Официальный сайт hauteecole 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация


Бумажкам.Нет!


"Виды аргументов в сочинении-рассуждении" 11 класс

Фото пользователя Татьяна Николаевна Очирова
Размещено: Татьяна Николаевна Очирова - пн, 15/02/2010 - 09:25
Данные об авторе
Автор(ы): 
Очирова Татьяна Николаевна
Место работы, должность: 
Учитель русского языка и литературы, МХК МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 49" г. Улан-Удэ.
Регион: 
Республика Бурятия
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (Часть С ЕГЭ). Раскрыть содержание понятия аргумент,показать (научить)способы подбора аргументов, в том числе и нетрадиционных.Развитие творческих способностей детей: элемент интеграции с МХК.

 Тема урока:  Виды аргументов в сочинении-рассуждении

при подготовке к ЕГЭ (11 класс)

 

Обучающая цель урока: подготовить к написанию сочинения по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С); раскрыть содержание понятия «аргумент»: что надо понимать под жизненным опытом, читательский и жизненный опыт как источник аргументов в выражении отношения пишущего к проблеме, поднятой в тексте; ); показать способы подбора аргументов;  нетрадиционные формы аргументации (хрия, синквейн).

 

Развивающая цель: стимулирование мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся, умение адекватно выражать свое отношение к каким-либо фактам,  правильно подбирая  аргументы; развивать умение строить монологическое высказывание на публицистическую тему.

 

Воспитывающая цель: способствовать духовному становлению личности, формированию её эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Элемент интеграции  с МХК на  уроке дает возможность для вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, применения им на практике этих знаний и четкого осознания, где и каким образом эти знания могут быть применены. Это еще и возможность работать совместно, проявляя при этом определенные коммуникативные умения общения со сверстниками.

 

Задачи урока: - организация повторения теории написания сочинения-рассуждения путем  самовосстановления  учащимися предыдущих знаний через систему опорных конспектов-схем;

- развитие коммуникативной  компетенции учащихся через систему творческих заданий;

- развитие культуроведческой компетенции учащихся через интеграцию с уроками искусства.

 

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят ученики в ходе урока:

Актуализируют: знания шаблона написания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ; умения правильно определять тему, идею текста, а через них проблему текста;  понимание учащимися необходимости целенаправленной творческой подготовки к сдаче ЕГЭ.

Приобретут: умение правильно выражать свою точку зрения, подкрепляя ее нужными аргументами;  использовать в сочинении не только традиционные аргументы, но и нетрадиционные (хрия и синквейн); .

 Закрепят: навыки работы с экзаменационным текстом; получение дополнительной информации для творческого вдохновения через Интеграцию с МХК.

 

Мотивация учащихся: Мотивация при выполнении заданий по написанию сочинения-рассуждения нацелена на успешное применение полученных знаний в творческой работе ЕГЭ.

Содержание урока: проанализировать текст, предложенный преподавателем; познакомить с точкой зрения автора текста на поставленную им проблему; сформулировать авторскую позицию; сформировать у учеников собственный взгляд, создать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов автора или опровергающих их.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ. Урок дачи нового материала.

Оборудование: мультимедийная установка, ПК, раздаточный материал, папки с методическими материалами по работе с частью С, контрольные листы.

 

Домашнее задание на данный урок (работа с текстом): 1 группа – выявить и сформулировать проблему (проблемы) текста, прокомментировать проблему (проблемы). 

2 группа – сформулировать позицию автора, его мнение по выделенной проблеме.

 

Ход и содержание урока

 

1. Вступительное слово учителя. Мотивация.

Тема сегодняшнего урока довольно актуальна для каждого сидящего здесь ученика. Каждый из вас знает, что на выпускном экзамене по русскому языку предстоит написать сочинение по прочитанному тексту.  Когда кого-либо хотят убедить в правильности своей точки зрения, то произносят: «Как говорили древние…» или   «Не каждый, наверное, знает древнегреческую мудрость …» так поступлю сегодня и я.

