Официальный сайт isprras 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Элективный курс "Речевое мастерство"

Фото пользователя Гульнара Гарифулловна Гаязова
Размещено: Гульнара Гарифулловна Гаязова - ср, 03/02/2010 - 22:54
Данные об авторе
Автор(ы): 
Гаязова Гульнара Гарифулловна
Место работы, должность: 
Учитель русского языка и литературы МОУ "Куянковская ОПСШ" Параньгинского района Республики Марий Эл
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
программа
Краткое описание ресурса: 
Курс рассчитан на учащихся 9 класса. Объем: 14 часов

 

Пояснительная записка

Развитие современного профильного образования требует особого внимания к средствам, дидактическим методам интенсификации процесса развития речевой деятельности учащихся. Хорошее владение русским языком как средством общения – веление сегодняшнего дня. Оно необходимо не только для успешной учебы в школе, но и для формирования  личности, свободно пользующейся языком. В связи с этим актуальной становится проблема разработки такого учебного курса, который был бы ориентирован на развитие коммуникативно-речевых способностей обучаемых, коммуникативной культуры в целом. Уроков, направленных на развитие речи учащихся явно недостаточно. Говорить публично приходится каждому ученику, который готовит сообщения к урокам, выступает на классных часах, торжественных актах, посвященных началу учебного года, его окончанию,  различным праздникам и т. д. Нужно научить каждого строить яркую, интересную, увлекательную речь.  Именно эту цель преследует курс «Речевое  мастерство». Курс включает интересный теоретический материал о великих ораторах, практические задания по составлению собственных выступлений, по анализу выступлений товарищей, по подготовке убеждающей речи на разные темы. Курс рассчитан на учащихся 9  класса. Объем: 14 часов.

 

Цель:

-воспитание коммуникабельного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои чувства и мысли в устной и письменной форме с соблюдением требований речевого этикета.

Задачи:

-дать понятия «ораторская речь», «красноречие»;

-дать сведения о великих ораторах мира, рассказать об их упорстве и стремлении к успеху;

-научить строить речь в зависимости от ситуации и целей общения;

-дать знания о качествах правильной и хорошей речи;

-углубить и расширить знания о культуре речи;

-формировать умение слушать и анализировать чужую и собственную речь;

-подготовить учащихся к успешному обучению после школы.

 

Окончившие курс должны:

-уметь строить устную и письменную речь с учетом норм литературного языка, с соблюдением этикетных форм вежливости;

-уметь пользоваться различными словарями и справочниками, подбирать тезисы и цитаты в зависимости от темы выступления;

-должны знать речеведческие понятия, такие как тон речи, темп речи, дикция, высота и тембр голоса;

-должны знать содержание понятий «публичная речь», «культура общения», «речевой этикет»;

-должны знать средства выразительности устной и письменной речи, нормы литературного языка.

 

Виды практических заданий:

- конструирование текстов выступлений по приведенным ситуациям;

- анализ прослушанных выступлений;

- ролевые игры;

- рекламные ролики;

-выразительное чтение по тексту прозаических и стихотворных       произведений;

- поиск информации;

- подборка тезисов для подготовки убедительной речи по указанным темам;

- написание рефератов, публичное выступление с ними.

 

Содержание курса.

 

1.Теория красноречия.

Родина красноречия. Великие ораторы – Сократ и Платон. Риторика Аристотеля. Крупнейший древнегреческий оратор Цицерон.  Становление нового оратора Димосфена. Красота речи в понимании Цицерона. Публичная речь.Знаменитый римский оратор Квинтилиан.

 

2.Ораторская речь, ее виды и роды.

Академическое красноречие, его возникновение и развитие.

Особенности судебной речи. Социально-политическая речь. Социально-бытовая речь. Духовная (церковно-богословская речь).

 

3.Композиция речи.

 Ораторские приемы поддержания внимания слушателей. Ораторские приемы привлечения внимания аудитории. Недостатки в композиции публичного выступления. Коммуникативное состояние говорящего.Этика ораторского выступления. Эстетические качества речи. Правила построения ораторской речи.

 

4. Подготовка к публичному выступлению. Предварительный план. Работа над фактами и теоретическим материалом. Репетиция речи. Ведение дискуссии. Анализ речи.

 

5.Культура речевого общения.

Стили произношения. Звучность голоса. Артикуляция. Высота и тембр голоса. Выразительность чтения.

 

6.Речевой этикет.

Общение и речевая деятельность. Употребление этикетных формул обращения, приветствия, прощания, извинения, просьбы, благодарности, поздравления, приглашения. Словесные и несловесные средства этикета  (мимика, жесты). Речевой этикет в момент разговора по телефону. Способы обращения людей друг к другу.

                                                                    Тематическое планирование

Наименование   темы

Кол-во  часов

1.

Теория красноречия. Великие ораторы мира.

2

2.

Ораторская речь. Ее виды и роды.

2

3.

Композиция речи. Правила построения речи.

2

4.

Подготовка к публичному выступлению. Составление плана выступления.

1

5.

Культура речевого общения. Тренировочные упражнения по отработке звучности, выразительности, темпа речи.

3

6.

Речевой этикет как правила речевого общения. Словесные и несловесные средства этикета.

3

7.

Обобщение и отчет учащихся об изучаемом курсе.

1

 

Литература.

1.        Леонтьев А.А. Психология общения -М., 1997.

2.        Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово: Учебное пособие для учащихся 10-11 кл.- М.,1996.

3.        Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – М.,1989.

4.        Культура речи и эффективность общения /Под ред. Прудкина Л.К., Ширяева Е.Н. –М.,1996.

5.        Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. –М., 1978.

6.        Введенская Л.А., Павлова А.Г. Культура и исскуство речи. 2-е издание. – Ростов н/Д, 1999.

7.        Н.Н.Кохтев. Риторика (учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений) -М. «Просвещение», 1996.

 

 

 

 

Прикрепленный файл Размер
Речевое мастерство Элективный курс.doc 42.5 Кбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн