I. Психолого-педагогическая характеристика класса………………… 4
II. Цель и задачи работы по моделированию и построению воспитательной системы класса………………………………………….. 5
III. Основные направления работы по моделированию и построению воспитательной системы класса………………………………………….. 6
IV. Основные задачи воспитательных направлений…………………... 11
V.Работа с родителями…………………………………………………….. 13
VI. Работа с детьми из социально неблагополучных семей…………… 13
VII. План мероприятий по теме самообразования
« Организация классного коллектива, формирование коммуникативных навыков»……………………………………………………………………… 13
VIII. Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса………………………………………………………………. 14
Список учащихся 1 «В» класса
№
п/п
Фамилия, имя
Дата рождения
Уровень воспитанности
1
Айибян Аслан
25.09.2002
низкий
2
Алоян Алик
11.07.2002
низкий
3
Головко Юлия
30.10.2002
высокий
4
Горбачев Евгений
08.03.2002
высокий
5
Данилова Алина
29.04.2002
высокий
6
Дементьева Влада
22.09.2002
высокий
7
Дрбоян Джамал
07.01.2002
низкий
8
Ивженко Александра
21.05.2002
средний
9
Караблина Полина
21.09.2002
высокий
10
Котов Владимир
07.11.2001
высокий
11
Пановицын Данила
03.03.2002
средний
12
Покакаев Сергей
02.09.2002
средний
13
Понаморенко Маргарита
05.10.2002
средний
14
Серебряков Артем
30.01.2003
высокий
15
Сидорова Алена
19.02.2002
высокий
16
Тетерук Виктория
04.04.2003
средний
17
Тибуков Виктор
05.05.2002
высокий
18
Ушаткина Ольга
21.05.2002
высокий
19
Яшина Татьяна
15.06.2002
средний
I. Психолого-педагогическая характеристика класса
В 1 «В» классе обучается 19 учащихся, из них 10 девочек и 9 мальчиков. Все учащиеся были зачислены в класс в 2009 году на основе результатов психолого-педагогического тестирования и собеседования. До поступления в школу 14 детей воспитывались в детском саду, 3 человека посещали подготовительный класс школы, 2 воспитывались дома. При медицинском осмотре всего лишь 9 детей были признаны практически здоровыми и определены в первую группу, остальные учащиеся отнесены по состоянию здоровья ко второй группе. Во время тестирования и собеседования ни один ребенок не показал высокий уровень подготовленности к обучению в школе, только несколько детей садиковской подготовки – выше среднего уровня (Тетерук, Сидорова, Яшина, Ивженко, Головко). К сожалению, у большинства будущих первоклассников выявлен слабый словарный запас, отмечено недоразвитие связной речи и четверо детей (Котов, Горбачев, Айибян, Тибуков) с нарушением зрительно-моторной координации. Есть дети, которые уже владеют навыками самообслуживания, умеют помогать друг другу. Все дети умеют считать, но писать цифры не умеют; имеют развитые пространственные представления, понимают значения слов «больше», «меньше», «столько же», но 4 детей еще путаются в отношении «право-лево» (Алоян Алик, Айибян Аслан, Котов Владимир, Дрбоян Джамал)
При прохождении двухнедельного курса «Введение в школьную жизнь» практически все учащиеся адаптировались к новым условиям жизнедеятельности. Но есть и такие дети, которые с трудом адаптируются к школьной жизни, требованиям учителя. Они обладают неустойчивым вниманием, часто отвлекаются, шумят, выкрикивают с места . Но такое поведение свойственно детям этого возраста и в силу того, что они желают быть в центре внимания. Есть и такие дети, которые находятся постоянно в возбужденном состоянии, торопятся быстрее сделать работу, чтобы сообщить всем об этом, но зачастую эта работа оказывается выполненной неправильно, либо небрежно. Такое поведение тоже свойственно детям этого возраста, но это не мешает им все воспринимать и правильно отвечать на вопросы учителя. К данным группам относятся дети: Пановицын Данила, Ивженко Александра, Алоян Алик, Покакаев Сергей Тревожит и тот факт, что у 7 детей проявились признаки завышенной самооценки.
Первые недели обучения в школе выявили группу детей, которые внимательны и активны на уроке, имеют достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса. К таким учащимся необходимо отнести Сидорову Алену, Яшину Татьяну, Тетерук Викторию, Тибукова Виктора, Данилову Алину, Пономаренко Маргариту
В классе есть ученики, которые пока присматриваются, осторожничают, боятся ошибиться. Они не проявляют на уроках высокую активность, хотя, как правило, правильно отвечают на вопросы, справляются с учебным заданием, осознанно воспринимают новый материал. Эту группу составляют следующие ученики: Кораблина Полина, Головко Юля, Дементьева Влада, Котов Владимир, Горбачев Евгений, Ушаткина Ольга
И, конечно же, в классе есть «молчуны», которые очень редко проявляют себя на уроке, хотя на переменах общительны и иногда даже задиристы (Дрбоян Джамал, Айибян Аслан)
Есть и такой ребенок, который все воспринимает, все понимает, что от него требуется, но инициативы не проявляет и считает, что это ему и не очень-то нужно («Я все знаю») – Серебряков Артем. Но во время ответов очень рассудителен, правильно оценивает ситуацию, только ему постоянно надо напоминать, что надо все делать вовремя.
