Профессиональные и личностные качества вожатого как руководителя и лидера детского коллектива.
Я иду за тобой - вожатый
Знаю, ты меня не предашь,
Если трудно мне станет, когда-то,
Своё сердце ты мне отдашь.
Мне с тобою легко, вожатый,
По тропинкам к мечте идти,
Взяв гитару, рюкзак и песню
И частичку твоей души.
(Г.Дождикова)
Наш меняющий мир трудно определить, одним словом. Сегодняшние проблемы подростков – принятие себя как ценности, укрепление веры в себя и свои силы, ощущение своей уникальности и неповторимости, появление представлений о пределе и глубине своего «Я», о своём жизненном пути и роли своего «Я» на этом пути.
Какие моральные ценности создают основу духовно-нравственного сознания у школьников сегодня? Существенные изменения происходят в системе ценностных ориентаций личности. Процесс формирования личности усложнился активизацией ряда негативных тенденций: ростом преступности, наркомании, утрате культурных ориентаций, снижению веса многих духовных ценностей, таких как нравственность, культура, сотрудничество, взаимопомощь, честь и достоинство личности.
В этой связи, исходя из современного понимания места и назначения личности в обществе, одной из главных, следует считать проблему активизации воспитательной работы среди учащихся. Современная воспитательная практика неоднократно обращается к проблемам деятельности детских объединений, призванных помогать полноценной социализации подростков, способствовать активному вовлечению их в решение широкого круга проблем, утверждению их в обществе.
Актуальность данного выбора очевидна, т.к. именно детские объединения позволяют в полной мере использовать воспитательный потенциал коллектива, силу общественного мнения, а также создать благоприятную психологическую атмосферу для развития личности ребёнка. Значительным фактором воспитания учащихся является личность и деятельность вожатого. Вожатый - вожак детей, ведущий их по тропам жизни, старший друг, тот самый «значимый взрослый», который стоит у истоков детской самостоятельности, открывающий им в простых делах необъятность мира, дающий плоть словам: Родина, Долг, Достоинство, Честь, Верность, Дружба. Непростое это дело - быть вожатым, организовывать ребят, стать для них непререкаемым авторитетом.
Вожатый и его команда выступают душой детского объединения не только на этапе организации, но и в процессе роста участников детского объединения. Быть вожатым – значит, быть убеждённым человеком и исповедовать свою веру, воспитывать на личном примере. Кроме того, не нужно забывать, что детское объединение – это самодеятельная организация ребят, и вожатый призван, не командовать, а активизировать ребят, увлекать их интересными и полезными делами. Самой важной и, наверное, самой сложной проблемой в работе вожатого является создание дружного, работоспособного коллектива. Всякий коллектив, в том числе и ученический, создаётся, воспитывается и закаляется в общей деятельности. Задача вожатого заключается в создании психолого-педагогических условий, при которых подросток сможет раскрыться, найти путь к самопознанию, саморазвитию, самореализации. Именно организованный целенаправленный процесс даст возможность воспитать лидера. При этом следует помнить, что вожатый – не командир, который даёт приказы и распоряжения, а организатор коллективной жизни учащихся, их наставник и советчик, активизирующий ребят, способный увлечь их интересными и полезными делами. По мнению отечественного учёного Л.И. Уманского, внесшего большой вклад в разработку проблематики управления учебной и внеучебной деятельностью детей школьного возраста, существуют общие и специфические способности умелого организатора.
