Повсеместная информатизация и компьютеризация общества позволяетдостаточно уверенно говорить о том, что Интернет прочно вошел в профессиональную деятельность и быт значительной части россиян как источник различного рода информации. Он является средством проведения досуга и способом невербального общения. Число пользователей сети Интернет стремительно растет, причем доля молодежи и совсем юной аудитории среди пользователей Всемирной паутины очень велика. Они точно так же, как и взрослые, пользуются сервисами мгновенных сообщений, общаются на форумах и в чатах, пользуются информацией образовательного характера. Виртуальная среда способствует развитию интеллектуальных навыков детей. Формируется понимание уровневой организации окружающего мира, развивается знаковая функция сознания, предоставляющая возможность мыслить без опоры на внешние предметы.
Использование современных информационных технологий, несомненно, полезно, но не всегда безопасно для юных пользователей. Преимущества, предоставляемые сетью Интернет, сопровождаются рядом сложных проблем, встающих перед родителями и современной школой. Подключая компьютер к Сети, следует помнить о том, что дети в глобальной Всемирной паутине могут, во-первых, столкнуться с преступностью, а, во-вторых, виртуальная деятельность может напрямую повлиять на их психику (существует риск стать зависимыми от игр или Интернет).
Правонарушения в Интернете весьма распространены.Криминализация социума получила свое специфическое преломление и в криминализации Интернета.Общение пользователей в Сети происходит анонимно, и именно этот факт способствует росту пренебрежения хорошими манерами поведения. Поэтому иногда за клавиатурой компьютера люди делают такие вещи, которые никогда не сделали бы в реальной жизни. К сожалению, преступность, хулиганство, вредительство, терроризм, секты – реалии сети Интернет. Очень часто можно наблюдать картину, когда ребенок в поисках красивых обоев для рабочего стола заходит в Интернет, а ему вместе с пейзажами и животными предлагают «порно». И это не единственный пример неприемлемого контента, с которым могут соприкоснуться дети. Выходя в Интернет, они рискуют:
- получить доступ к неподходящей их возрасту информации: порнографии, дезинформации, пропаганде ненависти, нетерпимости, насилия, жестокости и т.п.;
- получить доступ к опасной информации, например, существуют сайты, предлагающие инструкции по изготовлению взрывчатых веществ, сайты, на которых предлагается купить потенциально опасные товары (оружие, алкоголь, отравляющие и ядовитые вещества, наркотики, табачные изделия), принять участие в азартных on-line играх;
- подвергнуться притеснениям со стороны других пользователей Сети, которые грубо ведут себя в Интернет;
- загрузить себе на компьютеры вирусы и подвергнуться нападению хакеров;
- выдать информацию личного характера, заполнив анкеты и принимая участие в on-line конкурсах, и, в результате, стать жертвой торговцев, использующих запрещенные магкетинговые методы;
- стать жертвами обмана при покупке товаров через Интернет;
- выдать финансовую информацию другим пользователям, например, номер кредитной карточки, пин-код или пароли;
- стать жертвой киберманьяков, ищущих личных встреч с детьми.
Проблема безопасности в сети Интернет в современном мире глобальна и значима. И самым эффективным механизмом решения этой проблемы может и должно стать формирование информационной культуры личности родителей, детей, учителей. Необходимо с первого знакомства с информационными технологиями разъяснить детям, как жить им в информационном пространстве, как избирательно подходить к информации в открытой информационной среде. Не секрет, что даже дошкольники успешно используют Интернет, а значит, родителям, учителям необходимо как можно раньше попытаться научить детей самостоятельно проверять найденную в Интернете информацию по другим источникам: газетам, журналам, энциклопедиям, другим сайтам. В этой связи важно научить детей пользоваться библиотеками и энциклопедиями, расположенными на оптических носителях, например «Энциклопедией Кирилла и Мефодия» или Microsoft Encarta. Так же стоит научить детей использовать различные поисковые системы для поиска необходимой информации. И наконец, стоит объяснить им, что такое расизм, фашизм, межнациональная и религиозная вражда и т.п.
Безусловно, родители должны контролировать посещение детьми тех или иных сайтов, интересоваться мнением ребенка об увиденном в Интернете. Однако, проблемы, с которыми может столкнуться ребенок при общении по сети Интернет, легче будет решить, если отношения между взрослыми и детьми строятся на доверии друг к другу.
