· решать генетические задачи, связанные содержанием с генетикой человека;
· составлять генеалогические древа и анализировать по ним характер наследования того или иного признака в ряду поколений;
· изготовлять микропрепараты и работать с микроскопом;
· работать с учебной и научно популярной литературой;
· составлять планы, схемы, конспекты.
· представлять итоги работы в виде проектов и презентаций с использованием информационных технологий и интерактивной доски.
Изучение элективного курса базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин: анатомия и физиология человека, цитологии, молекулярной биологии и биохимии, гистологии, эмбриологии и современной теории эволюции.
Таким образом, изучение элективного курса генетика человека не только обеспечивает приобретение учащимися знаний в одной из наиболее актуальных областей биологии, но и способствует формированию целостной картины мира и пониманию своего положения в нём.
Основная концепция курса.
Чтобы помочь учащимся раскрыть собственный потенциал, в программе реализуются принципы, составляющие следующую педагогическую концепцию.
Принцип 1 - соответствие методологическим принципам современного биологического познания, на основе которого у школьников должны сформироваться системное мышление и целостная научная картина мира.
Принцип 2 - добровольность - каждый из учащихся принимает осознанное решение посещать занятия.
Принцип 3 - максимально активная позиция, что предполагает свободное высказывание участниками своих вариантов решений предлагаемых заданий и вопросов.
Принцип 4 – научность.
Принцип 5 - развивающий характер - данный элективный курс должен способствовать развитию познавательной самостоятельности, творчества.
Принцип 6 - историко-патриотический акцент при изучении истории генетики.
Принцип 7 - экологическая направленность - курс должен привести к формированию твердой убежденности, что неблагоприятные внешние факторы влияют на организм на молекулярно-генетическом уровне, являются причиной генетических нарушений.
Принцип 8 - профессиональная направленность - изучение данного материала должно облегчить учащимся процесс выбора будущей профессии
Формы проведения занятий
– лабораторные работы, наглядно отражающие биохимические и генетические закономерности, включают в себя формулирование цели работы, постановку задачи, перечень оборудования, описание хода работы, запись наблюдений, вопросы для проверки усвоения материала;
– решение генетических задач, связанных с реальными жизненными ситуациями, проблемами здоровья человека;
– лекции;
– дискуссии;
– «круглые столы»;
– создание компьютерной презенатции Power Point;
– работа с Интернетом, СМИ.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
|
Наименование темы
|
Всего часов
|
Лекции
|
Практические работы
|
Семинары
|
Формы контроля
|
1
|
Сто тысяч Я. (Методы изучения генетики человека)
|
6 часов
|
2
|
2
Решение задач
|
2
|
Рефераты, составление родословных, презентации
|
2
|
Биология нашей индивидуальности. (Наследственный аппарат соматических и генеративных клеток)
|
5 часов
|
2
|
2
|
1
|
Рефераты
|
3
|
От ДНК к поведению. (Механизмы наследования различных признаков у человека)
|
8 часов
|
2
|
4
Решение задач
|
2
|
Презентации
|
4
|
Этапы большого пути. (Генетические основы онтогенеза у человека)
|
5
часов
|
2
|
2
|
1
|
Рефераты
|
5
|
Сборка «Я». О некоторых поломках и ошибках «Я» (Основы медицинской генетики)
|
7 часов
|
3
|
3
|
1
|
Рефераты, презентации
|
6
|
Похвала чуду. Прогнозы. (Эволюционная генетика человека)
|
4 часа
|
2
|
1
|
1
|
Рефераты, презентации.
|
Содержание курса
Общее количество часов – 34
Введение(1 час)
Человек как объект генетических исследований.
Сложность изучения генетики человека.
I. Сто тысяч Я (Методы изучения генетики человека) (6 ч.)
Генеалогический метод. Родословные древа, методика их составления для признаков с разным типом наследования.
Близнецовый метод. Монозиготные и дизиготные близнецы. Конкордантность и дискордантность признаков у близнецов. Изучение степени влияния наследственных задатков и среды на формирование тех или иных признаков у человека.
Цитогенетические методы: простое культивирование соматических клеток, гибридизация, клонирование, селекция соматических клеток.
Биохимические методы.
Метод моделирования.
Метод дерматографики.
