Коллеги, познакомилась с очень спорной статье...Захотелось поделиться с уважаемым сообществом и узнать мнение...
Домашние задания в школе — злоупотребление? Не пора ли нам встать на сторону детей?
Автор: Виктория Белова
Норвежский детский врач заявил, что дети должны играть, а не сидеть дома и делать уроки. Скандинавская общественность остро восприняла слова врача, и в Норвегии разгорелась жаркая дискуссия «Жизнь — это больше, чем домашние задания?». Кто прав и как себя чувствуют российские школьники — рассуждает Виктория Белова.
Вот мнение норвежского доктора С. Фредриксена: «Не злоупотребляйте! Домашнее задание — это нарушение прав человека. Домашние задания посягают на свободное время ребенка. Они уничтожают разницу между школьной жизнью и отдыхом. Они нарушают их сон детей. Это так глупо, — это даже просто больно. «Дети должны играть: Жизнь больше, чем домашние задания. Гораздо больше!»
Как отнеслись к этой точке зрения в Норвегии? Как всегда общество разделилось на два лагеря.
Одни за сохранение домашних заданий в школе, другие — против.
Все признают, что наши дети вынуждены зачастую работать дольше, чем многие взрослые. Тем не менее, взрослые принимают это как должное. Родители должны приходить с работы, а дети должны приносить работу домой, — в виде домашнего задания.
Жесткие рамки острого дефицита свободного времени создаются даже для самых маленьких.
Исследования также показывают, что даже студенты получают намного меньше домашнего задания, по сравнению со школьниками.
Дети тех родителей, которые имеют высшее образование, успевают в школе лучше, чем дети родителей с низким уровнем образования.
Домашние задания становятся особенно трудными для тех детей, которые не получают помощи родителей, а также не имеют дома большого количества книг и доступа к Интернету. Обучение выполнению домашних заданий в Норвежской школе происходит под руководством учителя. Норвежская «продленка» существенно отличается от нашей. У нас в группе продленного дня объединено несколько начальных классов, и количество детей достигает 80 и более человек.
На «продленке» наши дети фактически не занимаются выполнением домашних заданий.
Преподаватели группы продленного дня вне рамок стандартного урока оказываются беспомощными. Они
заявляют, что основной их задачей является сохранение безопасности детей, и периодический «пересчет их по головам». Это важно, бесспорно, — безопасность важнее всего. Однако, приходя домой в шесть вечера, дети садятся за уроки.
Между уставшими детьми и усталыми родителями развивается конфликт.
Во второй половине дня дети хотят встретиться с друзьями, посмотреть телевизор, поиграть со своими младшими братьями или сестрами, наконец, — спокойно поужинать со всей семьей. Бремя несделанных уроков в конечном итоге превращается в проблему, которая разрушает семью.
Старшие школьники, особенно те, которые привыкли к детсадовской обстановке на «продленке» начинают откладывать выполнение домашних заданий на вечер.
Приход родителей домой не означает, что родители готовы вместе со школьником сесть за уроки. В школе в результате проверки домашнего задания, возникает конфликт с учителем. Ребенок страдает в любом случае. Если школьник не делает домашних заданий, то страдает от конфликтов со старшими.
Если он старательно выполняет, то страдает от переутомления, нарушений сна и психологических проблем. Известная шутка: отличник — это диагноз, — не лишена оснований.
Что делать? Принять решение серьезно работать в школе и избегать домашних заданий? Создать баланс в повседневной жизни ребенка, и обеспечить помощь учебе ценой отказа от карьеры одного из родителей? Зарабатывать достаточно денег, чтобы нанять гувернантку? Сдавать экзамены экстерном и учиться на дому? Кто возьмет на себя какую-либо ответственность за то, что дети действительно будут учиться? Может быть, родителям самим делать уроки вместо детей, а их отпускать играть со своими друзьями? Деловые качества и будущие способности ребенка организовать себя и свой бизнес в будущем зависят от навыков общения со сверстниками здесь и сейчас.
Как нам обеспечить детям возможность играть? Способны ли мы сами играть с ними? Что думают родители?
«Дети должны играть: Жизнь больше, чем домашние задания. Гораздо больше». С мнением норвежского доктора С.Фредриксена, — трудно не согласиться.
Современная школа старанием либерал-реформаторов и без того всё более напоминает развлекательно-оздоровительное учреждение. Дети привыкли слушать о своих правах и знать не хотят об обязанностях. половина из них и так не хотят учиться, не выполняют домашних заданий- играют в мобильные, курят, совершают административные проступки. Авторитет учителя резко падает. Это особенно отчётливо прослеживается по возрастным категориям. Старшие классы, получившие от родителей советскую закалку, более способны и дисциплинированы. Пришедшие из начальной школы не имеют элементарного понятия о дисциплине. Нет дисциплины-нет успеваемости. К этому добавим бесправие учителя. Школа советского образца отмирает, на смену ей приходит уродливое западное учреждение, задачей которого является организация досуга детей, но не социализация. Но ГИА и ЕГЭ никто не отменял. Не может быть абсолютной свободы, в том числе и в отношении детей, посещающих школу. Иначе им всю жизнь придётся играть по чужим правилам, на низшей социальной страте. Дети сегодня перегружены олимпиадами, всевозможными конкурсами, вроде "Английского будльдога и тп." Необходимо ослабить нагрузку обучающихся за счёт второстепенных предметов, например, сократив часы по Всемирной истории, за счёт дисциплин, которые дублируются в домах детского творчества и др.
