Уважаемые коллеги, давайте обсудим особенности виртуального общения. Наверное, вы замечали, что часто бывают непонимания при общении в интернете. Мы видим не тот смысл который вкладывал человек в слова, мирно настроенного человека воспринимаем как вражески настроенного... не видим эмоции, понимаем слова по разному и т. д. Что надо сделать чтобы общение было легким?
На что нужно обращать внимание школьников разного возраста при общении в интернете?
При виртуальном общении, люди часто используют маски. Ведь в Интернете вы можете изменить свой возраст, внешность, профессию и даже пол. Для одних такая смена ролей - развлечение, для других - необходимость, третьи являются пострадавшими от чужих ролей. Поэтому в сети лучше общаться с людьми, которых ты знаешь в реальном мире. А для того, чтобы собеседник понимал твои эмоции, можно использовать смайлики ;)
Действительно, маски используют часто. Вот например, вижу ник LIZA, а за ним на самом деле Елена. А очень сразу хочется спросить, почему Вы в маске? Для Вас это развлечение? Необходимость? Вас кто-то обидел в сети?
С уважением, Ирина Кацай. И кстати, работать действительно не так скучно, как отдыхать!
Действительно же, подобная необходимость у разных людей может иметь различные корни.
Например, одна из причин - это психологическая защита. И вовсе не потому, что все остальные, кроме скрывающегося под маской, враги.
Когда человек бессознательно испытывает дефицит какой-то информации, а виртуальное общение такой дефицит несомненно создает (мы не видим истинное лицо собеседника, из текста не понятно настроение оппонента), ситуация, минуя сознательный контроль, может расцениваться как угрожающая. Отсюда и желание скрыться за маской. Нормальная психологическая защитная реакция. Требуется чуть больше времени, чтобы привыкнуть, понять, что тебя здесь не обидят, иногда найти в себе силы и попросить о помощи и получить ее незамедлительно без лишних комментраиев и вопросов.
В свое время встретила в работе И.Н. Розиной интересную сравнительную таблицу Интернет-технологий с точки зрения коммуникативной эффективности (характеристики коммуникативной эффективности – media richness model, R.L. Daft, R.H. Lengelи др., 1984-1990).
Интернет-технология
Обратная связь
Невербальные элементы
Языковое многообразие
Персонификация
(наличие обратной связи –feedback)
(многочисленность возможностей для ответных откликов различного характера –multiplecues)
(возможность варьировать язык общения: устный, письменный, мультимедиа –languagevariety)
(личная направленность –personal focus)
Видеоконференция
+++
+++
+++
+++
Интернет-телефония
+++
+
++
++
ICQ
+++
+
+
++
Электронная почта
++
+
+
++
Чат
++
+
+
+
Веб-форум
++
–
+
+
Списки рассылки / телеконференции
+
–
+
+
Гостевая книга
+
–
–
+
Веб-сайт
–
–
+
–
Конечно, время изменилось, появились и многие другие технологии, но как основу для поиска нового иследования такая табличка может дать очень неплохую.
Комментарий был изменен с момента создания (ikatsay, вс, 29/03/2009 - 13:53).
С уважением, Ирина Кацай. И кстати, работать действительно не так скучно, как отдыхать!
Нет, у меня всё намного проще. Работаю в школе. В век технического прогресса - компьютеры имеют 9 учащихся из 10, подключены к Интернету 8 из 10. И выходя в Интернет, чувствую себя как в большой деревне. По моим данным меня сразу находили ученики, где бы я регистрировалась: в Скайпе, мейле, Одноклассниках и т.д и т.п. Мне везде приходят сообщения «Подружиться», дети атакуют со всех сторон. Предвижу ваши слова: «Так это прекрасно. Такое внимание». Но у меня нет столько свободного времени, чтобы успевать общаться со всеми. Выхожу в Интернет, чтобы поработать и тут же получаю сообщение: «Здравствуйте! Как ваши дела?», это несмотря на то, что час назад видела этого ребенка. Не отвечу - они обижаются. Объясняю, что занята – тоже обижаются. Я одна, а их сотни. Поэтому и вынуждена была поменять все логины, имена и адреса электронной почты. Моя маска даёт мне возможность спокойно поработать. А для общения с детьми у меня есть одно пространство, там я та, кто есть на самом деле. И выхожу туда, когда я свободна и могу ответить на все сообщения.
Комментарий был изменен с момента создания (LIZA, вс, 29/03/2009 - 18:53).
Спасибо, Елена, за пояснение. Описанная ситуация знакома и мне. Действительно, бывает такое. Тут и порадоваться можно и понять, почему хочется хоть на время скрыться.
С уважением, Ирина Кацай. И кстати, работать действительно не так скучно, как отдыхать!
Спасибо, Елена Валерьевна, за разъяснение необходимости. Если в личном профиле - реальное лицо, то "нам ник не страшен..." Сам использую в openclass псевдоним, к которому привык в других социальных сетях.
Однако, Владимир Владимирович, Вы любезно поставили автоматическую подпись, поэтому любой человек сможет к Вам уважительно обратиться без необходимости открытия личного профиля в поисках имени и отчества. Ой, как затрудняет это действие, когда активно работаешь в сети.
С уважением, Ирина Кацай. И кстати, работать действительно не так скучно, как отдыхать!
Действительно, при виртуальном общении люди часто используют маски. И у каждого на то своя причина. Использовать смайлики можно, но они передают эмоциональное состояние автора лишь на момент написания им сообщения. Хотя иногда маски присутствуют и здесь. Всё зависит от цели общения и личности автора. Ребёнок должен знать обо всём этом ещё до того, как начать общение в сети. А вот "открываться" самому или нет, верить всему, что написано или нет - это уже право каждого. Главное, чтобы это никому не навредило!
Ольга, (я таким обращением не раскрываю Ваше инкогнито?) а почему Вы не разместили свое фото? Что останавливает Вас? Если это не задевает чего-то сильно личного, очень бы хотелось понять, почему здесь в профессиональном сообществе так много масок.
С уважением, Ирина Кацай. И кстати, работать действительно не так скучно, как отдыхать!
Уважаемые коллеги, давайте обсудим особенности виртуального общения. Наверное, вы замечали, что часто бывают непонимания при общении в интернете. Мы видим не тот смысл который вкладывал человек в слова, мирно настроенного человека воспринимаем как вражески настроенного... не видим эмоции, понимаем слова по разному и т. д. Что надо сделать чтобы общение было легким?
Хотелось услышать ваши мнения на этот счет.