Уважаемые коллеги!!! Приветствую ВАС на виртуальном заседании МО учителей искусства!!! Смелее входите в наш Открытый класс, включайтесь в разговор о насущных проблемах преподавания предметов искусства!!! Желаю всем творческого подхода, интересных собеседников, новых идей, замечательного настроения, УСПЕХОВ!!!!
Культура в нашей стране отстала от технического прогресса на десятилетия. Раньше телевидение действительно просвещало, помогало в воспитаниии прекрасного (вместо рекламы показывали картины природы с музыкальным сопровождением, часто концерты показывали из разных конц. залов). Я узнала многое не на уроках музыки, а именно из ТВ-передач.
Сейчас детям чаще всего покажут рекламу (с классической музыкой!!!), стрелялки, монстров, ужасы, которые только расстроят их нервную систему. А для культуры выделен всего один канал, который никто не смотрит.
Проблем в современном художественно-эстетическом образовании действительно очень много. Например, мои проблемы:
1. Материально-техническая база образовательного учреждения (нет необходимого оборудования, мебель пришла в негодность и т.д.)
2. Профессиональный уровень учителя ( чувствую, что еще многому должна научиться).
3. Общая культура детей ( нет духовно-нравственных ценностей в семье).
Всем хорошего настроения! http://muza-live.ucoz.ru/
Я - не учитель по предметам искусства. В обсуждении "возможностей художественного образования" в общем образовании занимаю позицию заинтересованного участника - сторонника взаимодополнительности науки и искусства как способов познания мира в спектре "единичное - особенное - всеобщее". В конце 1980х был соредактором и соавтором советско-американской книги "Наука и искусство географии..." (Прогресс, 1989; Boulder 1992).
В мои школьные годы было "пение" и рисование" (любовь к первому сохранил на всю жизнь, во втором не преуспел). В старших классах бегал в районную библиотеку для штудирования книг об искусстве и архитектуре древнего мира, в 1960х выстаивал очереди в Музей изобразительных искусств, чтобы увидеть Джоконду, другие передвижные выставки... Почти каждый год приобретал абонементы в Большой зал консерватории. Так что в жизни, как и большинство моих сверстников, "художественному образованию" не чужд.
В свете жизненного опыта вижу однобокость крена в эпоху НТР ("научно-технической революции" - мотто 1970х) общего образования в научные основы. При всем уважении к физике, химии, биологии должен сказать (но только за себя, а не за "всю Одессу" :), что большую часть содержания этих предметов после школы забыл за невостребованностью. С другой стороны остро чувствовал недостаток гуманитарных знаний, включая и те, что передаются средствами искусства.
Не берусь судить о соотношении предметов из сфер науки и искусства в современных школьных программах. Но хотелось бы в "Новой школе" видеть эти сферы более сбалансированными. Что, кстати, полезно и не только для нравственного, но и для физического здоровья детей.
Светлана Николаевна! Увы...! Я с Вами полностью согласна - культуры на нашем ТВ мало...Телеканал "Культура", конечно, замечательный, много полезного - без спора. Но! Этого мало....И потом, к передачам, в которых рассказывают о музыке, живописи, архитектуре, литературе, театре, нужно приучать с раннего возраста. Вот как-то смотрела по той же "Культуре" передачу "Телетеатр. Классика". Так там было сказано, что многие молодые люди уже, к сожалению, не способны тихо, вдумчиво смотреть какую-то пьесу (хоть в театре, хоть по телевидению). Их от этого отучили...Но не все так плохо:)! В наших условиях, на МО, тоже можно о многом поговорить и многое воплотить:)!!! Не знаю, насколько это сейчас возможно в России, но одной идеей я поделюсь. В субботу я была на выставке лир (ученические работы). Лиры ребята делают сами, часто соединяют разные инструменты (гитара и лира, лира и скрипка), получается другая форма и другой звук:)! Свои работы ребята размещают в разных галереях, выставочных залах, библиотеках. О их мастерской "Звучащее дерево" писали СМИ. Было бы очень хорошо, если бы о секциях, кружках детского творчества узнало бы как можно больше людей! Это была бы прекрасная реклама искусству:) Проводятся ли в Пскове, других городах России какие-либо фестивали, где могут участвовать и дети, есть ли контакты со СМИ...?