Общие способности личности организатора:
· практичность ума - способность применять знания, опыт в любой конкретной ситуации;
· общительность (коммуникативность) - открытость другим, готовность и умение идти на контакт с людьми;
· инициативность - творческое проявление активности, способность к генерированию идей, новых подходов к решению известных проблем и др.;
· настойчивость - умение доводить дело до конца;
· самообладание - управление собственными чувствами и поведением в соответствии с требованиями ситуации;
· работоспособность - способность длительное время работать без признаков усталости;
· наблюдательность - умение видеть главное с первого взгляда, запоминать и систематизировать важные детали;
· организованность - умение подчиняться определённому ритму работы и планировать свою деятельность;
Специфические организаторские способности:
· организационное чутьё (психологическая избирательность - умение правильно оценивать состояние ребёнка, понимать его душевную и физическую боль, радоваться вместе с ним; практически - психологический ум - способность учитывать индивидуально - психологические особенности каждого человека с целью повышения эффективности деятельности; психологический такт- умение быстро находить приемлемую в данных условиях форму общения с людьми в зависимости от их психологических особенностей и эмоционального настроя.);
· эмоционально - волевая воздейственность (общественная энергичность, требовательность и критичность);
· склонность к организационной деятельности:
- самостоятельное включение в деятельность;
- быстрое вхождение в роль организатора;
- умение нести ответственность за собственные действия и действия других людей;
Для того чтобы успешно взаимодействовать со своими воспитанниками, необходимо знать, какие тенденции превалируют в их ценностных ориентирах, что характеризует их сознание, потребности, интересы, в какие группы объединяются, почему их привлекают те или иные организации. Вожатый не только организатор деятельности, руководитель дела, но и лидер группы. Здесь важно развести понятия «лидер» и «руководитель», «лидер» и «организатор».
Лидер
|
Руководитель
|
Осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе.
|
Осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации.
|
Лидерство возникает стихийно.
|
Руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается. Это - целенаправленный, контролируемый процесс.
|
Явление лидерства менее стабильно.
|
Руководство - стабильное явление.
|
Лидер не обладает системой санкций
|
Руководство подчинёнными обладает определённой системой различных санкций
|
Лидер принимает непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности
|
Принятие решения руководителем опосредовано множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе
|
Лидер
|
Организатор
|
Сконцентрирован на людях, коллективе (межличностных и деловых отношениях)
|
Сосредоточен на структурах управления, средствах, методах достижения цели
|
Являясь «ведущим», внушает доверие «ведомым»
|
Использует официальные механизмы управления, а не личностные, неформальные отношения
|
Главные вопросы, на которые отвечает: ЧТО? ПОЧЕМУ?
( цель) (мотив)
|
Главные вопросы, на которые отвечает:
КАК? КОГДА?
( средство) (время)
|
Бросает вызов существующему положению дел, стремится изменить его
|
Принимает существующее положение дел и действует в установленных формальных рамках
|
С организаторскими способностями очень тесно связаны способности педагогические. Организатор (руководитель) сосредоточен на проблемах управления процессом осуществления какой-либо деятельности, а педагог - на её учебно-воспитательном аспекте, влиянии, воздействии на личность ребёнка. Поскольку вожатый является одновременно и воспитателем, и руководителем детского коллектива, то для эффективного руководства, по мнению современного психолога РЛ. Кричевского, целесообразно выделить следующие черты
* доминантность;
* уверенность в себе;
* эмоциональная уравновешенность;
* стрессоустойчивость;
* креативность;
* стремление к достижению цели;
* предприимчивость;
* ответственность;
* надёжность в выполнении заданий;
* независимость и общительность;
Профессия вожатого - творческая, поэтому особенно важно подходить к организации деятельности творчески, с учётом ситуации, особенностей характеров детей и их личностных качеств. Для творческого подхода к деятельности, ориентированного на получение высоких результатов, важно не только осознавать поставленную цель, но и комплексно, многосторонне представлять ситуацию, в которой эта цель реализуется.
Своей деятельностью вожатый увлекает подростков, создаёт условия их желанной самореализации в реально общественно значимых делах, объединяет на достижение общих целей, завоёвывает авторитет и становится лидером (А.Г.Кирпичник).
Лидерская позиция позволяет вожатому в детском объединении выполнять роль организатора совместной деятельности, а, учитывая, что дети, участвуя в объединении, реализуют субъектную позицию, точнее было бы назвать роль вожатого, ролью организатора детской самодеятельности. Лидерская позиция и организаторская роль реализуются соответствующими способами действий. Эти способы и есть механизмы действия вожатого, образующего детское объединение, обеспечивающего его жизнестойкость и дееспособность. Включённость в детское объединение позволяет ребёнку наиболее полно удовлетворить многие социальные потребности, реализовать интересы и стремления, свободно выражать собственные взгляды и мнения, формировать навыки жизни в демократически устроенном государстве.
