( Из опыта работы учителя Данутинской средней школы
Яшиной Валентины Александровны.)
Каждому человеку, время от времени, приходят мысли о том, где его корни, кто его предки, какими они были, чем занимались? Эти вопросы возникают в рамках одной семьи, отдельного человека и связаны с его малой родиной. Но из тысяч таких малых родин состоит наша Великая Россия. «Откуда есть пошла земля Русская?»- из глубины веков звучит вопрос летописца. « С чего начинается Родина?»- спрашивают наши современники. На этот вопрос должны ответить и мы.
Общество движется вперёд по пути прогресса. Глобальные проблемы, которые сейчас стремительно нарастают перед человечеством, начиная с экономических, экологических и кончая духовно- нравственными, лишь подчёркивают ответственность педагога за судьбу будущих поколений. Одни лишь достижения науки и техники не смогут сделать жизнь человека гармоничной, полной, интересной.
Завтрашний день России напрямую зависит от того, что делаем мы, педагоги, для формирования личности ученика, какие моральные ценности, традиции России , духовность заложили в него.
За тридцать лет работы на селе с младшими школьниками я поняла, что учитель должен строить свою работу так, чтобы ученикам были интересны и понятны сведения о своей стране, родном крае, чтобы они сами собирали и осознавали материал, анализировали накопленные знания, делали выводы о том, что же такое Родина, родной край. Чтобы видели и понимали, какой вклад в историю страны вносят их родители, родственники, земляки.
В 90-е годы, когда усложнилось социальное положение большинства россиян, когда терялась вера в будущее и патриотические чувства подрастающего поколения стали подменяться денежными ценностями, мы, учителя нашей школы, задумались о том, как через урок, групповое занятие, внеклассную работу вернуть историческую память нашим детям, укрепить веру в завтрашний день. В реализации этих задач тогда нам помогла программа «Истоки» профессора Кузьмина И.А, которую в нашей школе мы ввели в качестве школьного компонента 8 лет назад, соединив начальную школу с основной, где работали по программе «Этнография- быт и культура родного края».
Много интересных, нужных тем предлагали «Истоки». Например:
3 класс- «Береги честь смолоду», «Мир и согласие добрую надежду рождает».
Отдельный блок тем касался христианства. Это «Храм», «Вера. Надежда. Любовь. Софья». Оригинальна педагогическая и психолого- методическая система, которая меняла привычную обстановку урока. Здесь и работа в парах , тройках, ресурсный круг и создание рукописных книг. Но не хватало материалов по нашему Владимирскому краю .
На опыте я убедилась, что краеведческий материал вызывает большой интерес у младших школьников. Они хотят знать, как жили люди раньше, во что одевались, как трудились. Много вопросов задают они об истории нашего села, о Киржаче, Владимире. Этот материал приходилось брать из разных источников.
В 2006-2007 учебном году в школах 1 ступени нашей области введена региональная образовательная программа «Наш край» автора Харчевниковой Е.Л. Именно в этой программе я нашла то, к чему интуитивно шла многие годы. Я изучила всю программу второго, третьего и четвертого классов, год по ней проработала и вижу, что через уроки «Нашего края» восстанавливаются утраченные связи современного человека с историей и культурой русского народа. Имея опыт работы по программе «Истоки» и анализируя курс «Наш край», я увидела, что авторов этих программ волнуют общие проблемы: как человека вернуть к своим истокам, к своим корням., как отстоять и приумножить ценности российской культуры, сохранить свою самобытность. Перекликаются и темы занятий. Например:
2 класс «Наш край» - «Крестьянская утварь. Посуда», «Особенности архитектуры и украшений избы.», «Русский костюм».
2 класс «Истоки»- «Из чего ели- пили наши предки», «Мастера- плотники», «Мастерицы- ткачихи. Одежда наших предков».
Но если программа «Истоки» - крупномасштабный образовательный проект Вологодской области, изучающий традиции, быт и ремесла северных областей России, то «Наш край»- программа, разработанная на социокультурном материале Владимирского края. Учителю не надо искать краевой материал, т.к. есть замечательное программное обеспечение курса: интересный красочный учебник , разработан контроль при безотметочном обучении, рекомендательный материал с новыми приемами работы на уроке. Очень много полезного и интересного материала я нашла на СД-диске, которым сопровождается программа.
В любой теме курса просматривается логика и динамика становления жизни города, села, каждой семьи. Каждый урок, шаг за шагом, дети ощущают и находят своё место в окружающей жизни. Активно включились в работу по созданию «Портфолио» каждого ученика их родители. Их тоже заинтересовал процесс изучения истории и культуры своего края. Принцип интеграции как один из принципов построения курса позволил перевести ребёнка из пассивного слушателя в активного деятеля, позволил вовлечь детей и родителей в совместный поиск и создание традиций семьи. Так в подготовку к уроку «Моя родословная – летопись семьи» с энтузиазмом включились родители и даже бабушки и дедушки. На урок были представлены семейные фотоматериалы, оформлены плакаты «Генеалогическое древо моей семьи», выступление «Ими гордится мой род». А присутствие родителей на уроке вызывает гордость ребят за свою семью и оказывает положительный результат в воспитании. Замечательно, что в программе отведено время на подготовку и проведение народных праздников. Так в школе был проведен праздник «Широкая масленица». Каждый ребенок принял в нём участие: с задором играли в народные игры, создали шумовой оркестр, разучили русские народные песни, вместе с бабушками и дедушками вспоминали заклички, пекли блины, готовили костюмы. И совсем другой торжественный христианский праздник Пасха. Для многих детей он открылся совсем по-иному. Они узнали об истории праздника, его символах, проявили своё творчество в оформлении пасхального поздравления, в русских традициях расписали яйцо. Свои новые знания ребята показали в тестовых работах, которые были даны в качестве контроля.
Много экскурсий предлагает программа. Но сельским детям не всегда доступны экскурсии к Золотым воротам Древней Руси или в Детский музейный центр. Мы не имеем возможности наяву полюбоваться каменным зодчеством края. Тогда на помощь приходят фотографии, книги, распечатки из интернета. А ещё у нас есть замечательный школьный музей. Почти все уроки «Нашего края» я проводила там. Крестьянская изба с лучиной, зыбкой, сундуком, иконами. Прялка, ткацкий станок, мотало, трепало. Цеп, борона, серп. Когда ребята прикасаются к этим предметам по- особому горят их глаза.
В нашей местности есть два природных памятника областного значения : сосновый бор, которому более 100 лет и липовая аллея, посаженная ещё графом Салтыковым и продолженная декабристом Калошиным. С каким удивлением узнали об этом ребята. А когда мы поехали туда, это знакомое место они открыли для себя вновь.
Интересной формой работы стала проектная деятельность. Так методом проекта была изучена тема «История села Кипрево». Ребята разбились на группы и собирали материал по выбранному вопросу. Это и первое упоминание о селе, и исторические памятники, и современность. А на школьной краеведческой конференции наши четвероклассники продемонстрировали презентацию по данной теме. Используя эту же форму работы проведен урок – презентация по теме «Кирилл и Мефодий- учителя славян, составители русской азбуки». Готовясь к данной презентации, мы пользовались и интернетом., что повышает интерес детей к глубокому изучению родного края.
У педагогов нашей области появилась замечательная возможность через уроки «Нашего края» развивать у подрастающего поколения чувство сопричастности к родной земле, её храмам и жилищам, природе и слову, к её традициям.
Да, школа не должна потерять своё место в складывающейся системе освоения культурного наследия, иначе это место будет занято чужими фильмами, чужой музыкой, культурой, религией.
Я убеждена, что задумано удивительное- научить детей открывать глубокий смысл в том, чтобы уже 7-8 летний ребёнок сумел увидеть, почувствовать и осознать свою причастность к родной земле, уверенность в ней и кровное с ней родство. А через это – уважение к другим народам и культурам.