-1-
Принципиальными положениями, повлиявшими на выбор мною темы «Культурологический подход в обучении и воспитании на уроках русского языка» в качестве основополагающей в течение 3-х лет работы, стали основные направления модернизации образования, одним из важнейших компонентов которых является усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества. Укрепил уверенность в правильности выбранного решения указ Президента РФ В.В.Путина в 2006 году «О проведении Года русского языка», в котором роли русского языка в упрочении российской государственности, дружбы и сотрудничества, в развитии отечественной культуры, науки и образования отводилось первостепенное место. Ориентированность на развитие личностных смыслов в образовании и воспитании сообразно культурным традициям вызвала у меня потребность поднять и взрыхлить глубинные пласты сознания душ воспитанников и вдохнуть в их сердца свежую струю любви к языку своего народа, а значит и любви к отечеству.
Проблема ценностного отношения к культуре русского народа и его традициям через ценностное отношение к языку как носителю культуры стала для меня особенно значимой и актуальной.
По моему глубокому убеждению, именно русский язык как учебный предмет, понимаемый как предмет духовный, мировоззренческий призван не только формировать систему взглядов на природу и общество, но и воспитывать языковую личность как субъект национальной культуры, как гражданина и патриота.
Считаю, что культурологический подход в преподавании русского языка способствует становлению духовно-нравственной личности, а для этого ребенку необходимо:
-2-
1) оценить богатство культурного наследия русского народа;
2) осознать свою причастность к культурным ценностям соотечественников;
3) сформировать убежденность в том, что русский «язык есть самая живая, самая обильная и самая прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое историческое, живое целое» (К.Д.Ушинский);
4) приобрести опыт духовно-творческой личности, способной научиться ориентироваться в современном культурном пространстве.
Это, по моей гипотезе, и станет основой формирования культурологической компетенции, позволяющей осознать язык как форму выражения национальной культуры, понять взаимосвязь языка и истории народа, увидеть национально-культурную специфику русского языка, овладеть нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Таким образом, целью моей работы по данной проблеме является воспитание гражданственности и патриотизма, сознательное отношение к языку как духовной ценности русской национальной культуры.
Опираясь на мудрость К.Д.Ушинского, его уверенность в том, что «дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка», я все больше понимала, правоту Ф.И.Буслаева в том, что действительно «нет ни одного предмета, в котором бы так тесно и гармонически совокуплялось преподавание с
воспитанием, как в обучении отечественному языку»
Ещё в 1844 году Ф.И.Буслаев в своем труде «О преподавании отечественного языка» указывал, что «родной язык так сросся
-3-
с личностью каждого, что учить оному значит вместе и развивать духовные способности учащегося…», «основательное изучение родного языка раскрывает все нравственные силы учащегося».
По словам И.И.Срезневского, «думать о духовно-нравственном воспитании человека и не думать в то же время о его родном языке… невозможно…».
В этом я также совершенно убеждена.
Поэтому духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка является неотъемлемой составляющей моей педагогической концепции.
Каким же должно быть национально ориентированное преподавание отечественного языка?
В определенной мере отвечают на этот вопрос разработанные под руководством академика Н.М. Шанского минимумы содержания образовательных программ по русскому языку, в которых отражается неразрывная связь русского национального языка с русской национальной культурой в целом. В минимумы введены темы, обеспечивающие формирование языкового сознания школьника, его лингвокультурологической компетенции: происхождение русского языка и языковые контакты, место русского языка в системе других языков, основные этапы развития русского языка.
В учебниках русского языка представлены высказывания М.В.Ломоносова, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, К.Г.Паустовского, А.Н.Толстого, других известных писателей и учёных-лингвистов, в которых раскрывается богатство, величие русского языка. Однако, как мне думается, этого совершенно недостаточно для формирования целостного, осознанного понимания всей глубины феномена русского языка, русского слова как одной самых значимых ценностей нашего народа.
-4-
Бесспорно, вводные уроки «Язык и речь. Язык и человек» (5кл), «Русский язык - один из развитых языков мира» (6кл.), «Русский язык как развивающее явление» (7кл.), «Функции русского языка в современном мире» (8кл.), «Международное значение русского языка» (9кл.) выполняют важную функцию в определении основной воспитательной идеи предмета.
На таких уроках основными методами работы являются словесные:
беседа, обсуждение, дискуссия, лекция. Проходят они как в традиционной, так и в нестандартной форме: праздники, игры, путешествия.