Популяционно-генетический (статистический) метод. Генетика популяции человека. Насыщенность популяций мутациями, их частота и распространение. Принципы равновесия мутационного процесса и естественного отбора в популяциях человека. Изоляты и инбридинг. Балансированный наследованный полиморфизм: геногеография групп крови, аномальных гемоглобинов.
Модификационная изменчивость в популяциях человека. Признаки с широтой нормы реакции. Признаки с однозначной нормой реакции. Практическое применение знаний о закономерностях модификационной изменчивости в популяции человека.
Практическая работа
Решение задач по темам: «Генеалогические древа», «Популяционная генетика и закон Харди—Вайнберга в применении к популяции человека».
Лабораторная работа
Изучение статистических закономерностей модификационной изменчивости (на примере произвольно выбранных количественных признаков человека: рост).
Темы для рефератов
«Родословные древа известных людей»; «Близнецы как биологическое явление». Презентации.
II.Биология нашей индивидуальности (Наследственный аппарат соматических и генеративных клеток человека) (5 ч.)
Хромосомный набор клеток человека. Кариотип. Типы хромосом. Аутосомы и половые хромосомы. Идиограммы хромосомного набора клеток человека. Структура хромосом. Хроматин: эухроматин, гетерохроматин, половой хроматин. Хромосомные карты человека и группы сцепления.
Геном человека. Явления доминирования (полного и неполного), кодоминирования, сверхдоминирования. Экспрессивность и пенетрантность отдельных генов.
Международный проект «Геном человека»: цели, основные направления разработок, результаты. Различные виды генетических карт человека.
Лабораторная работа
Изготовление и изучение микропрепарата щечного эпителия.
Тема для реферата: «Международный проект «Геном человека».
III. От ДНК к поведению (Механизмы наследования различных признаков у человека) (8 ч.)
Менделизм; закономерности наследования признаков у человека и типы их наследования — аутосомно-доминантный и аутосомно-рецессивный.
Признаки: сцепленные с полом, детерминированные полом, ограниченные полом.
Сцепленное наследование. Кроссинговер, его роль в обогащении наследственного аппарата клеток.
Полигенное наследование у человека: комплементарность, эпистаз, полимерия, плейотропное взаимодействие генов.
Цитоплазматическое наследование у человека.
Практическая работа
Решение задач по теме «Различные механизмы наследования признаков у человека».
IV. Генетические основы онтогенеза человека (Этапы большого пути)
(5 ч)
Особенности гаметогенеза человека. Строение яйцеклетки и сперматозоида человека, их генетический аппарат. Генетический смысл процесса оплодотворения.
Генетические аспекты эмбриогенеза человека. Регуляция активности генов в ходе онтогенеза (ядерно-цитоплазматическое взаимодействие, межклеточное влияние, действие гормонов, контроль транскрипции и т. д.). Гены и дифференцировка клеток. Роль генов в морфогенезе. Депрессия генов в ходе органогенеза.
Цитогенетические основы определения пола в ходе онтогенеза человека, его нарушения (мозаицизм, гермафродиты и гинандроморфы, синдром Морриса, трансвестизм).
Психогенетика. Роль наследственности и среды в проявлении специфических для человека фенотипических признаков — склонностей, способностей, таланта. Общая и специальная одаренность.
Практическая работа «Изменчивость. Построение вариационного ряда и вариационной кривой»
Тема для реферата: «Роль наследственности и среды в проявлении специфических для человека фенотипических признаков — склонностей, способностей, таланта». «Гены и преступность», «Гены и гении» Презентации.
V. Сборка «Я». О некоторых поломках и ошибках «Я» (Основы медицинской генетики) (7ч)
Мутации, встречающиеся в клетках человека. Основные группы мутагенов: физические, химические и биологические. Принципы классификации мутаций (по типу клеток, по степени влияния на генотип, по степени влияния на жизнеспособность организма и т. д.). Основные группы мутаций, встречающиеся в клетках человека: соматические и генеративные; летальные, полулетальные, нейтральные; генные или точковые, хромосомные и геномные.
Наследственные заболевания.
Моногенные заболевания, наследуемые как аутосомно-рецессивные (фенилкетонурия, галактоземия и т. д.), аутосомно-доминантные (ахондроплазия, полидактилия и т.д.), сцепленные с Х-хромосомой рецессивные (дальтонизм, гемофилия, миопатия Дюшенна), сцепленные с Х-хромосомой доминантные (коричневая окраска эмали зубов, витамино-резистентный рахит и т.д.), сцепленные с У-хромосомой (раннее облысение, ихтиозис и т. д.).
