Каким образом должно быть обеспечено выполнение N 152-ФЗ «О персональных данных» при работе с детьми? Есть какие-то "подводные камни" в вашей деятельности как учителя, которые нужно учесть в связи с этим законом?
Ребенок должен соблюдать свою личную безопасность в Интернете и научить этому должен, в первую очередь, учитель. Размещение персональных данных чревато опасностями или неприятностями.
Размещая свои персональные данные в сети Интернет, ребёнокок должен быть застрахован от "использования их себе во вред". На мой взгляд, именно в школе ребёнку должны рассказать о всех "подводных течениях", возникающих при размещении персональных данных. Учитель информатики или классный руководитель обязательно должен проинструктировать ребёнка: что можно делать, а чего не следует "выкладывать" в сеть, и главное-что за этим может последовать.
Работая в Интернете, каждый из нас обязательно оставляет хоть какую-нибудь информацию о себе. Иногда по собственному желанию, а иногда и по необходимости. И не всегда мы задумываемся о том, что в Интернете, что наша информация может использоваться против нас. Бывает, что школы, детские кружки, делая свои сайты, публикуют сведения о своих учениках. В других странах, куда Интернет пришёл раньше, такая информация стала помогать похитителям детей и педофилам. В России закон о персональных данных запрещает публиковать такую информацию без согласия родителей.
Хотя известны случаи, когда даже крупные компании нарушали закон, незаконно в Интернете собирая персональные данные о детях, не получая разрешение от родителей. Потом эти компании были оштрафованы (штрафы были немаленькими) и должны были уничтожить всю незаконно собранную информацию и принять меры по предотвращению сбора персональных данных детей в будущем.
Комментарий был изменен с момента создания (jurkooksana, вс, 29/03/2009 - 16:19).
С начала надо разобраться с основными понятия, используемые в данном Федеральном законе:
1) персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация;
2) оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных;
3) обработка персональных данных - действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных;
4) распространение персональных данных - действия, направленные на передачу персональных данных определенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;
5) использование персональных данных - действия (операции) с персональными данными, совершаемые оператором в целях принятия решений или совершения иных действий, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или других лиц либо иным образом затрагивающих права и свободы субъекта персональных данных или других лиц;
6) блокирование персональных данных - временное прекращение сбора, систематизации, накопления, использования, распространения персональных данных, в том числе их передачи;
7) уничтожение персональных данных - действия, в результате которых невозможно восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных или в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;
8) обезличивание персональных данных - действия, в результате которых невозможно определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;
9) информационная система персональных данных - информационная система, представляющая собой совокупность персональных данных, содержащихся в базе данных, а также информационных технологий и технических средств, позволяющих осуществлять обработку таких персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств;
10) конфиденциальность персональных данных - обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространение без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания;
11) трансграничная передача персональных данных - передача персональных данных оператором через Государственную границу Российской Федерации органу власти иностранного государства, физическому или юридическому лицу иностранного государства;
12) общедоступные персональные данные - персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен с согласия субъекта персональных данных или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности.
Каждое из из перечисленных понятий в той или иной мере связано с нашей деятельностью.
Поэтому надо ПОМНИТЬ, что лица, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, несут гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.
Комментарий был изменен с момента создания (rrr68, пн, 30/03/2009 - 00:36).
Сейчас в области происходит поэтапное внедрение АИС УКО (автоматизированной информационной системы управления качеством образования).
И каждого педагога, учащихся, их родителей ЭТО обязательно коснется.
Ведь любая разрабатываемая автоматизированная система должна проходить обязательную юридическую экспертизу на соответствие рассматриваемому закону до её создания.
А у нас все наоборот, создаем систему, вносим данные, а потом думаем как ее защитить.
Сегодня многие дети не видят большой разницы между жизнью в реальном мире и в Интернете. Работая или общаясь в Интернете, ребёнок иногда по собственному желанию, а иногда и по необходимости должен выкладывать личную информацию о себе. Но что бы он ни делал, он должен понимать, что эту информацию может увидеть любой человек, имеющий доступ в Интернет. И последствия могут быть самыми разными. Поэтому необходимо сразу научить ребёнка не раскрывать личную информацию (например, в программе обмена мгновенными сообщениями никогда не заполнять графу «личные данные»).
Проблема актуальна и важна. "Подводные камни" есть везде, тем более в вопросе «О персональных данных». Учитель должен быть осведомленным, знающим, владеющим данной информацией, чтобы предупредить детей о возможных последствиях (которые подробно раскрыты коллегами выше).
Дети часто бывают наивны и легкомысленны. Мы, взрослые, порой поступаем опрометчиво, когда соглащаемся на размещение каких-либо данных. Во всем, что мы делаем в сети, мы должны быть предельно внимательны, внимательно читать коментарии, ссылки, и думать над тем, что нам предлагают. Учителя должны быть сами грамотными пользователями и этому же учить детей.
Федеральный Закон «О персональных данных» соблюдать необходимо, особенно при работе с детьми, так как это важно прежде всего для безопасности, ведь дети часто бывают наивны, легковерны, не чувствуют подвоха. Поэтому наша учительская задача - научить их основам безопасной работы в сети Интернет. В вопросе о "подводных камнях", связанных с нашей профессиональной деятельностью, полностью поддерживаю эмоциональные высказывания Юрко Оксаны, тоже думаю, что людей с не очень чистыми помыслами достаточно,поэтому излишнюю открытость не поддерживаю.
Каким образом должно быть обеспечено выполнение N 152-ФЗ «О персональных данных» при работе с детьми? Есть какие-то "подводные камни" в вашей деятельности как учителя, которые нужно учесть в связи с этим законом?