«Реализация курса краеведения как способ формирования мировоззрения обучающихся через познание окр.мира и родного края"
Нет ответов
пн, 18/01/2010 - 03:19
Марина Николаевна Ермалаева
На сайте с: 19/06/2009
Баллы: 78
Как вы помогаете детям узнать свой край?
Чувство Родины нужно заботливо выращивать,
прививать духовную оседлость.
Если не будет корней в родной стороне — будет много людей,
похожих на иссушенное растение перекати-поле...
Д.С. Лихачев
Описание инновационного педагогического проекта
«Реализация курса краеведения как способ формирования мировоззрения обучающихся, обладающих основами культуры через познание окружающего мира и родного края»
Реализуется на базе: МОУ «СОШ с.Ново-Алексеевка Воскресенского района Саратовской области»
Ф.И.О. учителя: Ермалаева М.Н.
Наша страна огромна. И обычно в школах учат историю России в целом. И люди, живущие где-нибудь в Сибири или на Дальнем Востоке, хорошо знают историю центра страны, где происходили основные события при её складывании. И при этом подчас плохо – историю своего поселения (городка, посёлка, района). В таких условиях трудно чувствовать сопричастность к происходившему и происходящему рядом – всё становится слишком абстрактным. Пора так же подробно, в деталях, изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – нашу деревню, наш район, наш регион. Тогда родится чувство сопричастности к её жизни, ответственность за то местное наследие, которое перешло к нам от живших до нас. И от этой малой Родины перейдёт на всю большую страну.
Я работаю учителем географии 17 лет и все это время прививаю у детей любовь к родному краю.
Законом Российской Федерации об образовании предусматривается федеральный, региональный и школьный компоненты среднего образования. Реализация регионального компонента образования должна осуществляться путем внедрения регионального содержания во все основные учебные предметы (географию, биологию, историю, физику, химию и другие), а также регионального курса при изучении Родного края.
В связи с модернизацией среднего образования в настоящее время поставлена задача уменьшения объема учебной нагрузки учащихся не только при сохранении, но и улучшении качества среднего образования, включая вопросы профориентации. Поэтому в современных условиях наиболее целесообразно разработка и реализация методической системы изучения интегрированного курса «Краеведение», создаваемого на основе межпредметных связей истории, географии, экологии и профориентации. Моделирование методической системы интегрированного регионального курса основывается на необходимости учета социального заказа (стандарта по образованию), а также на методологических и дидактических принципах: системности, природосообразности и социализации личности учащихся, научности, доступности и других.
Мотивация изучения родного города и края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе – формирование всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и Родного края.
Важнейшим компонентом системы является мотивация обучения, выполняемая учителем, и мотивы учения учащихся. При этом следуем различать внутренние (врожденные) мотивы учащегося к изучению Родного края, выражающиеся в естественной личной потребности изучения и мотивы обучения (внешние), создаваемые у учащегося в результате мотивационной работы учителя. Оба мотива образуют индивидуальные мотивы учащегося, выражающиеся через познавательный интерес.
Независимо от того, что подводится под понятие “край”, он представляет собой небольшую территорию Российской Федерации и изучается как часть этого целого, связанная с другими территориями, в первую очередь с соседними, организационно и по существу. Ее природные условия сходны с той природной зоной, в пределах которой она расположена, а направление хозяйства отвечает специализации того экономического района, в который она входит. Но эта территория обычно в природном отношении имеет много особенностей, свойственных только ей. Также много отличий от других территорий она может иметь по своему хозяйственному развитию. Поэтому при изучении своего края необходимо стараться установить, какими чертами природы и хозяйства он отличается от окружающих его территорий.
Средняя общеобразовательная школа с.Ново-Алексеевка основана в 1978 году. С 2004 года наша школа вошла в школьный, а затем муниципальный эксперимент по предпрофильной подготовке, куда были включены элективные курсы краеведческой направленности.