Тема урока «Виды аргументов в сочинении-рассуждении при подготовке к ЕГЭ». Вот мой первый аргумент, касающийся актуальности темы урока.  Древнегреческий философ Менандр утверждал: «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться». Именно это вам будет так необходимо в решающий для вас момент. А Сократу - первому из трех выдающихся мыслителей эпохи высокой классики Древней Греции – принадлежат слова:  «Заговори, чтобы я тебя увидел». Слова настолько емкие, что комментарий излишен, тем более, что речь бывает как устной, так и письменной. И мне очень хотелось бы, проверяющий вас увидел, и увидел, как человека эрудированного, мыслящего, умеющего владеть речью.

 

Ваше сочинение  может быть оценено высокими баллами, если вы правильно выявите  и сформулируете проблему текста и позицию автора по данной проблеме. Поэтому небольшой экскурс в  Часть С.

Когда-то Аристотель утверждал, что «речь слагается из трех элементов: из самого автора, из предмета о котором он говорит, и из лица к которому он обращается». Вы уже понимаете, что эти «три элемента» - автор, тема и читатель.

Что такое Часть С?

   Часть С – задание открытого типа с развернутым ответом – проверяет реальное состояние практических речевых умений. Оценивается и ряд коммуникативных умений и навыков:

   зрелость суждений при интерпретации текста;

   умение оформлять собственные высказывания;

   умение использовать средства выразительности;

   соблюдение норм литературного языка, в том числе орфографических и пунктуационных.

 

   Один из важнейших признаков текста – это информативность. Без «вычитывания» этих информаций вряд ли  можно правильно понять содержание текста.

   Ключ к восприятию понятий «тема» и «идея»  в словах М. Горького: «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать».        

                                Итак: что? как? для чего?

 

2. Что значит работать с исходным текстом?  ( Составить слайд и прокомментировать его может один из учеников либо сам учитель).

 

 3. Делаем вывод. Итак, сочинение должно рассматривать    исходный текст в 4-x аспектах:

 

1)                       проблема, поставленная в исходном тексте;          (комментарий ученика)

2)                       комментирование проблемы исходного текста;   (комментарий ученика)

3)                       авторская позиция;                                                  (комментарий ученика)

 

(Примерные ответы учеников-консультантов, а если класс достаточно сильный, то ответить может любой. Примеры приводят из текста для домашнего анализа (текст В. Шефнера – см. в приложении), то есть в работу можно вовлечь всех).

 

1. Что такое проблема?

Проблема — это сложный теоретический или практи­ческий вопрос, требующий решения, исследования. Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную, главную, актуальную, злободневную, острую, назревшую, фило­софскую, политическую, идеологическую, социальную, национальную, международную. Проблема имеет свой объект, например, проблемы войны, мира, экономики, политики, идеологии, вос­питания, образования.

Сформулировать проблему текста можно двумя основными способами:

1) оценить объект проблемы (ответить на вопросы «Чья это проблема?», «Что это за проблема?»);

2) определить проблему в виде вопроса (проблема и есть вопрос, требующий решения). Это более простой путь.

2. Что значит «прокомментировать» проблему?

Нужно подумать о том, насколько актуально то, о чем пишет автор; кому и в каких ситуациях приходится сталки­ваться с подобной проблемой. Если это возможно, то можно коснуться «истории вопроса», т.е. коротко рассказать о том, как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы, есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской. Следует отметить, что в этой части сочинения также возможны как минимум два способа изложения материала:

1)                       от частных фактов к формулировке проблемы.

2)                       от формулировки проблемы к комментарию.

3. Как выявить позицию автора?

Если проблема текста формулируется в виде вопроса то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте.

Для того чтобы выявить позицию автора, надо  ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?»).

 

Продолжаем работу. 4-й аспект – это…

4)                       собственное мнение, подкрепленное двумя развернутыми аргументами. Это материал нашего сегодняшнего урока. Обратимся к критериям, кстати, дети должны быть с ними хорошо знакомы. 

