Светлана Николаевна, а не лучше ли для этой рубрики было завести Вики-страницу? Желающие выложили бы по мысли, а в результате получилась бы копилка коллективного опыта, откуда каждый желающий мог бы взять понравившийся прием.
К примеру, чтобы научить понимать стихи (пока не поэзию, а только отдельное стихотворение), надо
1. научить "считывать" информацию : поэтический текст - своеобразный ребус. Чтобы его решить, надо уметь заменять обратный порядок слов прямым и переводить переносное значение слова в прямое. С опытом необходимость этой операции отпадает, но первоначально - одно из непременных условий. Ученик хорошо читает только то, что понимает. Причем в этом случае в чтении появляется любование особенно "вкусными" для ребенка оборотами.
2....?
Комментарий был изменен с момента создания (taterrem, Tue, 30/06/2009 - 08:30).
Спасибо за хорошую идею!!! Но мне нужно посоветоваться с нашим главным консультантом Антониной Александровной, как лучше оформить эту страничку и какое дать название. Наш админ пока в отпуске. (Жду-недождусь....)
Всем хорошего настроения! http://muza-live.ucoz.ru/
Чтобы научить понимать искусство, нужно дать возможность учащимся получить опыт встреч с искусством, на каждом уроке должно царствовать произведение искусства, учитель организует встречу учеников с шедеврами умело и грамотно. Вспомните главную формулу метода художественно-педагогической драматургии: взволновав, заставить задуматься! Что же касается переживания, то оно должно присутствовать на всех уроках искусства без исключения, если не затронуты душевные струны ребенка, то урок не может быть признан удачным, согласны???
Людмила Владимировна, согласна с Вами, без переживания нет урока искусства, урок искусства должен стать шедевром, который захватывает всех участников процесса.
Где же , позвольте спросить, готовят творцов шедевров? Подобный взгяд на урок ведет в тупик, поскольку не имеет отношения к реальности. Как сами шедевры, так и творцы шедевров чрезвычайно редки. Как шедевры постороены по вполне определенным законам, так и урок, оказывающий воздействие на мысль и чувство, тоже строится по определенным законам. И если отвечать на вопрос, поставленный в названии форума, то надо искать вполне реальные технологические приемы, основынные на психологических законах, а не прятаться за общими фразами.
Комментарий был изменен с момента создания (taterrem, чт, 23/07/2009 - 14:52).
Уважаемая Татьяна, что касается технологических приемов, то с ними можно познакомиться в методической литературе (см. даже на страницах нашего сообщества уже многое есть), и Вы, я думаю, неплохо в этом разбираетесь. Однако, повторив технологический прием, не каждый учитель сможет затронуть души детей, все в личности самого учителя, его артистизме, глубоких знаниях предмета, умении организовать творческих процесс на уроке. На Ваш вопрос: "Где готовят творцов шедевров?", - ответить не сможет, новерное, никто. Этот вопрос сродни такому: "А как зажечь солнце?" Такие учителя есть, они очень много работают над созданием своих уроков-шедевров. Я много лет занимаюсь повышением квалификации учителей МХК, знаю множество очень интересных, творческих, любящих предмет педагогов. Понятно, что невозможно в реальной жизни сделать все уроки шедеврами, но уроки искусства - это особая категория. Рецепт, как создать шедевр, не выпишет никто, если у учителя нет к этому способностей.
Я согласна, Антонина Александровна, что учитель эстетеического цикла - это особый учитель. Он не только глубже чувствует, но и понимает то, что сокрыто от многих других. (Иначе бы не возникла бы проблема "Почему не любят классическую музыку). Я согласна, что каждый хороший учитель - творец по своей натуре, причем тем больше, чем тоньше предмет его внимания.
Но вопрос форума вполне конкретен: "Как?" и, как мне кажется, предполагает конкретный ответ. То, что такой ответ существует, доказывают участники того же форума, которые отмечают, что классическую музыку чаще любят те, кто понимает ее, а пониманию учат, к сожалению, не в общеобразовательной школе, а музыкальной. То же можно сказать и о живописи, и о поэзии. (Разве можно любить то, что не стремишься понять?)
Конечно, приемы излагаются в методической литературе. Но только примененные на практике, скорректированные и обогащенные, они превращаются в опыт, позволяющий учителю в совместной деятельности с учеником раскрывать суть художественного явления. Именно к этому бесценному опыту и обращает вопрос "Как?".
Что может быть интереснее этого "Как "? Разве не за этим "Как" мы идем на уроки к коллегам? Разве не это "Как" вызывает наше восхищение, если видим и понимаем, что прием, примененный учителем на уроке , приобщает массово к постижению сути явления?
Прочитав название форума "Как научить понимать искусство?", я иду на него не для того, чтобы еще раз прочитать общие места, которых в методической литературе преогромное множество, а за конкретным бесценным опытом.
Как же все-таки научить современных детей полюбить классическую музыку, живопись, поэзию и многое другое?
Приглашаю к обсуждению методов и приемов подачи такого материала на уроке и во внеурочное время.