Что такое экологическая культура? Как её формировать?
Ответов - 44
вт, 11/01/2011 - 21:27
Лариса Александровна Пятко
На сайте с: 18/07/2010
Баллы: 13949
Наше сообщество "ЭКО-НН" создано для продуктивного общения и обмена опытом работы по формированию экологической культуры личности.
Уверена, у каждого из членов нашего сообщества (и всех, кто заглянет сюда) есть своя точка зрения по работе в этом направлении. Предлагаю на этих страницах обсудить проблемные вопросы и поделиться опытом.
Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы. По моему мнению, человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому каждому, особенно будущим поколениям, необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценности ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной среды.
Поэтому для меня как для учителя, главная цель экологического воспитания - формирование высокой экологической морали человека, несущего ответственность за судьбу своего и будущих поколений, живущих в одном единственном доме - Земля.
Главная задача всех уроков и занятий - формирование экологической культуры. Поэтому часть уроков провожу на природе, используя ведущий метод - наблюдения, когда дети знакомятся с об"ектами живой природы в естественном виде, в естественной обстановке. Дети видели большие и маленькие раны природы (сломанные ветки, срубленные деревья, загрязненные водоемы), практически старались помочь природе - убирали мусор, подвязывали веточки, сажали кустарники и цветы, ухаживали за ними, собирали корм для птиц, делали кормушки. Во время экскурсий знакомлю детей с красотой родного края, обращаю внимание на краски, звуки, запахи природы (особенно весной!). Уроки часто начинаю с красивой музыки, стиха, рассказа или беседы, использую средства ИКТ. Все это рождает у детей интерес и постепенно воспитывает любовь к природе, они начинают осознавать важность ее сохранения.
С учащимися 4 класса мы сделали экологический проект "Жалобная книга природы". Дети сами подбирали материал, писали сочинения, делали поделки, рисунки. Материалы, собранные ими, оформлены в альбом и презентацию(см. прикрепленный файл)
Комментарий был изменен с момента создания (kryuschkowets.lyuda, чт, 13/01/2011 - 00:55).
Людмила Павловна, спасибо Вам за глубокий по содержанию отклик на обозначенную тему нашего форума.
Продолжая разговор, хочу добавить, что экология с позиций современности представляет собой фундамент нового общества, характеризующегося идеями устойчивого развития и гармоничными взаимоотношениями между окружающей средой и компетентной личностью. Данные системообразующие идеи требуют изменения подходов к экологическому образованию.Формирование экологической культуры личности является его ведущей целью.Как её формировать? Убеждена, одним специалистам в области естественнонаучных дисциплин с этим не справиться. Проблема слишком серьёзная. Она - касается каждого! Ведь цель устойчивого развития - выживание человечества в целом и повышение качества жизни для каждого гражданина в отдельности. А потому мы все сообща (несмотря на предмет, который преподаём) должны формировать в подрастающем поколении устойчивое желание и умение жить так, чтобы сохранить нашу Землю для настоящих и будущих поколений. Путей здесь много...
И те материалы из опыта Вашей работы, которые Вы приводите в пример, яркое тому доказательство.
Мне очень понравились детские работы в презентации Вашего экологического проекта "Жалобная книга природы". Язык детей очень выразителен. Привлекая их к пониманию проблем живого мира, тем самым Вы, Людмила Павловна, формируете их душу. Спасибо Вам за это!
Ведь экологическая культура включает в себя не толькоэкологические знания,а и ещепонимание, что природа является источником жизни и красоты, богатством нравственно-эстетических чувств и переживаний, порожденных общением с природой, ответственностью за ее сохранение! Поэтому ,правильно Вы говорите о том, что наше молодое и подрастающее поколение должны иметь глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности и грамотном ее осуществлении.
Как хочется, чтобы говоря "должно", мы ещё чётко осознавали "как"... А это так не просто! Видеть проблему, знать как её разрешить и уметь предпринимать грамотые шаги к получению ожидаемого результата - совершенно разные вещи. Хорошо, когда они имеются в комплексе.
Но ещё важнее уметь предотвратить появление проблемы. Для этого знаний, умений и навыков в наш бурно меняющийся век будет уже, пожалуй, недостаточно. Нужны компетентности, и в первую очередь духовные компетентности.
Под экологическим образованием я понимаю непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обепечивающих ответственное отношение к окружающей природной среде.
Согласитесь, замечательное по проникновению в тему нашего разговора стихотворение. Как же важно донести его смысл до каждого, живущего на нашей планете!
Истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа – в традициях бережного отношения к природе, природным богатствам родной земли. В глубокой древности наши предки хорошо знали природу, взаимосвязь живых организмов с окружающей средой. Человек всецело зависит от природных ресурсов, погодных условий, от стихий. На уроках географии,изучая природные районы России и другие регионы,мы часто обращаемся к культуре ,традициям,быту коренных народов. Как соизмеримо было их использование природных ресурсов. Как они поклонялись духам природы и вместе с тем ощущали себя ее частью, осознавали свою неразрывную связь с ней. Еще не зная грамоты и не имея письменности, люди могли читать книгу природы и передавать накопленные знания детям.С течением времени отношения усложнялись в процессе общения с природой, постигая ее закономерности, люди постепенно устанавливали свои нормы и правила поведения в природе. Они понимали, что, разрушая природу, человек уничтожает свое будущее.Поэтому наша школа должна работать на перспективу, на будущее и создавать самые благоприятные условия для формирования гуманного человека – гражданина нового типа, подлинного хозяина своего общего дома – планеты Земля.
Наше сообщество "ЭКО-НН" создано для продуктивного общения и обмена опытом работы по формированию экологической культуры личности.
Уверена, у каждого из членов нашего сообщества (и всех, кто заглянет сюда) есть своя точка зрения по работе в этом направлении. Предлагаю на этих страницах обсудить проблемные вопросы и поделиться опытом.
С уважением, Л.Пятко.