Стадия вызова.
Игра в ассоциации. Вопрос учителя:
- Какие ассоциации связаны у вас с понятием профессии?
Представление темы «Профессия и возможные пути ее получения». (Слайд № 1).
Составление таблицы
Знаю
|
Хочу узнать
|
Узнал
|
Профессия
|
|
Заполняется в конце урока
|
Специальность
|
|
|
Специализация
|
|
|
Квалификация
|
|
|
Профессиональное образование
|
|
|
Стадия осмысления.
Эта часть урока может быть проведена с использованием эвристической беседы. Для объяснения нового материала учитель демонстрирует слайд № 2 «Просто я работаю» с фотографиями людей, занятых различными видами трудовой деятельности. Он просит ответить на вопрос:
- Представители каких профессий изображены на снимках?
Учитель задает учащимся ряд вопросов:
- Что такое профессия? (Подвести учащихся к выводу о том, что профессия – род трудовой деятельности, но и работа на садовом участке – тоже трудовая деятельность.)
- В чем же отличие профессии от других видов трудовой деятельности? (Слайд № 3 «Ситуационная задача»)
- Какие признаки профессии вы можете назвать?
- Что необходимо прежде всего, чтобы получить профессию? (Образование)
- Дворник, грузчик, уборщица – это профессии? (Нет, потому что этим занятиям нигде не обучают, хотя они и являются трудовыми.)
- На что человек надеется, получая профессию? (Она будет приносить радость, обеспечивать материально.)
- Что ещё необходимо учитывать при выборе профессии? (Чтобы совпали интересы, желания, возможности, способности человека.)
После обсуждения ответов учащихся учитель вместе с ними выводит определение.
Профессия – это род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки, знаний и опыта и являющийся обычно источником существования. (Слайд № 4)
Далее учитель подводит учащихся к определениям понятий «специальность» и «специализация». Например, учитель спрашивает учащихся: «К кому вы обращаетесь, когда заболеете?» В ходе беседы выясняется, что в зависимости от заболевания они идут к определенному врачу.
Потом учитель просит их выстроить схему от общего к частному следующих понятий: хирург, врач, пластический хирург.
После обсуждения работы учащихся учитель демонстрирует слайд № 5 и формулирует вместе с ними определения понятий «специальность» и «специализация».
Врач, хирург, пластический хирург
|
Врач → профессия
Хирург → специальность
Пластический хирург → специализация
|
Специальность – вид занятий в рамках одной профессии. (Слайд № 6).
(Например, профессия «учитель» включает в себя специальности «учитель истории», «учитель математики» и пр.)
Специализация - это более узкая сфера деятельности в рамках конкретной специальности, приобретение более глубоких знаний и навыков и концентрация деятельности в этой области. (Слайд № 7).
Затем учитель подводит учащихся к понятию «квалификация». Учащиеся отвечают на вопросы:
- Если у вас есть выбор: пойти к врачу высшей квалификации или к врачу, не имеющему категории, кого вы выберете?
- Токарь 1 разряда и токарь 5 разряда. О чем говорит это различие?
После обсуждения ответов учащихся учитель дает определение квалификации.
Квалификация – это степень готовности к какому-либо виду труда, уровень подготовленности, которые подтверждены определенным документом. (Слайд № 8).
Для закрепления материала учащимся предлагается выполнить упражнение, в котором они должны предложенные слова или словосочетания соотнести с заданными понятиями. (Слайд № 9, «Дневник профессионального самоопределения школьника», задание 4.1.)
При переходе к следующему этапу урока учащиеся получают задание заполнить таблицу (Слайд № 10) с целью соотнесения уровней профессионального образования в Российской Федерации с типами образовательных учреждений. Затем преподаватель знакомит учащихся с новой информацией, используя учебную компьютерную презентацию (Слайды №№ 11-16).
Беседа по вопросам:
- Какое образование необходимо, чтобы получить профессию «столяр»?
- Куда вы поступите, если решите приобрести профессию медицинской сестры?
- Какое образовательное учреждение необходимо окончить, чтобы получить профессию врача?
После обсуждения учащиеся должны прийти к выводу о том, что разные профессии, разная квалификация требуют получения образования различного уровня, то есть для получения одних профессий (столяр) достаточно окончить профессиональное училище, а для получения профессии врача необходимо пройти обучение в высшем учебном заведении (институте, университете, академии).
Стадия рефлексии.
Учащимся предлагаются варианты получения профессии с помощью интерактивной схемы «Возможные пути получения профессионального образования» (Слайд № 17):
школа – ПУ; школа – ПУ – СУЗ; школа – ПУ – СУЗ – ВУЗ; школа – ПУ- СУЗ – ВУЗ – аспирантура;
школа – СУЗ; школа – СУЗ – ВУЗ; школа –СУЗ – ВУЗ – аспирантура;
школа – ВУЗ; школа – ВУЗ – аспирантура.
Учитель просит учащихся проанализировать варианты получения профессии, исходя из конкретных жизненных ситуаций, а также особенностей и устремлений отдельного выпускника основной школы. Чтобы помочь учащимся справиться с заданием, он предлагает им следующие вопросы:
- Если человек мечтает быть ученым, какой путь получения профессионального образования он скорее всего выберет?
- По какому пути стоит пойти человеку, мечтающему стать водителем-дальнобойщиком?
- Если человек мечтает стать врачом, но сомневается в собственных возможностях, какой путь получения образования вы посоветуете ему выбрать?
В конце урока девятиклассники возвращаются к таблице, составленной в начале урока, и заполняют третий столбец «Узнал».
|
На: Сценарий урока с использованием учебной компьютерной презент
Уважаемая Елена Александровна! Познакомилась с Вашим уроком. Мне понравился! Спасибо! Желаю дальнейших удач!
На: Сценарий урока с использованием учебной компьютерной презент
kamamuha