С этого года школа реализует данный проект. Накоплен богатейший материал по всем направлениям, с которым педагоги постоянно делятся на семинарах, методических объединениях районного масштаба.
Цель работы:
- формирование личности учащегося на основе воспитания любви к природе родного края, а также традициям и ценностям национальной культуры.
Задачи :
-приобретение социального опыта обучающимися, необходимого для ориентации в современном обществе;
-формирование навыков социального взаимодействия в современном обществе, умений и качеств сотрудничества, партнерства, способствующих укреплению социального единства;
- профориентационная направленность изучения родного края;
- экологизация изучения родного края в целях экологической воспитанности учащихся
Предмет:
Географическое краеведение. Саратовская область. 6 класс.
Землеведение. 6 класс.
География России. Природа и население. 8 класс.
География России. Хозяйство и географические районы.9 класс.
Гипотеза:
Если мы построим учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы заинтересовать учащихся знаниями о природе, истории, культуре и хозяйстве края, то возможно получить личность, способную анализировать и оценивать духовные и нравственные явления, прогнозировать экономическую, биологическую, экологическую ситуации в регионе, личность, которая уважает, принимает и правильно понимает богатое многообразие культур нашего края, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Ожидаемый результат:
1.Выпускники школы будут отличаться активной гражданской позицией /будут настоящими гражданами и патриотами своего Отечества, личностями самостоятельно мыслящими, способными решать сложные задачи и брать на себя ответственность/;
2.Выпускники школы будут владеть конкретными знаниями о своем крае, умениями и навыками в практической деятельности с краеведческим материалом;
3.Выпускники будут понимать, что есть вечные, незыблемые человеческие ценности, определяющие отношения между людьми и окружающим миром.
Методы и методики исследования:
-методы самоанализа и самодиагностики;
-метод наблюдения;
-анкетирование;
-тестирование;
-составление плана, паспорта, проекта
-научное исследование
-фотографирование
-статистический метод
-картографирование
Реализация проекта:
Введение элементов краеведения в работу даёт возможность построить изучение программных тем на основе принципов «от близкого к далёкому», «от известного к неизвестному».
Географию своей местности ученики могут воспринимать непосредственно. Это даёт возможность формировать у них конкретные представления о географических объектах и процессах. Использование элементов краеведения при изучении содержания программных тем придаёт преподаванию географии высшую наглядность и конкретность. Учащиеся видят своими глазами в натуре то, о чём им говорится на уроках. Недаром К. Д. Ушинский родиноведение называл наглядным обучением.
Местная география может быть использована по-разному. Она может служить только лишь иллюстративным материалом при проработке географических тем. Например, при прохождении темы «Реки» я организовываю экскурсию к местной реке Березовки для показа правого и левого берега, отдельных частей реки. В данном случае местная река используется подобно наглядному пособию. Полезность такой экскурсии заключается в наглядности обучения. Мы рассматриваем способы ее использования: она служит водопоем колхозного стада, источником для орошения колхозного поля.
Для изучения темы «Погода и климат» организую наблюдения над температурой, над направлением ветра, облачности, характером выпадения осадков. Полезность таких наблюдений очевидна. Дети знакомятся с атмосферными процессами и их изменчивостью. Уже в процессе наблюдения они будут улавливать связь между отдельными элементами погоды. Особенно убедительно эта связь вы явится при обработке материала наблюдений. краеведческое направление.
Чтобы закрепить его в сознании детей, желательно (в меру сил детей) выяснить, как влияют особенности климата своей местности на другие стороны природы и жизнь местного населения. Климат взаимодействует с другими местными элементами ландшафта и влияет на жизнь и хозяйство людей.
Краеведческий подход к изучаемым темам усилит интерес учеников к географии, поднимет эмоциональное состояние.
Каким образом изучение географии своей местности может помочь пониманию географии отдалённых областей?
Во-первых, непосредственное ознакомление учеников с географическими объектами своего края даст возможность образовать у них географические представления и географические понятия, которые помогут им познать и отдалённые географические явления.
Отдельные местности наряду с различиями имеют и сходства, общие черты. Это позволяет говорить, что каждый пункт на земной поверхности в некоторой степени отражает поверхность всего земного шара. Все географические объекты имеют подобные элементы. Например, все реки на земле имеют правые и левые берега, устья, истоки, разрушающую и созидающую работу текучей воды. Все холмы и горы имеют подошвы, склоны и вершины. Климат любой местности слагается из того или другого состояния температуры воздуха, ветров, осадков, облачности и т. д.
Поэтому в результате непосредственного ознакомления учеников с рекой, с холмом, с горой, с климатом своей местности они могут составлять правильные общие представления об этих географических объектах. Это поможет ученикам понять и представить себе реки, холмы, горы, климат далёких областей, когда они будут о них читать в книге или слушать объяснение учителя. Таким образом, ознакомление с географией своей местности помогает пониманию географии всех стран мира и всего земного шара.
Многовековой педагогический опыт показал, что в сравнении надо идти «от близкого к далёкому», т. е. от географии своей местности к географии отдалённой области.
Свой край должен быть ориентиром при работе над картой при объяснении географического положения любого пункта. В результате краеведческих занятий учащиеся хорошо помнят положение своей местности на карте. По своей местности они определяют положение всех других пунктов земной поверхности: лежат они на севере, на юге, на западе или на востоке от нашей местности.
Каждый поселок и улица имеет свою историю. Наверняка, любого из нас когда-то интересовало, что было здесь на моей малой Родине раньше, кто жил и чем занимался. Вот этот интерес и призвано удовлетворить краеведение. Кроме этого оно способствует развитию патриотизма и пониманию уникальности родного края и необходимости сохранения его истории и культурного и природного богатства.
К наступающему в следующем году юбилею – 65-и летию Победы разработан и осуществляется проект «Никто не забыт…». Цель проекта – собрать как можно больше информации о ветеранах войны и тружениках тыла для чего уже проводятся их опросы и семей тех, кого уже нет в живых.
Учащиеся сделали проект – фильм «Ветераны второй мировой..», а в приложении рассказали о каждом из этих ветеранов.
Также учащиеся создали географический паспорт Саратовской области.
Географический паспорт - это малая энциклопедия своего края, систематизированное и краткое обобщение основных знаний. В нем учащиеся привели краткие разнообразные сведения о природе, хозяйстве и людях. Здесь дана характеристика всех компонентов природной среды, различных сторон жизни и хозяйственной деятельности людей, экологических и других проблем.
В течении 5 лет мною ведутся курсы по предпрофильной подготовке учащихся, которые включают следующие темы по краеведению: «Познай свой край родной»/автор Макарцева Л.В./, «Юный исследователь», которые направлены на изучение Саратовского края, его особенностей, неповторимости природы и хозяйства.
Уже 3 год как введен курс «Географическое краеведение Саратовской области « в 6 классе.
Учащиеся проводили исследовательскую работу по теме «Экологическая тропа», где изучали р, Березовку, родники, которые питают ее воды, флору и фауну. Особое место в изучении заняли семейство бобров, которое проживает на этой реке.
Учащимися на уроках краеведения реализованы проекты:
1. «Полезные ископаемые Воскресенского района»,
2. «Герб своего села»,
3. «Растительный мир Воскресенского района»
4. «Лекарственные растения Воскресенского района»
5. «Животный мир Саратовской области»
6. «Животные моего дома»
7. «Профессии моего села»
Проводились учащимися 9 класса демографические исследования жителей с.Ново-Алексеевка, с.Кадомка, с.Биктимировка за 2008 г.
Я самостоятельно разрабатываю методический материал по краеведению/уроки, пособия, раздаточный материал/. В 2009-2010 уч.году, участвуя в конкурсе «Копилка готовых уроков», разработала интерактивный урок «Географическое положение Саратовской области»
Готовые книжные знания о своём крае, конечно, нужно использовать. Но если этим ограничиться, то мало будет пользы от краеведения. Краеведение только по книге — это пародия на краеведение. Благотворное учебно-воспитательное влияние краеведения на учеников определяется тем, что сами ученики непосредственно исследуют свою местность.