Так, в 5 классе - первый урок – праздник Слова. Стараюсь создать на уроке эмоциональный настрой радости общения с русским словом. Стихи, загадки, пословицы о слове, истории из жизни слов, игры в слова помогают ребятам прийти к простой, но очень важной мысли, содержащейся в словах В.А.Сухомлинского: «Любовь к родине невозможна без любви к родному слову…Человек, который не любит языка родной матери, которому ничего не говорит родное слово - это человек без рода, без племени».
В 6-м классе на вводном уроке, определяя тезис урока, обсуждаем высказывания В.Г.Белинского, Н.В.Гоголя, К.Г.Паустовского о русском языке, находим доказательства из упражнений, из коротких сообщений уч-ся, делаем вывод: русский язык - один из развитых и богатых языков мира.
В 7-м классе вводный урок по теме «Русский язык как развивающееся явление» провожу, используя метод сравнительного анализа соответствий славянских языков на всех уровнях, в форме лекции с элементами беседы с включением рассказов учащихся об изменениях в русском языке в разные эпохи.
-5-
Вводный урок по теме «Функции русского языка в современном мире» в 8 классе строю на научной основе. Сделав вступительное слово, определяю вопросы для обсуждения, предлагаю в процессе чтения учебной статьи найти
основные положения, составить план, который сконцентрирует самые важные мысли. К выводу по теме урока восьмиклассники приходят уже почти самостоятельно.
В 9-м классе по теме «Международное значение русского языка» организую мини – конференцию, которая проходит по плану, включающему основные аспекты проблемы. Выступления учащихся по темам «Мировые языки и их роль в развитии международных отношений», «Функции мировых языков», «Причины включения русского языка в состав мировых языков», «Оценка русского языка в высказываниях лингвистов, писателей» помогают более полно и глубоко разобраться в сложных, но важных вопросах, а главное, проникнуться чувством гордости за наш язык, подняться на более высокую ступеньку в понимании значения русского языка для каждого гражданина.
Максимально же в решении проблемы культурологической компетентности школьников помогает создание культурологической среды, в которой происходил бы естественный процесс формирования «пространства культуры».
В этом плане у нас, учителей русского языка и литературы, есть огромные преимущества перед преподавателями других школьных дисциплин.
Во-первых, это глубокая межпредметная связь русского языка и литературы. Во-вторых, это уроки развития речи, которые я считаю связующим звеном в системе формирования ценностного отношения к языку как на уроках русского языка, так и на уроках литературы.
На уроках русского языка использую для анализа тексты из учебников литературы, даю в качестве домашнего задания найти в художественной литературе
-6-
примеры самобытности, выразительности, эмоциональности русской речи. Например, изучая пословицы и поговорки, в 7 классе провожу интегрированный урок русского языка и литературы. На нём не только знакомлю ребят с богатством народной мудрости, но и работаю над языковой меткостью, экспрессивностью русской речи, учу вводить пословицы и поговорки в речь, помогая тем самым сохранять традицию русского народа выражать мудрость в пословицах, поговорках, загадках.
Исследуя фольклорные эпитеты в былинах, помогаю детям не только увидеть их как важнейший элемент стилистики народнопоэтического текста, но и как яркое средство отражение мира, раскрытия образа, как ценностную характеристику былинных героев. Богатыри: сильные, могучие, русские, славные, святорусские, чудные, дивные; молодцы: добрые, удалые, дородные, удатные. Все вместе эти эпитеты передают значение «сильный удалой», «защитник отечества», « милый народу».
Считаю бесценными публицистические статьи Д.С.Лихачева «Земля родная» и включаю их в уроки русского языка не только в качестве примеров публицистического стиля речи, но и как тексты, способствующие воспитанию духовности в самом его глубоком смысле.
Изложения по классическим литературным текстам, сочинения на их основе дают прекрасную возможность погрузиться в мир неисчерпаемой красоты русской речи, прикоснуться к сокровищам мудрости художников слова.
Особенно высокую оценку даю урокам развития речи, на которых ребята обращаются к описанию памятников культуры. Один из них - урок в 8-м классе «Памятники архитектуры. Храм Василия Блаженного».
-7-
В подготовке и проведении его использую элементы исследования с целью пополнения фоновых знаний учащихся об архитектуре. Приемом подачи их на уроке становятся сообщения групп «историков» и «архитекторов».