4. Критерий 4 (аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме).  Анализ выполнения задания Части С (мнение экспертов):

Этот критерий касается оценки изложения выпускником собственного мнения, и качество выполнения этого задания напрямую связано с пониманием проблемы исходного текста и позиции автора – именно в этом случае ученик получает возможность для рассуждения, изложения собственного мнения, возможность вступления с автором в диалог. Однако собственное мнение ученика должно быть аргументированным, доказательным. Выпускник вправе согласиться или не согласиться с мнением автора, но в любом случае его рассуждения должны быть подкреплены аргументами.
В 2007 году была изменена шкала баллов по критерию 4. Высший балл – 2 – ставился в том случае, если экзаменуемый изложил свое мнение о проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), и аргументировал его, приведя не менее двух аргументов из своего жизненного и читательского опыта. Данное требование, несомненно, апеллирует к умственной и гражданской зрелости ученика, к широте его кругозора, уровню мышления, начитанности, общему уровню образованности, умению логически мыслить.

Анализируя результаты выполнения задания, касающегося изложения собственного мнения, следует помнить о том, что более строгими стали требования к качеству его выполнения: так, формальная позиция экзаменуемого (я согласен/не согласен с мнением автора) не учитывалась как достойная положительной оценки хотя бы в один балл. Типичным затруднением учащихся при выполнении этого задания является неумение найти аргументы для обоснования собственной точки зрения.
Итак, что значит написать сочинение в соответствии с требованиями ЕГЭ?

Это умения – умение понимать другого и умение рассказать о себе, о своём видении мира, это умение  вступить в диалог с автором текста. 

 

5. Обратимся к словарю (а это еще один веский аргумент).

   Аргумент – довод, основание (или их совокупность), приводимые в доказательство высказанной мысли.

   Аргументировать – т.е. приводить доказательства, аргументы.

   Фоновый материал – материал, который использовал экзаменуемый для доказательства собственного мнения (исторические, литературные, научные и др. факты, события, цитаты, примеры из собственной жизни…).

 

6. Как аргументировать свою позицию?

В этой части работы вы должны строго следовать пра­вилам построения текста-рассуждения. Цель аргумен­тации — убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств. (Слайд, прокомментировать который тоже может ученик, так как этот материал детям уже хорошо знаком).

Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:

• тезис (положение, которое надо доказать);

• аргументация (доказательства, доводы);

• вывод (общий итог).

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что...». Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» чужого тезиса.

► Комментарий учителя

Аргументы «за» должны быть:

• правдивыми, опираться на авторитетные источники;

• доступными, простыми, понятными;

• отражающими объективную реальность, соответ­ствующими здравому смыслу.

Аргументы «против» должны убедить в том, что ар­гументация автора ошибочна. Однако в случае несогласия с автором опровергающая аргументация потребует от вас определенного такта и подчеркнутой корректности. Рассмотрим возможные для этого случая обороты речи:

• Я не вполне согласен с позицией автора и считаю, что...

• Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения на данную проблему...

Помните важное правило аргументации: аргументы надо приводить в системе — по силе возрастания.  Следовательно, конечный аргумент должен быть самым сильным.

 

7. Итак, что значит написать сочинение в соответствии с требованиями ЕГЭ?

Это умения – умение понимать другого и умение рассказать о себе, о своём видении мира, это умение  вступить в диалог с автором текста и с будущим читателем. В Интернете в чате, где вы общаетесь, я нашла интересное, но очень сердитое замечание: «Нет, как вам нравится это в требованиях к сочинению: мало, что надо изложить собственное мнение (хоть это впрочем, ладно), но еще и привести несколько аргументов, опираясь на жизненный и читательский опыт! Сколько там у нас этого опыта! Издеваются! Сознательной жизни-то около 5-ти лет, и что имеется в виду под «жизненным опытом»?

8. Что можно считать читательским, а что жизненным опытом? Ваше мнение?

 

► Комментарий учителя

Данные аргументы можно ввести в сочинение в виде цитаты, примера, основанного на «+» или «-» образце и т. д., а также использовать что-нибудь новенькое, например, синквейн и аргументы хрии.

 

  Итак, что такое хрия? Обратимся к словарю (словарь В. Даля и Д. Ушакова).

ХРИЯ хрии, ж. (греч. chreia) (лит.). Речь, рассуждение, составленное по заданным правилам. Хрия представляет собой сложный аргумент, положение которого развернуто и обосновано рядом доводов.