Я стараюсь увязать программные темы с краеведческим материалом, исследовать свой край, накапливать краеведческий материал и хранить его, как достояние школы.
Краеведческий материал мы черпаем:
1) из литературных, картографических и архивных источников,
2) в результате исследования своей местности путём:
а) записи устных рассказов, опроса населения,
б) регулярных географических наблюдений,
в) экскурсий, сбора коллекций и пр.
Дидактическое значение школьного краеведения:
1. Школьное краеведение позволяет построить педагогический процесс на основе высшей наглядности: на непосредственном восприятии изучаемых объектов. Образуемые конкретные представления у учащихся путём непосредственного ознакомления их с географическими объектами своей местности служат материалом для формирования реальных географических понятий и истинных суждений.
• Школьное краеведение активизирует педагогический процесс, повышает самодеятельность учащихся. Удовлетворяя присущую детям потребность исследования, познания, школьное краеведение укрепляет их интерес к науке, что является важным
условием успеваемости в обучении.
• Школьное краеведение содействует образованию у детей географических навыков и умений. Во время занятий школьным краеведением ученики применяют на практике приобретённые знания, закрепляют их и переводят в навыки.
• Непосредственное изучение реальной действительности формирует у детей научное, диалектико-материалистическое мировоззрение.
• Познание своего края укрепляет любовь к нему. Изучение географии своей местности в отношении к населению порождает у детей интерес к общественным делам и содействует развитию у них патриотизма.
• Школьное краеведение сближает школу с жизнью, усиливает её культурное влияние на окружающее население и обеспечивает лучшую подготовку учеников к практической деятельности после окончания школы.
Результат работы:
В течение многих лет учащиеся школы принимали участие в муниципальных и региональных конкурсах.
1. Областной экологический
конкурс «Наследие природы»
Экология малой реки Березовка. региональный Грамота ОДЭЦ
г. Саратова Ананьева О.
Ермалаев Д.
Хижова В. Ермалаева М.Н.
2. Областной конкурс исследовательских работ «Имя Саратова на карте страны».
Край родной, навек любимый. региональный Грамота ОДЭЦ
г. Саратова
Ермалаев Д. Ермалаева М.Н.
3. Областной конкурс фотографических работ
«Природа вокруг нас». Региональный
2007
2008
2009 грамота
Диплом победителя
ОДЭЦ г.Саратова Ермалаев Д. Ермалаева М.Н.
4. Отечество. История края в истории России.
История с.Ново-Алексеевка.
История церкви. областной Сертификат участия Белохвостова И. Ермалаева М.Н.
5. «Окно в мир. Юность России за мир и взаимопонимание» областной Сертификат участия Ананьева О.
Рахматуллина Э. Ермалаева М.Н.
6. «Ветераны второй мировой..» школьный приказ Ермалаев Д. Ермалаева М.Н.
7. «Мечеть» областной Черкешева Г. Ермалаева М.Н.
8. «Моя будущая профессия» областной Ананьева О.
Раматуллина Э. Ермалаева М.Н.
9. Копилка готовых уроков.
Географическое положение Саратовской области . муниципальный Ермалаева М.Н.
10. Лекарственные растения Воскресенского района областной свидетельство Ананьева О. Ермалаева М.Н.
11. Животные моего дома. областной свидетельство Рахматуллина Э. Ермалаева М.Н.
Итогами конкурсов проектов были посвящены статьи в газете «Наша жизнь».
Имеются последователи в нашем нелегком деле – это Ермалаева Д. обучается на 3 курсе в СГУ на кафедре «Природопользование»,
Захарова А. - 1 курс СГУ кафедра «Регионоведение».
Также подготовлен пакет документов на региональную экспериментальную площадку по краеведению и принят на научном совете СарИПК и ПРО. В 2010-2011г. она начнет работу.