Уважаемые коллеги! Проблемы, обозначенные вами, очень серьезны и требуют решения. Как их решать, какими способами и средствами? Что может дать художественному образованию "Наша новая школа"? Вот перед вами цитаты из Проекта:
o Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия;
o В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Как следствие, организованная школьная действительность требует иной школьной инфраструктуры: доступ к максимальному числу сокровищ отечественной и зарубежной культуры, достижениям науки и искусства; условия для качественного дополнительного образования, самореализации и творческого развития.
Современная школа будет более тесно взаимодействовать с семьей. Система школьного управления станет открытой и понятной для родителей и общества. Участие в работе школьных советов превратится из обузы в увлекательное и почетное занятие. Приходить в образовательные учреждения вместе с детьми станет интересно и взрослым. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, при этом школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия станут привлекательным местом семейного отдыха.
Учителя:
Естественно, такая школа требует и новых учителей. Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы.
Пять основных направлений развития общего образования:
1. Обновление образовательных стандартов.
Весомое значение приобретет внеаудиторная занятость учащихся – кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия,занятия в творческих объединениях системы дополнительного образования детей.
2. Система поддержки талантливых детей.
Необходимо будет создать как специальную систему поддержи сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят.
Для этого предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников
Весомое значение приобретет внеаудиторная занятость учащихся – кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия,занятия в творческих объединениях системы дополнительного образования детей.
Это также должно быть подкреплено созданием стимулов для издания и распространения современной учебной литературы, распространением электронных образовательных ресурсов, развитием дистанционных технологий образования с использованием различных сервисов сети Интернет, созданием цифровых хранилищ лучших российских музеев, научных архивов и библиотек.
3. Развитие учительского потенциала.
К стимулам качественного учительского труда следует отнести и механизм внедрения новых систем оплаты труда педагогов.
Еще одним стимулом качественного педагогического труда должна стать новая аттестация педагогических и управленческих кадров
Эти и другие направления работы по совершенствованию потенциала отечественного учительства и повышению престижа профессии учителя должны лечь в основу плана мероприятий по проведению в 2010 году в России Года учителя.
4. Современная школьная инфраструктура.
К перечню мер по обеспечению современной школьной инфраструктуры следует отнести и развитие взаимодействия образовательных учреждений с организациями всей социальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга и прочих. Так, взаимодействие с музеями позволяет не только расширить рамки изучения школьных дисциплин, обогатить содержание учебных предметов, но и создает ориентиры для совершенствования учреждений культуры, стимулирует их к организации интерактивных выставок, эксплуаториумов, диалоговых экскурсий и прочих.
5. Здоровье школьников.
Вопрос заботы о здоровье учащихся требует не только решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни.
На ваш взгляд, какое место отводится предметам искусства в «Нашей новой школе»?
Комментарий был изменен с момента создания (petrova_aa, Tue, 25/08/2009 - 14:29).
Нет, конечно! Но дополнительным занятиям отводится большое значение. Я хочу узнать Ваше мнение о том, что принципиально нового Вы видите в Проекте, какое место предметам искусства отводится? Или все, о чем там написано, уже далается в школах?
В больших городах, возможно, уровень того, о чем говорится, конечно выше. У нас - минимум.
В музей и филармонию ходят ребята каждый год и всё одно и то же, и лекции одни и те же.
Как-то оркестр из филармонии приходил к нам в школу... Стали нам исполнять "Петю и волка" (посадили 2-6 кл., зал у нас маленький, сразу стало душно, микрофона нет, ведущая не захотела стоять на сцене, где можно было подключиться к микрофону (сказала, что должна стоять перед оркестром), а сказка длится больше 20 минут). Дети слушали минут 10, ничего не понять, потом устали, зашумели. Музыканты сердятся... что невоспитанные и больше не придем...
Кто виноват?
Почему бы просто не показать было инструменты, показать примеры звучания, или репертуар бы подобрали иной? И не обвинять детей в невоспитанности, а учителей в воспитательной некомпетентности!
Всем хорошего настроения! http://muza-live.ucoz.ru/
Светлана Николаевна, безусловно, к восприятию детей необходимо готовить. Я думаю, Вы прекрасно понимаете, что здесь не надо искать виноватых, а просто проводить работу с детьми, давать им опыт встреч в музыкальнвми произведениями, дозировать информацию, а уж помещение для проведения таких мероприятий нужно готовить со всей тщательностью. Ничто не должно отвлекать детей от восприятия музыки, тем более отсутствие воздуха, а музыкантам в таких условиях каково?
Уважаемые коллеги!
Соотнесите материалы и представьте свое видение проблемы.
О состоянии и возможностях художественного образования
Место предметов искусства в "Нашей новой школе"
С уважением, Антонина Александровна