До начала текущего учебного года практиковал в старших классах модульную систему, где учащиеся освобождались примерно от объёма, равного третьей части домашнего задания. Теперь введено положение, что за урок учитель обязан поставить не менее 8 оценок. Пришлось возвращаться к модулю. Учителя устали работать при условиях, когда "верхи" определили цель, но не могут найти средства её достижения.
Считаю, что счастливое детство прекрасно сочетается и с выполнением домашних заданий. Разве процесс образования может считаться нарушением прав ребёнка? Врочем, как говорили наши предки, "Как аукнется..." С уважением, М. Лашевский.
Знаете, Михаил, все мы учились с домашним заданием... И рефераты писали, и доклады делали, и сообщения готовили.. И считали это нормой..Но я смотрю на своих собственных детей - если делать качественно все, что задают, 4 часов ежедневно не хватает...Значит, остается выбирать - это делаем ,это не делаем.... У меня есть ощущение, что переход на использование новых информационных технологий в подаче домашенего задания уже случился (задавая много,мы как бы предполагаем - ты умеешь искать в интернет быстро, умеешь красиво предъявить в виде презентаци, печатного или электронного текста и тоже сделаешь это быстро), но вот на уроках работа строится по старинке зачастую... Я не знаю, как правильно ответить на этот вопрос...Но проводить время с детьми хочется каждый день, и задания выполнять надо...
Извините, уважаемые коллеги, за некоторую резкость, высказанную в адрес реворматоров и западной системы, так сказать, образования,но, думается, большинство педагогов, со мной могут согласиться, особенно имеющие за плечами за 20 лет стажа и более. Нам есть с чем сравнивать.
Комментарий был изменен с момента создания (MLashef, чт, 25/11/2010 - 21:12).
Тоже вдогонку... "Нет дисциплины - нет успеваемости" А без дисциплины учитель работать не может...А дисциплина - это из лексикона режимного учреждения, и школа с дисциплиной таковой и яляется: расписание,кабинетная система, календарный график... А без дисциплины мы работать не умеем, так?...А удерживаем дисциплину...чем?..
Спасибо за предложенную тему. Вопрос интересный. Я считаю, что домашнее задание нужно. Может быть не стоит задавать много и сложно, но давать на выбор и по желанию задания посложней для тех детей, которые интересуются предметом, или хотят заработать ещё оду "пятёрку"... Некоторым д/з не нужно, они всё усваивают в классе. Есть дети, которые всё успевают и в классе и дома и при этом не устают. А естьтакие, которым сколько ни задавай на дом, они не устанут, потому что просто не делают домашние задания
Комментарий был изменен с момента создания (urtica_777, чт, 25/11/2010 - 21:29).
Совершенно согласна с Михаилом Александровичем, дети действительно сегодня перегружены олимпиадами, всевозможными конкурсами. К примеру, сегодня наши дети поехали на районную олимпиаду за 70 км, приехали, сбегали домой пообедать, и снова в школу - сегодня, 25 ноября, в школе проходил Всероссийский конкурс "КИТ" . Затем детям надо было репетировать к Дню Матери(Когда они будут уроки делать?). Конечно, как и везде, есть дети, которым необходимо домашнее задание, для успешного усвоения материала, а есть и такие, которые усваивают легко все на уроке. Здесь должен быть индивидуальный подход.
Что - то мне подсказывает, что дети переружены не олимпиадами, а нашими требованиями участвовать в этих олимпиадах обязательно, по разнарядке..Спрашиваю у одного немаленького начальника в областном институтн ПК: "есть обязательные цифры по участию". Есть. И тянем детей на олимпиады, напрягаем... А так, без принуждения , они будут участвовать?.
Вряд ли без домашнего задания возможно формирование знаний и умений. Я тоже мама ученика и сама вижу, где домашнее задание , мягко говоря, не нужно или даже просто во вред ученику, поскольку отбивает всякое стремление учиться. Ну, а как без него? Есть ли альтернатива? Кто хочет учиться, для него домашнее задание - не помеха, а подспорье. А тем, кто высиживает время. что про них вести речь...?
"Домашнее задание - это работа для детей. " - прочитала у кого-то в ответе. Да. согласна. Можно отменить домашнее задание, но как же быть - такая участь у детей, если им не напрягать свои силы, то ничего и не запомнять. Помять детская выборочная, запоминает то, что приятнее или ненавистнее, вот и нужны домашние задния, чтобы помять разграничивать: что-то помнить всегда, а что-то разово. Но и не только.... Да давайте сделаем разноуровневые задания, вот и отпадёт проблема:
0 уровень-хочешь запоминай и выполняй домашнее задание, хочешь не делай этого;
1 уровень - что сможешь, то запомни и выполни ,соответственно, задание;
2 уровень - запомнил , выполни задание;
3 уровень - если знаешь, что есть силы запомнить и выпонить больше, то сделай задание
...... .- предложите и вы ...
Комментарий был изменен с момента создания (ЛАНА ЛОГА, вс, 12/12/2010 - 16:54).
Коллеги, познакомилась с очень спорной статье...Захотелось поделиться с уважаемым сообществом и узнать мнение...
Домашние задания в школе — злоупотребление? Не пора ли нам встать на сторону детей?
Источники: http://www.dagbladet.no/nyheter/2005/09/29/444891.html
http://www.e-xecutive.ru/community/articles/1257932/
С уважением, Юлия Дудко