Безусловно, работы еще много и это только подталкивает нас к ее продолжению.
Как вы помогаете детям узнать свой край?
Чувство Родины нужно заботливо выращивать,
прививать духовную оседлость.
Если не будет корней в родной стороне — будет много людей,
похожих на иссушенное растение перекати-поле...
Д.С. Лихачев
Описание инновационного педагогического проекта
«Реализация курса краеведения как способ формирования мировоззрения обучающихся, обладающих основами культуры через познание окружающего мира и родного края»
Реализуется на базе: МОУ «СОШ с.Ново-Алексеевка Воскресенского района Саратовской области»
Ф.И.О. учителя: Ермалаева М.Н.
Наша страна огромна. И обычно в школах учат историю России в целом. И люди, живущие где-нибудь в Сибири или на Дальнем Востоке, хорошо знают историю центра страны, где происходили основные события при её складывании. И при этом подчас плохо – историю своего поселения (городка, посёлка, района). В таких условиях трудно чувствовать сопричастность к происходившему и происходящему рядом – всё становится слишком абстрактным. Пора так же подробно, в деталях, изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – нашу деревню, наш район, наш регион. Тогда родится чувство сопричастности к её жизни, ответственность за то местное наследие, которое перешло к нам от живших до нас. И от этой малой Родины перейдёт на всю большую страну.
Я работаю учителем географии 17 лет и все это время прививаю у детей любовь к родному краю.
Законом Российской Федерации об образовании предусматривается федеральный, региональный и школьный компоненты среднего образования. Реализация регионального компонента образования должна осуществляться путем внедрения регионального содержания во все основные учебные предметы (географию, биологию, историю, физику, химию и другие), а также регионального курса при изучении Родного края.
В связи с модернизацией среднего образования в настоящее время поставлена задача уменьшения объема учебной нагрузки учащихся не только при сохранении, но и улучшении качества среднего образования, включая вопросы профориентации. Поэтому в современных условиях наиболее целесообразно разработка и реализация методической системы изучения интегрированного курса «Краеведение», создаваемого на основе межпредметных связей истории, географии, экологии и профориентации. Моделирование методической системы интегрированного регионального курса основывается на необходимости учета социального заказа (стандарта по образованию), а также на методологических и дидактических принципах: системности, природосообразности и социализации личности учащихся, научности, доступности и других.
Мотивация изучения родного города и края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе – формирование всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и Родного края.
Важнейшим компонентом системы является мотивация обучения, выполняемая учителем, и мотивы учения учащихся. При этом следуем различать внутренние (врожденные) мотивы учащегося к изучению Родного края, выражающиеся в естественной личной потребности изучения и мотивы обучения (внешние), создаваемые у учащегося в результате мотивационной работы учителя. Оба мотива образуют индивидуальные мотивы учащегося, выражающиеся через познавательный интерес.
Независимо от того, что подводится под понятие “край”, он представляет собой небольшую территорию Российской Федерации и изучается как часть этого целого, связанная с другими территориями, в первую очередь с соседними, организационно и по существу. Ее природные условия сходны с той природной зоной, в пределах которой она расположена, а направление хозяйства отвечает специализации того экономического района, в который она входит. Но эта территория обычно в природном отношении имеет много особенностей, свойственных только ей. Также много отличий от других территорий она может иметь по своему хозяйственному развитию. Поэтому при изучении своего края необходимо стараться установить, какими чертами природы и хозяйства он отличается от окружающих его территорий.
Средняя общеобразовательная школа с.Ново-Алексеевка основана в 1978 году. С 2004 года наша школа вошла в школьный, а затем муниципальный эксперимент по предпрофильной подготовке, куда были включены элективные курсы краеведческой направленности.
С этого года школа реализует данный проект. Накоплен богатейший материал по всем направлениям, с которым педагоги постоянно делятся на семинарах, методических объединениях районного масштаба.