Именно от вожатого зависит, какой характер взаимоотношений сложится в его объединении, какие моральные нормы жизни, жизненные установки, ценности будут преобладать среди детей. Будут ли проводимые дела приводить к позитивным, положительным результатам или, напротив, к утверждению в объединении вседозволенности, подавлению сильными, слабых, способствовать проявлениям распущенности, агрессивности и т.д. Поэтому вожатому важно, чтобы в детском коллективе царил дух взаимоуважения, взаимопонимания и взаимоподдержки. А для этого нужно знать своих воспитанников. Ведь растущий человек всё время изменяется. И не только внешне. И не только под нашим влиянием. Поэтому вожатый должен быть немножко исследователем. Стремясь лучше узнать своих воспитанников, вожатый часто проводит письменные опросы, наиболее распространённая методика, применяемая в педагогической практике. Этот метод вполне доступен, как опытному вожатому, так и начинающему. Данный метод прост и экономичен. За короткий срок можно получить огромный объём информации для последующего анализа. Результаты письменного опроса всегда целесообразно дополнить и проверить с помощью таких методов исследования, как беседа, наблюдение, изучение творческих работ, методика исследования настроения, тест на межличностные отношения, социометрия и др. Цветовая гамма, соответствующая настроению:
Красный - восторженное (7 баллов)
Оранжевый - радостное (6 баллов)
Жёлтый - светлое, приятное (5 баллов)
Зелёный - спокойное, ровное(4 балла)
Синий - грустное, печальное (3 балла)
Фиолетовый - тревожное, тоскливое (2 балла)
Чёрный - полный упадок, уныние(1 балл)
Каждому цвету соответствует определённое количество баллов (от 1 до7). При подведении итогов суммируются баллы, полученная сумма делится на количестводетей в отряде (группе). Таким образом, выявляется общее настроение в отряде (группе).
Бланк социометрического опроса
Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашего отряда, с учётом отсутствующих.
1. С кем из вашего отряда ты пошёл бы в многодневный туристический поход?
а)
б)
в)
2.Кого бы ты из отряда пригласил бы на свой день рождения?
а)
б)
в)
3. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?
а)
б)
в)
4. С кем бы ты хотел работать в одной творческой группе по подготовке отрядного дела?
5.Обработка и интерпретация результатов.
Не секрет, что успех воспитания во многом зависит от знания вожатого, и процессов, происходящих в его коллективе. Чтобы вожатый работал профессионально, нужно знать данные методы исследования и умело применять их в своей работе. Применение разнообразных методик - это пополнение опыта вожатого в сфере изучения личности ребёнка, определения эффективности воспитательного процесса.
Сегодня государство снова заинтересовано в возрождении профессии вожатого. Хочется верить, что профессия воспитателя детей и подростков во внешкольной среде, в условиях добровольной самодеятельной организации станет одной из самых авторитетных, любимых и детьми, и взрослыми. Сегодня слово «вожатый» ассоциируется с широко образованным, разносторонне развитым специалистом, личностью, физически и нравственно совершенной. Современный вожатый сочетает в себе знания и умения педагога, психолога, социолога, а по существу является детским политологом.
«Вожатый» - слово гордое, не скажешь как - нибудь
Он, как звезда Полярная укажет верный путь.
Он с детством не прощается, оно с ним навсегда.
Вожатый не профессия - призвание, судьба!
Литература
1. С. Горбачёв. Вожатый - актуальная профессия. Воспитательная работа в школе. Народное образование. 2005. №2 .
2. Сысоева М.Е., Хапаева С.С Основы вожатского мастерства. Курс лекций. Рабочая тетрадь. - М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002.
3. Мастерская вожатого. Руководство для начинающих и опытных./ Под редакцией Е.А.Левановой. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 176 с.
4. Шамова Л. Ф., Ховрин А.Ю. Вожатый - старт в профессию. Кипарис - 12.Учебно - методическое пособие. - М: Педагогическое общество России. 2005.- 192 с.
5. Смекалова Е.М. Школа лидерства: Методические рекомендации. - М: ТЦ Сфера, 2006. - 96с. ( Воспитание в школе).
6. Нечаев М.П. Диагностика воспитанности школьников. Учебно - методическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2006. - 64 с.
|