При формировании культуры поведения в Сети следует обратить внимание детей на «золотое» правило общения: «Поступайте с окружающими так, как хотели бы, чтобы они поступали с Вами», из которого вытекают фундаментальные правила поведения в Сети, позволяющие стать детям ответственными пользователями в Интернет:
-следует защищать личную информацию свою и других пользователей: не публиковать фотографии, адреса электронной почты и т.д. без разрешения владельцев;
- не использовать без разрешения чужой пароль;
-не присваивать вещи, не платя за них (в основном это касается условно-бесплатного программного обеспечения);
- все сказанное в Интернете может вернуться и неотступно преследовать, поэтому необходимо думать, прежде чем что-либо написать;
- в целях избавления от ненужного дискомфорта в чатах и на форумах, следует знать правила общения на них, прежде чем что-либо написать или сделать;
- не относится критически к другим, особенно к новичкам, даже если они нарушают правила форума, чата и т.д.
Обеспечить большую безопасность детей при посещении сети Интернет можно разными способами и первые шаги, которые должен сделать взрослый с целью обеспечения безопасности информационного пространства, должны быть следующие:
- заключить с детьми договор о правилах работы в сети Интернет;
-отобрать сайты, которые ребенку можно посещать (особое внимание следует обратить на серверы, собирающие личные данные посетителей; помня о безопасности детей, следует поискать в Интернете сайты, которые не запрашивают личных данных);
Существует много разных способов контроля, но не всегда они являются эффективными. Уговоры и воспитательные беседы могут действовать весьма непродолжительное время, ведь нахождение в сети может ребенка увлечь настолько, что он забудет о всех уговорах. А запреты могут негативно сказаться на развитии полезных навыков поиска и обучения в Интернете. В таких случаях могут помочь специальные программы по ограничению и контролю доступа ребенка к сети Интернет. С помощью них можно оградить ребенка от негативных влияний Интернета, но при этом предоставить ему свободу действий.
Эти программные средствамогут отправлять родителям отчеты об активности их детей: подробные сведения о посещенных веб-узлах, людях, с которыми общались, о количестве времени, проведенном ребенком в интернете и т. д. С помощью программ можно ограничить доступ к нежелательным ресурсам по различным категориям – сайтам, с содержанием информации для взрослых, online-играм и казино, форумам, а также задать расписание работы в Интернете. На данный момент в мире существует около десятка программ, родительского контроля. К ним можно отнести следующие программы родительского контроля: КиберМама™, KidsControl, Time Bos, Parental Control в Windows Vista, Kaspersky Internet Security 7.0 и др.
С помощью средств родительского контроля можно решить ряд проблем:
Ограничить время пребывания ребенка за компьютером.Можно задать время, в течение которого детям разрешается регистрация в системе. В частности, определить дни недели и часы доступа в соответствующий день недели. Если по окончании указанного периода времени ребенок остается за компьютером, работа системы автоматически завершается.
Установить запрет на доступ детей к определенным играм.Запрет можно устанавливать, исходя из допустимой возрастной оценки, выбора типа содержимого или закрывая доступ к некоторым играм.
Ограничить активности детей в Интернете. Родители могут установить круг допустимых web-узлов, исходя из возрастной оценки, запрета или разрешения загрузки файлов, определения условий фильтрации содержимого, т.е. нужно определить, какое содержимое фильтры должны разрешать или блокировать.
Установить запреты на использование детьми отдельных программ.
Получать отчет о работе ребенка за компьютером. Можно получать ежедневные отчеты (лог-файлы), где можно посмотреть сайты, посещенные вашим ребенком и другими членами семьи.
Благодаря ограничению доступа к нежелательным ресурсам, контролю доступа к расписанию нахождения в сети, постоянным отчетам о посещенных сайтах, возможности контроля трафика и, главное, незаметной работы самой программы для ребенка, можно уже не беспокоиться за то, чем и сколько ребенок занимается в Интернете.
В большинстве своем программы настроены так, что, не зная пароля, удалить их практически невозможно. В любом случае, для этого у пользователя должны быть права администратора. Поэтому, еще один способ защиты основывается на разграничении доступа на одном компьютере к информации и другим частям операционной системы. Он осуществляется современными операционными системами с помощью учетных записей с различными правами доступа. Также рекомендуется использовать контроль доступа сетевых подключений, обеспечивающий непосредственный доступ пользователя только к тем сервисам, в которых он был авторизован. Однако следует иметь ввиду, что одна только организация контроля без воспитания – практически бесполезное занятие. Только объединив эти средства, можно помочь детям почувствовать себя в безопасности, оградив их от влияния злоумышленников в Интернете. Поэтому эффективнее иметь четкие правила работы в Интернете и открыто общаться с детьми.