Цель работы:
- формирование личности учащегося на основе воспитания любви к природе родного края, а также традициям и ценностям национальной культуры.
Задачи :
-приобретение социального опыта обучающимися, необходимого для ориентации в современном обществе;
-формирование навыков социального взаимодействия в современном обществе, умений и качеств сотрудничества, партнерства, способствующих укреплению социального единства;
- профориентационная направленность изучения родного края;
- экологизация изучения родного края в целях экологической воспитанности учащихся
Предмет:
Географическое краеведение. Саратовская область. 6 класс.
Землеведение. 6 класс.
География России. Природа и население. 8 класс.
География России. Хозяйство и географические районы.9 класс.
Гипотеза:
Если мы построим учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы заинтересовать учащихся знаниями о природе, истории, культуре и хозяйстве края, то возможно получить личность, способную анализировать и оценивать духовные и нравственные явления, прогнозировать экономическую, биологическую, экологическую ситуации в регионе, личность, которая уважает, принимает и правильно понимает богатое многообразие культур нашего края, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Ожидаемый результат:
1.Выпускники школы будут отличаться активной гражданской позицией /будут настоящими гражданами и патриотами своего Отечества, личностями самостоятельно мыслящими, способными решать сложные задачи и брать на себя ответственность/;
2.Выпускники школы будут владеть конкретными знаниями о своем крае, умениями и навыками в практической деятельности с краеведческим материалом;
3.Выпускники будут понимать, что есть вечные, незыблемые человеческие ценности, определяющие отношения между людьми и окружающим миром.
Методы и методики исследования:
-методы самоанализа и самодиагностики;
-метод наблюдения;
-анкетирование;
-тестирование;
-составление плана, паспорта, проекта
-научное исследование
-фотографирование
-статистический метод
-картографирование
Реализация проекта:
Введение элементов краеведения в работу даёт возможность построить изучение программных тем на основе принципов «от близкого к далёкому», «от известного к неизвестному».
Географию своей местности ученики могут воспринимать непосредственно. Это даёт возможность формировать у них конкретные представления о географических объектах и процессах. Использование элементов краеведения при изучении содержания программных тем придаёт преподаванию географии высшую наглядность и конкретность. Учащиеся видят своими глазами в натуре то, о чём им говорится на уроках. Недаром К. Д. Ушинский родиноведение называл наглядным обучением.
Местная география может быть использована по-разному. Она может служить только лишь иллюстративным материалом при проработке географических тем. Например, при прохождении темы «Реки» я организовываю экскурсию к местной реке Березовки для показа правого и левого берега, отдельных частей реки. В данном случае местная река используется подобно наглядному пособию. Полезность такой экскурсии заключается в наглядности обучения. Мы рассматриваем способы ее использования: она служит водопоем колхозного стада, источником для орошения колхозного поля.
Для изучения темы «Погода и климат» организую наблюдения над температурой, над направлением ветра, облачности, характером выпадения осадков. Полезность таких наблюдений очевидна. Дети знакомятся с атмосферными процессами и их изменчивостью. Уже в процессе наблюдения они будут улавливать связь между отдельными элементами погоды. Особенно убедительно эта связь вы явится при обработке материала наблюдений. краеведческое направление.
Чтобы закрепить его в сознании детей, желательно (в меру сил детей) выяснить, как влияют особенности климата своей местности на другие стороны природы и жизнь местного населения. Климат взаимодействует с другими местными элементами ландшафта и влияет на жизнь и хозяйство людей.
Краеведческий подход к изучаемым темам усилит интерес учеников к географии, поднимет эмоциональное состояние.
Каким образом изучение географии своей местности может помочь пониманию географии отдалённых областей?
Во-первых, непосредственное ознакомление учеников с географическими объектами своего края даст возможность образовать у них географические представления и географические понятия, которые помогут им познать и отдалённые географические явления.