С помощью выступлений учащихся решаю проблему пополнения фактических знаний, необходимых для осознания значения этого памятника как культурного национального достояния, воспитания гражданственности, развития интереса к изучению памятников искусства, святынь русского народа. Исследования «архитекторов» позволяют обратить внимание на специальную лексику. Использование словаря с иллюстрациями различных архитектурных элементов помогает, во-первых, наглядно увидеть детали храма, а затем отыскать их в общем ансамбле; во-вторых, лучше запомнить термины, в-третьих, установить культуроведческие параллели (например, кокошник - архитектурное украшение и головной убор женщин Древней Руси); восстановить в памяти образы слов (например, «гульбище», «луковица», «барабан», «бойница», «портал»).
Важными элементами урока становятся беседа, словарно-стилистическая работа, наблюдения, сбор и систематизация материала для создания сочинения, самостоятельная работа по составлению плана, обсуждение микротем, повторение типов, стилей речи.
Предлагаю написать сочинение-описание с элементами повествования «Собор Василия Блаженного - памятник русской старины»
На мой взгляд, любой урок подготовки к сочинению - это не только формирование речеведческих навыков, но подготовка к раскрытию души, реализация культурологического подхода.
Обогатить генетическую память учащихся, помочь им соприкоснуться с предметами, которые символичны для каждого человека, принадлежащего к русской национальной культуре, дает возможность работа над натюрмортом В.Ф.Стожарова «Хлеб, соль, братина». Данное полотно я использую для устного сочинения. Эта форма работы в 8-м классе способствует развитию
-8-
устной речи. Предваряет сочинение «заочная экскурсия» в картинную галерею. Задача её заключается в том, чтобы учащиеся смогли увидеть
реликвии быта русского человека, ощутить смысловые связи, определявшие мировоззрение и образ жизни многих поколений на Руси.
Для собирания рабочих материалов применяю таблицу, помогающую отметить, что наблюдаем, какими словами описываем, что рассказываем.
Метод коллективной работы в данном случае активизирует общность интересов, объединяет ребят для более содержательного анализа всех деталей. Привлекаю для иллюстрации собранные ребятами пословицы и поговорки о хлебе. Например, «Ржаной хлебушко – калачу дедушка», «Матушка рожь кормит всех сплошь», «Хлеб – всему голова».
Озвучивание их переводит разговор в воспитывающую плоскость. Знакомство с братиной, деревянным сосудом в форме уточки, позволяет узнать много интересного о древних русских обычаях.
Всего несколько предметов натюрморта: каравай, рушник, ковш, солонка - раскрывают удивительную историю жизни русского народа, укрепляют связь поколений. Практическая работа со словарем В.И.Даля открывает новые грани слова «братина».
Глядя на картину, задумываемся над важными жизненными ценностями, размышляем о человеческих качествах, свойственных русскому народу.
Автор натюрморта не просто написал интересную картину, он преподнёс нам урок исторической памяти, доброты, человечности.
Устное сочинение может быть и рассказом, и описанием, и рассуждением, а может быть и синтезом типов речи.
Наиболее эффективной методикой развития речи я считаю методику на основе концептов русской культуры, включающей как приёмы рационального (логического), так и приёмы иррационального (интуитивно – ассоциативного) анализа слова как единицы языка и текста, создающей
-9-
условия для гармонизации развивающейся «картины мира» растущего человека.
Изучив теоретические основы данного метода в работах лингвистов А.Д.Дейкиной, Г.М.Кулаевой, В.И.Гвазави, Т.М.Пахновой, Е.А.Быстровой,
Н.А.Мишатиной, Т.Ф.Новиковой, убедилась в несомненной ценности концептуального анализа художественного текста как особого типа анализа, при котором художественный концепт способен выступить в качестве строительного материала при формировании новых художественных смыслов, целостного и ценностного отношения к слову.
В качестве предварительной подготовки к объёмной, глубокой аналитической работе провожу наблюдения, размышления о пространстве слова. Объектом наблюдения стал рассказ Ф.Абрамова «По ребячьему крику соскучилась». Ребята перечитывают рассказ выразительно. Определяем три вида информации в тексте: фактуальную, (передающую факты) концептуальную, (вскрывающую основное содержание произведения, его смысл) и имплицитную (скрытную, не выраженную словом, подтекстовую).
Находим ключевые слова, несущие в тексте фактуальную информацию: холмики, горки, горушки, деревня, травка – муравка, улица, дом, старуха. Эти слова имеют в данном тексте концептуальное значение.