Хрия состоит из трех частей: положения, обоснования и заключения.

 Таким образом, порядок расположения аргументов по хрии определяется естественным развертыванием содержания мысли, при котором 1) положение сначала 2) изъясняется, затем посредством силлогизма или энтимемы обосновывается 3) причина его истинности (аксиология — собственно доказательство), далее предлагаются доводы 4) от противного, за которыми следует 5) сравнение, потом даются 6) примеры, вся последовательность завершается 7) свидетельством (аргументом к авторитету) и 8) заключением.

 

Хрия как особая форма рассуждения известна со времен античности. Ее целью было объяснение какого-либо изречения.

В 19 веке в русских гимназиях создание хрии было обычным заданием по риторике. «Ох уж эти хрии!» — вздыхали гимназисты. Действительно, написать текст-рассуждение, следуя определенной схеме аргументации, — нелегкая задача. Но в процессе ее выполнения вы узнаете, насколько разнообразны аргументы по своей природе.

 

Система аргументации в хрии.       Виды доказательств (аргументов)

 

А)   Дедуктивные (формулируется основной тезис, а затем приводятся доказательства);

<!--[if gte vml 1]> <![endif]-->Б) Индуктивные (тезис приводится на основании доказательств, то есть сначала приводятся доказательства, а затем формулируется тезис);

В)   Прямые доказательства:

      а)  ссылка на общее суждение, истинность которого не подлежит сомнению (например, ссылка на то, что каждый человек любит Родину при рассуждении на тему «Что такое патриотизм»);

      б) пример – как частный случай, несущий в себе черты общего (например, чтобы доказать изменение существительных по падежам, склоняем любое существительное: дом, дома, дому);

      в)  ссылка на авторитетный источник (чаще всего это цитата);

      г) доказательство на основе умозаключения (силлогизм).

Самое простое из двух положений – общего и частного, на основании сопоставления которых делается вывод (например: Все люди смертны. Сократ – человек. Значит, Сократ смертен);

      д)  аналогия, сравнение (например: Человек создан для счастья, как птица для полета);

Г)  Косвенные доказательства – доказательства от противного, при этом истинность той или иной мысли доказывается через опровержение противоположной мысли. Этот тип доказательств часто использует стандартные фразы (Допустим, что это не так… Тогда… А так как этого быть не может, то верно первое положение).

 

9. Работа с текстом В. Шефнера. Подбор аргументов с помощью хрии. Нас сегодня будут интересовать в хрии прямые доказательства.

 

10. Синквейн. Способность резюмировать информацию, выражать к ней свое отношение образно и философски, умело аргументировать,  излагать сложные идеи, чувства в нескольких словах поможет вам синквейн. С синквейном вы уже знакомы по урокам литературы. Вспомним.

СИНКВЕЙН - стихотворение, представляющее синтез информации в лаконичной форме, это творческое самовыражение.

   Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает пять. Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк. 

 

Схема синквейна:

1.  Первая строка – тема стих., выраженная одним словом (обычно – существительным)

2.  Вторая строка – описание темы в двух словах (чаще – прилагательными)

3.  Третья строка – динамичная характеристика действия в рамках темы тремя словами (обычно –  глаголами)

4.  Четвертая строка – отношение автора к теме, выраженная четырьмя словами.

5. Пятая строкаодно слово – синоним (возможно, контекстуальный) к первому, который существенно расширяет представление о теме на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне.

 Синквейн на тему: “Человек эпохи Возрождения” (связь с текстом).

   Человек.
Всемогущий, богоподобный.
Творит, восхищает, воспевает.
Венец созданья – мера всех вещей.

    Титан.

Выразить эмоции, чувства и мысли на бумаге достаточно сложно. Выразить внутренние переживания в письменной форме человеку всегда помогали стихи. Мысль в стихотворении звучит красиво, она предстает в виде образов. Стихи позволяют нам выразить то, что не всегда удается передать в прозе. Дома вы поработали с текстом, выделили ключевые слова.