Отдельные местности наряду с различиями имеют и сходства, общие черты. Это позволяет говорить, что каждый пункт на земной поверхности в некоторой степени отражает поверхность всего земного шара. Все географические объекты имеют подобные элементы. Например, все реки на земле имеют правые и левые берега, устья, истоки, разрушающую и созидающую работу текучей воды. Все холмы и горы имеют подошвы, склоны и вершины. Климат любой местности слагается из того или другого состояния температуры воздуха, ветров, осадков, облачности и т. д.
Поэтому в результате непосредственного ознакомления учеников с рекой, с холмом, с горой, с климатом своей местности они могут составлять правильные общие представления об этих географических объектах. Это поможет ученикам понять и представить себе реки, холмы, горы, климат далёких областей, когда они будут о них читать в книге или слушать объяснение учителя. Таким образом, ознакомление с географией своей местности помогает пониманию географии всех стран мира и всего земного шара.
Многовековой педагогический опыт показал, что в сравнении надо идти «от близкого к далёкому», т. е. от географии своей местности к географии отдалённой области.
Свой край должен быть ориентиром при работе над картой при объяснении географического положения любого пункта. В результате краеведческих занятий учащиеся хорошо помнят положение своей местности на карте. По своей местности они определяют положение всех других пунктов земной поверхности: лежат они на севере, на юге, на западе или на востоке от нашей местности.
Каждый поселок и улица имеет свою историю. Наверняка, любого из нас когда-то интересовало, что было здесь на моей малой Родине раньше, кто жил и чем занимался. Вот этот интерес и призвано удовлетворить краеведение. Кроме этого оно способствует развитию патриотизма и пониманию уникальности родного края и необходимости сохранения его истории и культурного и природного богатства.
К наступающему в следующем году юбилею – 65-и летию Победы разработан и осуществляется проект «Никто не забыт…». Цель проекта – собрать как можно больше информации о ветеранах войны и тружениках тыла для чего уже проводятся их опросы и семей тех, кого уже нет в живых.
Учащиеся сделали проект – фильм «Ветераны второй мировой..», а в приложении рассказали о каждом из этих ветеранов.
Также учащиеся создали географический паспорт Саратовской области.
Географический паспорт - это малая энциклопедия своего края, систематизированное и краткое обобщение основных знаний. В нем учащиеся привели краткие разнообразные сведения о природе, хозяйстве и людях. Здесь дана характеристика всех компонентов природной среды, различных сторон жизни и хозяйственной деятельности людей, экологических и других проблем.
В течении 5 лет мною ведутся курсы по предпрофильной подготовке учащихся, которые включают следующие темы по краеведению: «Познай свой край родной»/автор Макарцева Л.В./, «Юный исследователь», которые направлены на изучение Саратовского края, его особенностей, неповторимости природы и хозяйства.
Уже 3 год как введен курс «Географическое краеведение Саратовской области « в 6 классе.
Учащиеся проводили исследовательскую работу по теме «Экологическая тропа», где изучали р, Березовку, родники, которые питают ее воды, флору и фауну. Особое место в изучении заняли семейство бобров, которое проживает на этой реке.
Учащимися на уроках краеведения реализованы проекты:
1. «Полезные ископаемые Воскресенского района»,
2. «Герб своего села»,
3. «Растительный мир Воскресенского района»
4. «Лекарственные растения Воскресенского района»
5. «Животный мир Саратовской области»
6. «Животные моего дома»
7. «Профессии моего села»
Проводились учащимися 9 класса демографические исследования жителей с.Ново-Алексеевка, с.Кадомка, с.Биктимировка за 2008 г.
Я самостоятельно разрабатываю методический материал по краеведению/уроки, пособия, раздаточный материал/. В 2009-2010 уч.году, участвуя в конкурсе «Копилка готовых уроков», разработала интерактивный урок «Географическое положение Саратовской области»
Готовые книжные знания о своём крае, конечно, нужно использовать. Но если этим ограничиться, то мало будет пользы от краеведения. Краеведение только по книге — это пародия на краеведение. Благотворное учебно-воспитательное влияние краеведения на учеников определяется тем, что сами ученики непосредственно исследуют свою местность.