В художественном тексте фактуальная и концептуальная информации взаимосвязаны.
Используя прием анализа, определяем основную мысль произведения и проводим параллели «деревня – старуха». Рассуждая, приходим к выводу, что деревня, состарившись, умирает, но она так любима, дорога героине, автору рассказа. Мысль о смерти деревни ранит их сердца.
– А что значит для деревни «звенеть звоном от ребячьего крика?
Это значит продолжение жизни, продолжение традиций, продолжение рода.
-10-
Далее вместе выстраиваем ассоциативный ряд: гибель деревни ведет к исчезновению из нашей жизни таких понятий как преемственность традиций,
честь рода, душевная доброта, чистота, связь поколений, заветы отцов, опыт предков, зов родной земли, продолжение рода, душевная мудрость…..
Текст пронизан заботой о судьбе деревни, любовью к малой родине, наполнен нравственного смысла. Какое слово помогло нам сделать такой вывод? Ключевое слово – деревня.
Это слово является объединяющим, вскрывающим глубину смысла текста.
Оно приобретает у автора основополагающее значение и соотносится с другими значимыми понятиями: Родина, Отечество, Отчизна, родная земля, Россия.
Как видим, выявление ключевого слова привело к постижению авторской позиции, а от неё – истоков культуры и духовности народа.
Анализ текста позволяет насладиться языком, погрузиться в родную речь, познакомиться с народными традициями, нравственно – этическими нормами.
Школьники убеждаются в том, что поиск тропов – инструмент, с помощью которого автор выражает свою позицию, что они – ключ, способный открыть загадки текста.
Сравнение рассказа Ф.Абрамова и стихотворения Н.Рубцова, а далее и самостоятельная работа со стихами А. Жигулина, Н.Рубцова позволяют «прирастить» смыслы ключевого слова. Деревня – это Родина, Россия, малая родина, родительская изба (дом), от порога которой уводят детей дороги в большой мир- всё, что с детства и навсегда входит в нашу память: мама, отец, дорогие сердцу места, друзья, первая любовь..
- Истоками каких нравственных начал видится поэтам деревня?
- Истоками духовности, сохранения традиций, устоев жизни: деревня – кормилица, житница России, неутомимая труженица…
-11-
Таким образом, включение в работу концептуального анализа способствует формированию культурологического подхода в обучении и воспитании.
Примером освоения новой технологии работы с текстом и словом в тексте стал урок речеведения в 8-м классе по теме «Пространство слова», на котором в полной мере мне удалось реализовать задачи формирования этно и социокультурной компетенции в процессе концептуального анализа текста через исследовательский вид деятельности.
(Материалы урока прилагаются)
Исследование как метод обучения и воспитания также активно использую на уроке речеведения в 8-м классе по теме «Употребление обращений в разных стилях речи». На этапе актуализации опорных знаний учащиеся определяют стили речи, дают их характеристики, раскрывают историю, особенности обращения как речевого понятия, показывают способы его выражения и функции. Для решения проблемного вопроса «Как вы думаете, в каких стилях чаще всего используются обращения?» ребята составляют план исследования, проводят сравнительный анализ текстов различных стилей.
На этапе исследования проходит мини – конференция, дающая возможность погрузиться не только в речевые единицы, но и в культурологический аспект данного вопроса. Ведь обращения в Древней Руси были «элементом высокой духовности». Нежность, теплота взаимоотношений («матушка », «батюшка», «братец», «сестрица») очень хорошо выражаются в формах этих обращений.
На этапе практического применения знаний учащиеся получают задания составить интересные начала писем к родителям, к предкам и потомкам, используя обращения.
Такие уроки обычно делаю сдвоенными, так как нужно реализовать все предварительно наработанные заготовки текущих уроков, показать результаты самообразовательной и индивидуальной работы с художественными источниками, словарями, справочниками, обобщить поисковую деятельность учащихся.
-12-
В ходе урока сочетаю индивидуальную, групповую и коллективную формы работы с учащимися, что позволяет создать атмосферу сопричастности каждого к погружению в «родники» русской речи, русской души.
В процессе работы я убедилась, что использование элементов научного исследования, аналитическая работа дают возможность организовать продуктивную деятельность учащихся, ввести творческие методики в активное познание слова, его смысловой ценности.
