Развитие современного профильного образования требует особого внимания к средствам, дидактическим методам интенсификации процесса развития речевой деятельности учащихся. Хорошее владение русским языком как средством общения – веление сегодняшнего дня. Оно необходимо не только для успешной учебы в школе, но и для формирования личности, свободно пользующейся языком. В связи с этим актуальной становится проблема разработки такого учебного курса, который был бы ориентирован на развитие коммуникативно-речевых способностей обучаемых, коммуникативной культуры в целом. Уроков, направленных на развитие речи учащихся явно недостаточно. Говорить публично приходится каждому ученику, который готовит сообщения к урокам, выступает на классных часах, торжественных актах, посвященных началу учебного года, его окончанию, различным праздникам и т. д. Нужно научить каждого строить яркую, интересную, увлекательную речь. Именно эту цель преследует курс «Речевое мастерство». Курс включает интересный теоретический материал о великих ораторах, практические задания по составлению собственных выступлений, по анализу выступлений товарищей, по подготовке убеждающей речи на разные темы. Курс рассчитан на учащихся 9 класса. Объем: 14 часов.
Цель:
-воспитание коммуникабельного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои чувства и мысли в устной и письменной форме с соблюдением требований речевого этикета.
Задачи:
-дать понятия «ораторская речь», «красноречие»;
-дать сведения о великих ораторах мира, рассказать об их упорстве и стремлении к успеху;
-научить строить речь в зависимости от ситуации и целей общения;
-дать знания о качествах правильной и хорошей речи;
-углубить и расширить знания о культуре речи;
-формировать умение слушать и анализировать чужую и собственную речь;
-подготовить учащихся к успешному обучению после школы.
Окончившие курс должны:
-уметь строить устную и письменную речь с учетом норм литературного языка, с соблюдением этикетных форм вежливости;
-уметь пользоваться различными словарями и справочниками, подбирать тезисы и цитаты в зависимости от темы выступления;
-должны знать речеведческие понятия, такие как тон речи, темп речи, дикция, высота и тембр голоса;
-должны знать содержание понятий «публичная речь», «культура общения», «речевой этикет»;
-должны знать средства выразительности устной и письменной речи, нормы литературного языка.
Виды практических заданий:
- конструирование текстов выступлений по приведенным ситуациям;
- анализ прослушанных выступлений;
- ролевые игры;
- рекламные ролики;
-выразительное чтение по тексту прозаических и стихотворных произведений;
- поиск информации;
- подборка тезисов для подготовки убедительной речи по указанным темам;
- написание рефератов, публичное выступление с ними.
Содержание курса.
1.Теория красноречия.
Родина красноречия. Великие ораторы – Сократ и Платон. Риторика Аристотеля. Крупнейший древнегреческий оратор Цицерон. Становление нового оратора Димосфена. Красота речи в понимании Цицерона. Публичная речь.Знаменитый римский оратор Квинтилиан.
2.Ораторская речь, ее виды и роды.
Академическое красноречие, его возникновение и развитие.
Особенности судебной речи. Социально-политическая речь. Социально-бытовая речь. Духовная (церковно-богословская речь).
3.Композиция речи.
Ораторские приемы поддержания внимания слушателей. Ораторские приемы привлечения внимания аудитории. Недостатки в композиции публичного выступления. Коммуникативное состояние говорящего.Этика ораторского выступления. Эстетические качества речи. Правила построения ораторской речи.
4. Подготовка к публичному выступлению. Предварительный план. Работа над фактами и теоретическим материалом. Репетиция речи. Ведение дискуссии. Анализ речи.
5.Культура речевого общения.
Стили произношения. Звучность голоса. Артикуляция. Высота и тембр голоса. Выразительность чтения.
6.Речевой этикет.
Общение и речевая деятельность. Употребление этикетных формул обращения, приветствия, прощания, извинения, просьбы, благодарности, поздравления, приглашения.Словесные и несловесные средства этикета (мимика, жесты). Речевой этикет в момент разговора по телефону. Способы обращения людей друг к другу.
Тематическое планирование
№
Наименование темы
Кол-во часов
1.
Теория красноречия. Великие ораторы мира.
2
2.
Ораторская речь. Ее виды и роды.
2
3.
Композиция речи. Правила построения речи.
2
4.
Подготовка к публичному выступлению. Составление плана выступления.
1
5.
Культура речевого общения. Тренировочные упражнения по отработке звучности, выразительности, темпа речи.
3
6.
Речевой этикет как правила речевого общения. Словесные и несловесные средства этикета.
3
7.
Обобщение и отчет учащихся об изучаемом курсе.
1
Литература.
1.Леонтьев А.А. Психология общения -М., 1997.
2.Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово: Учебное пособие для учащихся 10-11 кл.- М.,1996.
3.Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – М.,1989.
4.Культура речи и эффективность общения /Под ред. Прудкина Л.К., Ширяева Е.Н. –М.,1996.