Я стараюсь увязать программные темы с краеведческим материалом, исследовать свой край, накапливать краеведческий материал и хранить его, как достояние школы.
Краеведческий материал мы черпаем:
1) из литературных, картографических и архивных источников,
2) в результате исследования своей местности путём:
а) записи устных рассказов, опроса населения,
б) регулярных географических наблюдений,
в) экскурсий, сбора коллекций и пр.
Дидактическое значение школьного краеведения:
1. Школьное краеведение позволяет построить педагогический процесс на основе высшей наглядности: на непосредственном восприятии изучаемых объектов. Образуемые конкретные представления у учащихся путём непосредственного ознакомления их с географическими объектами своей местности служат материалом для формирования реальных географических понятий и истинных суждений.
• Школьное краеведение активизирует педагогический процесс, повышает самодеятельность учащихся. Удовлетворяя присущую детям потребность исследования, познания, школьное краеведение укрепляет их интерес к науке, что является важным
условием успеваемости в обучении.
• Школьное краеведение содействует образованию у детей географических навыков и умений. Во время занятий школьным краеведением ученики применяют на практике приобретённые знания, закрепляют их и переводят в навыки.
• Непосредственное изучение реальной действительности формирует у детей научное, диалектико-материалистическое мировоззрение.
• Познание своего края укрепляет любовь к нему. Изучение географии своей местности в отношении к населению порождает у детей интерес к общественным делам и содействует развитию у них патриотизма.
• Школьное краеведение сближает школу с жизнью, усиливает её культурное влияние на окружающее население и обеспечивает лучшую подготовку учеников к практической деятельности после окончания школы.
Результат работы:
В течение многих лет учащиеся школы принимали участие в муниципальных и региональных конкурсах.
1. Областной экологический
конкурс «Наследие природы»
Экология малой реки Березовка. региональный Грамота ОДЭЦ
г. Саратова Ананьева О.
Ермалаев Д.
Хижова В. Ермалаева М.Н.
2. Областной конкурс исследовательских работ «Имя Саратова на карте страны».
Край родной, навек любимый. региональный Грамота ОДЭЦ
г. Саратова
Ермалаев Д. Ермалаева М.Н.
3. Областной конкурс фотографических работ
«Природа вокруг нас». Региональный
2007
2008
2009 грамота
Диплом победителя
ОДЭЦ г.Саратова Ермалаев Д. Ермалаева М.Н.
4. Отечество. История края в истории России.
История с.Ново-Алексеевка.
История церкви. областной Сертификат участия Белохвостова И. Ермалаева М.Н.
5. «Окно в мир. Юность России за мир и взаимопонимание» областной Сертификат участия Ананьева О.
Рахматуллина Э. Ермалаева М.Н.
6. «Ветераны второй мировой..» школьный приказ Ермалаев Д. Ермалаева М.Н.
7. «Мечеть» областной Черкешева Г. Ермалаева М.Н.
8. «Моя будущая профессия» областной Ананьева О.
Раматуллина Э. Ермалаева М.Н.
9. Копилка готовых уроков.
Географическое положение Саратовской области . муниципальный Ермалаева М.Н.
10. Лекарственные растения Воскресенского района областной свидетельство Ананьева О. Ермалаева М.Н.
11. Животные моего дома. областной свидетельство Рахматуллина Э. Ермалаева М.Н.
Итогами конкурсов проектов были посвящены статьи в газете «Наша жизнь».
Имеются последователи в нашем нелегком деле – это Ермалаева Д. обучается на 3 курсе в СГУ на кафедре «Природопользование»,
Захарова А. - 1 курс СГУ кафедра «Регионоведение».
Также подготовлен пакет документов на региональную экспериментальную площадку по краеведению и принят на научном совете СарИПК и ПРО. В 2010-2011г. она начнет работу.
Безусловно, работы еще много и это только подталкивает нас к ее продолжению.