Проводя рефлексию таких уроков, заметила более осознанное понимание учащимися личностных смыслов слова, более глубокое проникновение в мир русской речи, а главное, повышение духовно – интеллектуального уровня обучаемых.
Приобщение к этнокультуре народа, овладение навыками концептуального анализа текста и слова, исследование речевых единиц с культуроведческих позиций открывают перед учащимися новые возможности в познании и осознании мира, вовлекают в процесс выработки новых смыслов, согласованных с «вечными» ценностями культуры России.
Поэтому в 9-м классе наряду с уроками речеведения стали необходимыми уроки миропонимания, которые помогли бы сконцентрировать внимание на единстве понятий «человек – язык – культура».
Урок миропонимания «Человек – язык – культура» стал обобщающим. Подготовка к нему проходила в течение двух недель. Группы исследователей самостоятельно готовили сообщения по темам «Мои мысли о будущем русского языка», «Ваш проект: что нужно сделать, чтобы сохранить красоту и самобытность русского языка », «Мы говорим по-русски: но всех ли нас можно назвать культурными людьми?» «Моя страничка в учебнике русского языка».
-11-
«Практики» работали со справочниками, с толковыми, фразеологическими словарями, выполняя индивидуальные задания.
Творческая группа подготовила инсценированное выступление «Речевая культура», выразительное чтение легенды о языке.
Во время урока выступления ребят, их практическая, творческая работа стали доказательствами главного тезиса урока «Самое удивительное и мудрое творение человечества – это язык, и по отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности» (К.Г.Паустовский). Привели их к выводу о том, что язык человека – его мировоззрение и поведение.
- Что же нужно сделать, чтобы сохранить красоту и самобытность русского языка?
- Практическая работа по культуре речи, упражнения по исправлению речевых недочётов, построение диалога вежливости, составление словосочетаний и предложений о языке углубили знания учащихся, дали возможность показать их компетентность в пропагандировании идеи «Человек – творец языка и культуры».
Эффективность урока обеспечили личностно – ориентированный подход в определении места каждого учащегося в системе урока, методы, приёмы и средства, используемые в процессе подготовки и проведения занятия.
Итоговый урок миропонимания «Человек-язык-культура» подвёл итоги самостоятельной деятельности ребят, ещё раз убедил их в точности высказывания В.А.Сухомлинского: «Речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры».
Важной составляющей системы планомерной работы по усилению духовно – нравственной функции русского языка и литературы явились занятия в рамках спецкурсов «История художественной культуры» (8кл.), «Культура речи» (7кл.), «Литература Ставрополья и народов Северного Кавказа»
-12-
(5-8 кл.), которые стимулировали поисковую деятельность учащихся, расширили границы культурологической работы.
Региональный компонент образовательного стандарта дал мне возможность на более высоком уровне познакомить ребят с национальными традициями, с особенностями языковой культуры жителей Ставропольског края.
С шестиклассниками мы организовали сбор пословиц, поговорок народов, проживающих на территории Ставропольского края, казачьих пословиц и поговорок, сравнили их с русскими пословицами и поговорками, выявили их сходство и отличие, сгруппировали по темам «Добро зло» , «Отечество» , «Ум и глупость» «Труд и лень», создали презентацию , а затем предоставили на занятии по теме «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки народов Ставрополья» (Презентация занятия прилагается).
В 7-м классе составили сборники «Обрядовая поэзия», «Обрядовые песни», в 8-м – «Казачьи песни Ставрополья», «Бытовая речь ставропольцев». Материалы работы стали предметом исследования на тему «Многообразие форм обращений в фольклоре и бытовой речи жителей Ставрополья». Одна из работ по данной теме была представлена на районной научно – практической конференции «Юность. Наука. Культура», рекомендована для участия в краевых чтениях «Дни славянской письменности» (Работа прилагается)
Исследование истоков обращений в бытовой речи и фольклоре казаков увлекло ребят, помогло увидеть связь времён, связь поколений, самобытную биографию русского народа.
Неоценимым подспорьем в организации работы по осуществлению культурологического подхода является внеурочная деятельность.
На протяжении многих лет провожу Недели русского языка и литературы.
