Организация и проведение мастер-классов. Методические рекомендации. / сост. А.В. Машуков, руководитель отдела организационно-методического обеспечения конкурсов профессионального мастерства и олимпиадного движения, победитель конкурса «Учитель года Челябинской области – 2004»; под ред. А.Г. Обоскалова. – Челябинск, 2007. – 13 с.:
Мастер–класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.
Мастер–класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера (под Мастером мы подразумеваем педагога, ведущего мастер-класс).
Мастер–класс – это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы. Учитель как профессионал на протяже¬нии ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую целеполагание, про¬ектирование, использование последовательности ряда изве¬стных дидактических и воспитательных методик, уроков, ме¬роприятий, собственные «ноу-хау», учитывает реальные ус¬ловия работы с различными категориями учащихся и т.п.
Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.
Мастер–класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.
Мастер–класс – это форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики: вызов традиционной педагогике, личность учителя с новым мышлением, не сообщение знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия, плюрализм мнений и др.
Уважаемый Рашид Рафаильевич! Спасибо за прекрасный словарь, который Вы нам предложили!
А я думаю, разница между мастер-классом и открытым уроком где-то в целях. Мастер-класс - это урок для профессионалов, в котором цель ведущего - показать свой уникальный способ решения педагогической (в нашем случае) задачи, и обсудить его. Открытый урок может служить этой цели, тем самым - может быть мастер-классом. В то же время, у открытого урока могут быть и другие цели - показать, что ты соответствуешь миссии школы, квалификационной категории и пр. Давая открытый урок, мы не берем обязательств показать что-то новое, авторское, обучающее для коллег - мы просто открываем свою работу для наблюдателей-экспертов.
Что такое мастер-класс? Чем отличается мастер-класс от открытого занятия, урока?