Интернет предоставляет огромные возможности для общения и получения информации, но именно чрезмерное виртуальное общение, незаметно для самого ребенка, способно перевернуть его жизнь, заменив реальный мир виртуальным. Познавательная, игровая и коммуникативная деятельности, осуществляемые им в Сети, могут способствовать глобальным изменения (трансформации) личности. Иллюзия виртуальной реальности очень сильна. И если что-то в реальном мире не устраивает ребенка, появляется соблазн ускользнуть туда, где окружающий мир будет строиться по его желанию. Таким образом, возникает параллельная реальность, в которой ребенок чувствует себя комфортно. Домашние дела, общение, отдых становятся для него помехой.И в этом случае уже стоит вести речь об Интернет-зависимости, которая характеризуется рядом признаков:
- постоянное увеличение времени, проводимого в Интернет;
- изменение круга интересов, постоянные мысли о следующем выходе в Сеть;
- увеличение частоты участия в социальных сетях иon-line – играх;
- состояние психологического дискомфорта, раздражительности, беспокойства через короткие промежутки времени после очередного сеанса работы в Интернет;
- вход в интернет с целью уйти от проблем или заглушить чувства беспомощности, вины, тревоги или подавленности;
- замкнутость, вытеснение прежних жизненных мотивов, нежелание учиться, посещать школу и т.д.
По данным различных исследований, Интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. В нашей стране таковых насчитывается примерно 4 - 6 %.
Анализ показывает, что главенствующим фактором, благодаря которому Интернет-зависмость получила широкое распространение, является анонимность личности в Интернете, недостаток внимания к ребенку, вызванный, как правило, проблемами, возникающими в семье. Очень часто Интернет-зависимыми становятся дети с заниженной самооценкой, неудовлетворенные собой, неспособные в реальной жизни строить или поддерживать гармоничные отношения с другими. Виртуальное пространство для них заменяет живое общение. К тому же оно обладает рядом дополнительных привлекательных особенностей:
-возможность немедленно прервать неприятный контакт, что дает ощущение власти и контроля над ситуацией;
-отсутствие риска и ответственности в отношениях, что достигается за счет анонимности и дистанцированности;
-новые острые переживания.
Способствуют развитию Интернет-зависимости и широко распространенные среди детей виртуальные ролевые игры, в которых ребенок может стать, кем захочет. И, преодолевая собственные ограничения, вести себя, думать и чувствовать как вымышленный герой. Но вот игра заканчивается, виртуальное волшебство тает, и всё вокруг опять становится скучным, тусклым и серым. Ребенку хочется опять вернуться в тот мир, где он силен, свободен и доволен собой, где он герой. Реальность постепенно замещается вымыслом. Так формируется зависимость.
Последствия интернет-зависимости наиболее пагубны для подростков, которые не социализируются в реальном мире, поэтому в сложившейся ситуации перед педагогами, социальными работниками, психологами, руководителями учебных учреждений, медиками ставятся задачи:
-реализовать действенную систему профилактики: установление регламента продолжительности работы школьников с компьютерами, рациональное кондиционирование воздуха, проведение специальных упражнений для профилактики зрительного утомления;
-сформировать личность ребенка, обладающую разносторонними интересами, умеющую успешно адаптироваться к социуму, преодолевать критические жизненные ситуации, уверенно взаимодействовать с окружающими людьми.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что проблема детской безопасности в Интернете – это предмет, требующий скоординированного решения на всех уровнях: от семейного и муниципального до регионального и международного. Минимизация вредного воздействия компьютера на детский организм становится одной из важных задач, стоящих перед современной школой. И в решении этой проблемы необходимо действовать системно, формируя информационную культуру ребенка и социально важные жизненные навыки, используя как правовые регуляторы, так и нормы обычаев и морали, а также технические и технологические возможности.
Информационные источники
1.Безопасность детей при общении в чате [Электронный ресурс]:http://lana152.narod.ru/babi.html (дата обращения: 09.02.2009).
2. Гордиенко И. Office Outlook: сам в поле воин [Электронный ресурс]:www.spamtest.ru/document.html?context=15944&pubid=93 (дата обращения: 12.02.2009).
3. Интернет и образование [Электронный ресурс]:http://content-filtering.ru/Eduandinet (дата обращения: 10.02.2009).
5. Использование семейных договоров для обеспечения безопасности детей в Интернете [Электронный ресурс]:http://www.microsoft.com/rus/protect/family/guidelines/contract.mspx (дата обращения: 12.02.2009).
6. О необходимости и возможностях профилактики интернет-зависимости у учащихся [Электронный ресурс]:www.erudition.ru/referat/printref/id.52730_1.html (дата обращения: 10.02.2009).
7. Основы безопасности в чате [Электронный ресурс]:http://www.microsoft.com/Rus/athome/security/kids/v_keskustelut_chat.html (дата обращения: 10.02.2009).
8. Правила безопасного интернет-общения [Электронный ресурс]: http://www.yoki.ru/creatiff/hitech/10-06-2008/61744-icq_bezopasnost-0. (дата обращения: 12.02.2009).
9. Дети в Internet: ликбез для родителей [Электронный ресурс]:http://www.osp.ru/win2000/2007/08/4661116/ (дата обращения: 09.02.2009).