Хромосомные и геномные наследственные заболевания, связанные с изменением числа целых аутосом и их фрагментов (трисомии — синдром Дауна, синдром Патау, синдром Эдвардса; делеции — синдром «кошачьего крика») и с изменением числа половых хромосом (синдромы Шерешевского—Тернера, Кляйнфельтера, трисомии Х и т. д.).
Врожденные заболевания. Критические периоды в ходе онтогенеза человека. Терратогенные факторы. Физические терратогены. Химические терратогены. Пагубное влияние на развитие плода лекарственных препаратов, алкоголя, никотина и других составляющих табака, а также продуктов его горения, наркотиков, принимаемых беременной женщиной. Биологические терратогены.
Болезни с наследственной предрасположенностью (мультифакториальные): ревматизм, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, псориаз, бронхиальная астма, шизофрения и т. д.), особенности их проявления и профилактика.
Профилактика наследственно обусловленных заболеваний.
Медико-генетическое консультирование. Методы пренатальной диагностики. Достижения и перспективы развития медицинской генетики. Генная терапия.
Практическая работа:
Решение задач по теме «Генеалогические древа семей с распространенными наследственными заболеваниями».
Темы для рефератов:
«Мутагены антропогенного происхождения»: «Достижения и перспективы развития медицинской генетики»; «Генная терапия». Презентации.
VI. Похвала чуду. Прогнозы (Эволюционная генетика человека) (4ч)
Генетические основы антропогенеза. Биомолекулярные доказательства животного происхождения человека. Молекулярно-генетическое сходство человека и других приматов. Происхождение рас и расогенез. Генетическое родство и генетические различия представителей разных рас. Роль географической и социальной изоляции в формировании генофонда человечества. Homo Sapiens как единый полиморфический вид. Перспективы человека как биологического вида с точки зрения генетики. Евгеника. Клонирование человека: морально-этический и научный аспекты проблемы.
Темы для рефератов:
"Происхождение раc и расогенез с точки зрения генетики»; «Евгеника»: «Клонирование человека: морально-этический и научный аспекты проблемы». Презентации.
Рекомендуемая литература:
Литература для учащихся.
1. Захаров В.Б. Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2002. – 624с.
2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 816с.
3. Киреева Н.М. Биология для поступающих в ВУЗы. Способы решения задач по генетике. – Волгоград: Учитель, 2003. – 50с.
4. Дымшиц Г.М. и др. Биология. Общая биология : практикум для учащихся 10-11 классов. Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд. «Просвещение», 2008, 143с.
5. Петросова Р.А. Основы генетики. Темы школьного курса. – М.: Дрофа, 2004. – 96с.
Литература для учителя.
1. Беркинблит М.Б., Глаголев С.М., Иванова Н.П., Фридман М.В., Фуралев В.А., Чуб В.В. Методическое пособие к учебнику “Общая биология” - М.: МИРОС, 2000. – 93с.
2. Гин А.А. Приемы педагогической техники. – М.: Вита-Пресс, 2002. – 86с.
3. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002. – 144с.
5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Москва.
6. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 192с.
7. Петунин О.В. Элективные курсы. Их место и роль в биологическом образовании.// “Биология в школе”. – 2004. - №7.
8. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии. М.: Издательский центр “Академия”, 2003. – 272с.
9. Рувинский А.О., Высоцкая Л.В., Глаголев С.М. Общая биология: Учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением биологии. – М.: Просвещение, 1993. – 544с.
|
На: Элективный курс "Это неповторимое "Я"
Здравствуйте, уважаемая Нина Анатольевна! Прочитала Ваш курс! Отличный материал! Я сейчас тоже занимаюсь разработкой курса по решению генетических задач, ищу материалы. Спасибо Вам, если позволите я использую некоторые теоретические аспекты из Вашего курса, с обязательным указанием Вашего авторства!?
На: Элективный курс "Это неповторимое "Я"
Очень объёмный, содержательный курс. Чувствуется разработанность, владение материалом, учащимся профльных классов это будут очень интересным курсом.
На: Элективный курс "Это неповторимое "Я"
Нина Анатольевна! Познавательный курс! Я думаю, что детям будет интересно! Правда и времени на подборку материала к каждому занятию учителю нужно много!