 

Сочиняем синквейн:

   Итак, первая строка синквейна — слова детство; ребенок, учеба…

   вторая — два определения к этому существительному;

   третья строка включает три глагола;

   четвёртая — умозаключение, вывод к написанному выше;

   пятая — синоним к слову детство либо слово, раскрывающее его смысл, образную оценку.

 

10. Вывод    Итак, связка «синквейн - хрия» являются быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации;  учат осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, подбирать правильные аргументы, используя их для правильного оформления собственного высказывания. Использование хрии и синквейна нисколько не умаляет значимость остальных видов аргументов.

 

11.  Эстетическая остановка. Виртуальное путешествие по музеям. (Данный вид работы необходим, чтобы дети зримо представили содержание текста, отдохнули, это своеобразная релаксация,  синквейн тоже часто используют в виде релаксации. С методической точки зрения, мне кажется, работу с картинами лучше всего использовать на этом этапе урока, где дети будут выражать свое мнение и подбирать аргументы).

► Комментарий учителя

Подробный рассказ учителя не обязателен, но небольшой комментарий к некоторым слайдам нужен. Например, такой.  Василий Жуковский свои впечатления от Сикстинской Мадонны Рафаэля выразил так:
«Час, который провел я перед этой Мадонною, принадлежит к счастливым часам жизни... И Рафаэль прекрасно подписал свое имя на картине: внизу ее, с границы земли, один из двух ангелов устремил задумчивые глаза в высоту; важная, глубокая мысль царствует на младенческом лице: не таков ли был и Рафаэль в то время, когда он думал о своей Мадонне? Будь младенцем, будь ангелом на земле, чтобы иметь доступ к тайне небесной. И как мало средств нужно было живописцу, чтобы произвести нечто такое, чего нельзя истощить мыслею! Он писал не для глаз, все обнимающих во мгновение и на мгновение, но для души, которая, чем более ищет, тем более находит...»
Два великих русских писателя, Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский, имели репродукции «Сикстинской Мадонны» в своих рабочих кабинетах. Жена Ф. М. Достоевского в своем дневнике записала: «Федор Михайлович выше всего в живописи ставил произведения Рафаэля и высшим его произведением признавал «Сикстинскую Мадонну».

Слова Жуковского: «Будь младенцем, будь ангелом на земле, чтобы иметь доступ к тайне небесной», как эпиграф виртуальной экскурсии.

► А теперь, не выходя из музея, посмотрим на текст по-новому. Изложение выпускником собственного мнения и качество выполнения этого задания, разумеется,  напрямую связано с пониманием проблемы исходного текста и позиции автора – именно в этом случае ученик получает возможность выразить свое мнение, вступив с автором в диалог. Однако мнение ученика должно быть аргументированным, доказательным.

 

12.                    Выразить собственное восприятие текста и одной из его проблем. Разделяете ли вы позицию автора? Свой ответ аргументируйте.

 

13. Практическая работа. Чтение и анализ  1-2 ученических работ. 

 

14.  Итоги урока. Послушайте притчу и свяжите ее с вашей сегодняшней работой.

В старинном городе жил один мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределами его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И пошел он на луг, поймал бабочку и посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу–ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет -  живая, сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас всех умнее». Так он и сделал. Поймал бабочку и отправился к мудрецу, спросил: «Какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая?» И тогда мудрец, который был действительно мудрым человеком ответил: ________________________

Как думаете, что ответил мудрец?  (Ребята могут ответить на этот вопрос).

«Все в твоих руках», - ответил мудрец. И все, что касается ЕГЭ (будь даже у вас учитель семи пядей во лбу), тоже в ваших руках. Успехов вам в работе над сочинением!..

Домашнее задание.   Дописать сочинение, добавив вступление и заключение.

Приложения к уроку (см. в отдельном файле)

1.               Текст В. Шефнера.

3. Контрольный лист ученика.

4. Материалы из учебной папки: а) система аргументации в хрии;                                              

б) образец хрии с комментариями учителя;  в) схема синквейна.

 

Презентация в отдельном файле.


»  Тэги к этому документу:

На: "Виды аргументов в сочинении-рассуждении" 11 класс


Спасибо! Это настоящая находка для учителя-словесника!


 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн