«Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении»
Л.С.Выготский.
Кукла.… Попробуй – те кА найти более древнюю игрушку! А сколько у неё назначений! В стародавние времена в куклы играли не только дети. Были куклы, применявшиеся в ритуальных обрядах. Вспомним хотя бы примитивные поделки из дерева и глины, изображающие людей и животных.
Ребёнок мог играть с щепочкой, обёрнутой тряпочкой, с куклой, сплетённой из соломы. А какие забавные делались глиняные зверюшки – свистульки! Куклу одухотворяли, к ней обращались как к живому существу.
Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Человек соединён с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическим, психологическим и мировоззренческими связями.
В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей.
Куклы помогают перевоплощаться взрослым и учат детей. С куклой ребёнок быстрее и легче овладевает навыками общения (с игрушкой легче разговаривать); сегодня куклами лечат заикание, нарабатывают моторику кисти, «рукой учат голову».
Специфика данного курса в том, что освоение учебными умениями, навыками и способами человеческой деятельности обучающимися происходит в тесной взаимосвязи и в процессе пошагового изучения технологии изготовления кукол.
Формирование столь разновозрастных группа обучающихся делает данный курс уникальным. Такой подход позволяет воспитывать у детей чувство своей значимости и взаимопомощи, нужности старших и младших друг другу. Занятие конкретным творческим, вызывающим интерес у окружающих будет способствовать социализации и поможет учащимся чувствовать себя увереннее в жизни.
В процессе изучения курса преподаватель обращает внимание на такие особенности работы ученика, как: последовательность изготовления куклы, внимание, усидчивость, желание работать, умение слышать, воспринимать и реализовать задачу, поставленную учителем, на практике. В совокупности эти факторы влияют на те рекомендации, которые можно использовать при беседе с учащимся по окончании курса об успешности его дальнейшего обучения.
Цели и задачи:
· повышение у школьников интереса к предмету;
· нравственное и интеллектуальное развитие учащихся;
· воспитание эстетического вкуса, развитие воображения;
· развитие творческих и художественных способностей;
· самопознание ребёнком своей личности и своих творческих способностей; предоставление обучающимся возможности личностного саморазвиваться;
· формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории, уважения к людям труда;
· Обучение детей конкретным технологиям, умением и навыкам изготовления кукол своими руками.
Для подведения итогов по работам проводится итоговый просмотр работ вместе с учащимися, на котором преподавателем совместно с обучающимися группы даётся анализ выполненных работ. Формой итоговой аттестации является выполнение экзаменационной постановки, которая подразумевает демонстрацию степени освоенности предусмотренных программой знаний и умений.
Предлагается использовать на занятиях объяснительно – иллюстрированный метод обучения, репродуктивный метод обучения, метод практических упражнений, метод поисковых решений и т.п. предлагается изготовление образцов и сувениров, выставки – праздник кукол.
Преподаватель индивидуально подходит к работе каждого учащегося, ставя перед хорошо успевающими более сложные задачи.
К концу изучения курса учащиеся усваивают следующие знания:
понятие «орнамент», «символика», «семантика», основные правила построения орнамента. Типы и виды кукол. Папье-маше – назначение, применение. Получают сведения о народном костюме,
а также овладевают умениями:
конструирования и моделирования, изготовления частей куклы из папье-маше. Самостоятельно выбирать и выполнять эскизы оформления одежды.
Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внеш. учреждениях. 2 – е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176.: ил.
Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. – М.: АРКТИ, 2001. – 160с.: ил. – (Развитие и воспитание дошкольника).