По характеру познавательной деятельности учащихся урок проблемный. Основные проблемы, рассматриваемые на уроке:
снижение рыбных запасов Азовского моря;
загрязнение акватории моря промышленными и сельскохозяйственными отходами;
изменение гидрологических параметров моря (повышение солености, уменьшение объема стока рек);
биологическое загрязнение моря;
нефтяное загрязнение моря.
Учащиеся анализируют график и выходят на одну из важнейших проблем урока: «Почему происходит снижение рыбных запасов в море?».
Форма организации учебной деятельности – коллективная (групповая) работа.
Решать эту проблему учащиеся будут самостоятельно, благодаря выбранной форме – проведение игры-экспедиции.
Четыре шхуны «Тетис», «Морская», «Анчоус», «Прогресс» в рамках программы «Зов Азова» будут искать ответы на основной вопрос урока, работая с путевыми дневниками. Перед выполнением работы на шхуне необходимо выбрать капитана шхуны, который будет сигнализировать об окончании работы экспедиции, показав зеленый флажок. В случае затруднения учащиеся могут и обращаться за помощью к учителю, подняв красный флажок.
После обработки материалов на шхунах учащиеся класса работают над заполнением отчета по проделанной работе экспедиции по предложенным вопросам (тем самым, выполняя практическую работу по комплексной характеристике моря), восклицательным знаком отмечают вопросы, содержание которых раскрывает причины снижения рыбных запасов Азовского моря.
Для проверки изученности нового материала ребята отвечают на вопросы квалификационного теста исследователя.
Цель урока:
Создание педагогических условий для формирования умений учащихся работать с различными источниками информации для анализа и прогнозирования изменений экологического состояния моря.
Вашему вниманию предлагается первый модуль (набор заданий для одной группы). Если вас заинтересовали материалы, рабочие листы для других групп, и материалы детских презентаци я размещу на этом ресурсе.
Модуль 1
Экспедиция парусника «Тетис»
Цель: Изучить историю формирования и современные очертания Азовского моря.
Задания для самостоятельного изучения:
Азовское море 25 миллионов лет назад.
Древние поселения на берегах Азовского моря.
Положение Азовского моря на географической карте сегодня.
Береговая линия Азовского моря.
Дно Азовского моря.
1. Азовское море 25 миллионов лет назад
Для выполнения работы используем ресурсы сайта http://ru.wikipedia.org, посвященные Азовскому морю.
1. Азовское море появилось около 2 млн. лет назад и формировалось на глазах доисторического человека. Берега его были населены еще сотни тысяч лет назад. Удивительное плодородие моря и окружающих его земель, близость к древним цивилизациям - все это предопределило заселение Приазовья.
Греческое название - Азовское море - Меотида, или Меотис, означает «плодородие», греки также называли его Белужьим морем.
Мифы Греции утверждают, что берега Меотиды были населены амазонками - женщинами-воительницами.
Вопросы:
Как называлось море, находящееся на месте Азовского моря 25 млн. лет назад?
Как объяснить это название?
Когда были заселены берега Азовского моря?
Повлияло ли заселение моря в древности на его рыбные запасы?
2. Древние поселения на берегах Азовского моря
1. Прочитайте текст:
В VIII в. до и. э. началось расселение греков в бассейне Средиземного моря, называемое "ослиной греческой колонизацией". Для расширении и укрепления торговых связей с местными племенами боспорские греки в Ш в. до н. в устье реки Танаис (греческое название Дона) на побережье Азовского моря основали новый город. За 700 лет существования Танаис стал важнейшим торговым производственным и культурным центром, осуществлявшим связь между античным миром и населением придонских и приазовских степей. Много товаров ввозилось в Танаис из разных центров Причерноморья и Средиземноморья. Недаром знаменитый античный географ Страбон называет его самым большим после Пантикапея "торжищем", где заключались торговые сделки между "варварами" - кочевниками и боспорскими греками. Доставлялась разнообразная посуда, изготовленная на гончарном круге, привозились амфоры с вином и оливковым маслом. Также торговали керамикой, золотыми украшениями, предметами железоделательного, бронзолитейного и стеклоделательного ремесел.
В середине III в. Танаис был разрушен племенами готского союза, больше 100 лет не восстанавливался и пролежал в развалинах. Нападение, видимо, было внезапным, жители, покинули его, не успев унести даже дорогие ценные вещи. В конце IV в. жизнь в городе возобновилась. Но былого могущества Танаис не достигает и в начале V в. перестает существовать. Сейчас на месте древнего города археологический музей-заповедник.
Вопросы:
Когда и почему был основан древний город в бассейне Азовского моря?
Каковы причины возникновения Танаиса?
Чем торговали в древнем Танаисе?
Откуда привозились эти товары?
Подумай, повлияло ли древнее заселение Азовского побережья на его дальнейшее хозяйственное освоение?
3. Положение Азовского моря на географической карте сегодня
1 Анализируя физическую карту Евразии, определите:
К бассейну какого океана принадлежит Азовское море?
Его положение относительно океана (внутреннее или окраинное)?
Связь с океаном?
2 На контурную карту нанесите проливы и моря, благодаря которым осуществляется связь моря с океаном.
3. Анализируя физическую карту моря, определите:
Какие реки впадают в море?
Заливы, образующиеся при впадении рек?
Нанесите их на контурную карту.
4. Вспомните, как море влияет на природные условия окружающей территории?
Дно Азовского моря
Дно Азовского моря почти всюду покрыто илом. Около берега и на мелководье часто встречается песок, поэтому двустворчатых и других беспозвоночных обитает там очень много (см. коллекцию донских обитателей моря), а главным компонентом донного грунта является ракушечник. Некоторые участки дна покрыты водорослями. Летом в более глубоких местах - ямах ил черный, с запахом сероводорода. Иногда на дне образуются «грязевые вулканы», выбрасывающие метан, сероводород и другие газы.
Почему дно Азовского моря сложено ракушечником? С чем это связано?
Влияет ли состав донных отложений на плодородие рыб Азовского моря?