Тематический вечер «Творческий союз А.С.Пушкина и Даля», включивший инсценировку «Три встречи Пушкина и Даля», лингвистическую викторину тематический кроссворд «Пушкин и Даль», помог мне реализовать идею
-13-
«погружения» в мир истории слова, отдать дань уважения замечательным соотечественникам, написавшим славные страницы истории русской культуры. Праздник «Даль и фольклор», проходивший по маршрутам Толкового словаря В.И.Даля, стал ярким примером богатства русской речи, её выразительности, образности. Станции «Далевы пословицы», «Скороговорки Даля», «Сказочная страна Даля», открыли перед детьми кладезь народной мудрости.
Познавательная игра «Сокровища зелёного сундучка», проходившая в рамках изучения народной культуры «Русский год: будни и праздники» стала настоящим сокровищем в воспитании бережного отношения к народным традициям.
Дни славянской письменности стараюсь сделать настоящим праздником Слова.
Учащиеся всех классов вносят свою лепту в представление азбуки Кирилла и Мефодия, рассказывают историю появления письменности на Руси, прославляют братьев- просветителей Кирилла и Мефодия. воздают хвалу книгам. Восьмиклассники и девятиклассники выступают перед учащимися начальных классов, передают им эстафету бережного отношения к родному слову.
Одной из форм внеклассной работы по русскому языку является устный журнал, который является синтезом знаний и воспитательного воздействия на умы и сердца детей. Мне нравится эта ёмкая, творческая форма работы с учащимися. Устный журнал «Искусство владения словом», проведённый для учащихся 5-9 классов, не только помог расширить границы мудрости русского языка, повысить культуру речи, но и осознать то, что быть достойным гражданином своей страны, сохранить её культуру и традиции можно, только овладев словом в совершенстве.
-14-
Результативность работы по становлению личности сообразно культурным традициям, по моему убеждению, проявляется в том, как ребята осознают себя в роли граждан своей страны, малой родины, как проявляются их духовно – нравственные качества, общественная активность, культурологическая компетентность.
В этом плане есть положительная динамика. Учащиеся принимали активное участие в конкурсах сочинений гражданского, нравственного направления: «Душа – птица вольная», «Если бы я был главой администрации». «230 – летию Александровского посвящается» и других.
Участвуя в краевом фестивале – конкурсе детских и юношеских СМИ «На 45-й параллели» в 2007 году, Голубева Татьяна, ученица 8 класса, в номинации «Лучшая зарисовка» стала дипломантом и получила именной сертификат на получение путёвки в лагерь «Сосновый бор» (лидеры детского движения). (Заметка в газете, копия диплома прилагаются). Постникова Марина, также ученица 8 класса, получила сертификат участника конкурса. В конкурсе сочинений «Я горжусь своей родиной», посвящённых 230 – летию Александровского, Постникова Марина заняла 2-е место в районе. Квасова Ольга стала призёром (2-е место) конкурса «Если бы я была главой районной администрации».
Несколько человек занимались в кружке «Юный корреспондент», который я вела в школе несколько лет. Многие заметки были опубликованы в газете «Александровская жизнь». (Заметки прилагаются). Проводимое психологом в течение 2-х лет тестирование показало рост духовно – нравственного становления учащихся 8-х - 9-х классов.
Проведённый анализ самореализации выпускников школы 2008 года, обучающихся в СОШ №2 в 10-м классе, показал успешность ребят именно в духовно – нравственном направлении (Отчёт прилагается)
Выпускники, обучающиеся в колледже с. Александровского, в педучилище г. Ессентуки также показали себя целостными людьми. Преподаватели
-15-
оценивают их как хороших студентов, как молодых людей с активной жизненной позицией.
Опыт работы по проблемам «Культурологический подход в обучении и воспитании на уроках русского языка» используется моими коллегами в школе. С презентацией урока речеведения «Пространство слова» я выступала на межрайонном семинаре учителей русского языка и литературы (2007).
Распространяю опыт культурологического подхода в воспитании и в работе с классом, в котором являюсь классным руководителем (например, устный журнал «Одежда на Руси»).
В 2008 – 2009 учебном году реализую опыт по данной проблеме с 5-м классом. Проведён интегрированный урок по теме «Декоративно – прикладное искусство» «Ты как душа у народа, красива», целью которого стало создание целостного представления о роли игрушки в жизни русского народа , художественного видения окружающего мира , воспитание уважения к сокровищам духовной культуры русского народа. (Разработка, презентация урока, его самоанализ прилагаются).
Считаю, что интеграция предметов гуманитарного и эстетического цикла является ценнейшей базой для осуществления культурологического подхода в обучении и воспитании.
Планирую расширить и углубить работу в этом направлении.
|