А Тетерук Виктория – это ребенок с уже сформированным собственным «Я», у нее уже есть определенные навыки самоконтроля, самостоятельности. Но в силу того, что Вике всего 6,5 лет психологически она еще не осознает себя ученицей и всплески эмоций иногда мешают ей адекватно реагировать на замечания учителя, на обстановку в классе.
В классе только двое читающих детей (Ивженко Александра, Тетерук Виктория).
Процесс обучения учащихся строится на основе деятельностного подхода.
Родители постоянно интересуются достижениями своих детей в учебной и внеклассной деятельности, но есть и те, кто предпочитает занимать позицию зрителя при проведении коллективных творческих дел в классе.
В классе обучается один ребенок из многодетной семьи (Дрбоян Джамал). Четверо учащихся воспитываются в неполных семьях (нет отца или в разводе)- Яшина Т., Дементьева Вл., Серебряков Арт., Котов Вл.
Социально-профессиональный состав семей является следующим:
Отцы: Матери:
Всего- 15 Всего – 19
В том числе: В том числе:
Водитель - 3Воспитатель -2
Тракторист - 1 Продавец –5
Рабочий - 7Бухгалтер –1
Не работают - 4Охрана-1
Рабочая – 7
Домохозяйка - 3
Во всех семьях родители занимаются воспитанием детей. В них созданы необходимые условия для выполнения домашних учебных заданий. Родители заинтересованы школьной жизнью. На собрание некоторые родители ходят вдвоем. Неблагополучных семей пока не выявлено.
II. Цель и задачи работы по моделированию и построению воспитательной системы класса
Цель: создать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся; смоделировать и построить воспитательную систему класса, направленную на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.
Задачи:
способствовать организации положительной атмосферы, позволяющей легкой адаптации детей к школе;
формировать культуру здоровья;
воспитывать стремление к здоровому образу жизни;
изучать личностные качества учащихся, складывающие отношения в классном коллективе;
осуществить проектирование образа жизнедеятельности классного сообщества;
содействовать формированию классного коллектива и созданию в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития первоклассников;
создать условия для интеллектуального , нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьника.
III. Основные направления работы по моделированию и построению воспитательной системы класса
Основные направления
Дата,декада
1
2
3
Сентябрь
Формирование коллектива класса и содействие развитию коммуникативных отношений
Кл. час «Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики»
02.09
Подготовка и участию в выставке «Природа и фантазия»
- приобщить детей к духовно-нравственным ценностям народа;
- развивать ребенка как личность;
- способствовать расширению кругозора;
- воспитывать этическое, чувственное и практическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами;
- воспитывать активную жизненную позицию, единство слова и дела.
- знакомить с манерами поведения культурного, воспитанного человека;
- углубить знания учащихся о вежливости, учить детей употреблять различные словесные формы вежливости;
- помочь детям разобраться в самих себе и научиться лучше понимать других людей;
- воспитывать ценнейшие качества человека: доброту, отзывчивость, скромность;
- прививать учащимся этические нормы поведения в обществе
В мире прекрасного
( художественно-эстетическое воспитание)
Задачи:
- разностороннее развитие детей;
- расширение кругозора через приобщение детей к миру искусства;
- воспитывать бережное отношение к историческому культурному наследию народов России.
Я здоровье сберегу – сам себе я помогу
( Оздоровительно-спортивное воспитание)
Задачи:
- воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни;
- познакомить с активным отдыхом и его влиянием на самочувствие и здоровье человека;
- научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта.
Золотые руки
(Трудовое воспитание)
Задачи:
- воспитание сознательного отношения к труду;
- формирование у детей трудолюбия;
- прививать детям любовь и уважение к людям разных профессий
Голубая планета – Земля
(Экологическое воспитание)
Задачи:
- воспитание бережного отношения к природе;
- развитие у детей интереса к изучаемой живой и неживой природе;
- развитие экологического мышления;
- воспитание потребности принять личное участие в сохранности окружающей среды.
Знание – сила
(развитие познавательной активности)
Задачи:
- формирование социальной и коммуникативной компетенции школьников средствами учебных дисциплин.
V.Работа с родителями
Цель:
взаимодействие с родителями учащихся направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являлись бы основой жизни, достойной человека.
№
п/п
Т е м ы с о б р а н и й
Д а т а
1.
Организационное родительское собрание. В семье ребенок-первоклассник. Что меняется?
02 .09.09
2.
Режим дня – основа сохранения и укрепления здоровья первоклассника. Трудности и возможности 7-8 летнего ребенка. Итоги адаптационного периода
19.09.09
3.
Санитарно-гигиенические нормы учебных занятий в 1 классе. Умный ребенок, прилежный ребенок.
ИтогиIчетверти
24.10.09
4.
Роль совместного отдыха родителей и детей. Инициатива не наказуема.
ИтогиIIчетверти
19.12.09
5.
Формирование адекватной оценки качества знаний с позиции педагога, родителей, первоклассника. ИтогиIIIчетверти
13.03.10
6.
Основные факторы, способствующие укреплению и сохранению здоровья первоклассника. Итоговое родительское собрание « Се-мейный праздник». Итоги года
22.05.10
VI. Работа с детьми из социально неблагополучных семей
№
п/п
Планируемая работа
Срок
1
Организация постановки на бесплатное питание
сентябрь
2
Посещение семей, обследование жилищных условий
сентябрь-октябрь
3
Беседы с родителями
пятница
4
Коррекционная работа
вторник, четверг
VII. План мероприятий по теме самообразования
« Организация классного коллектива, формирование коммуникативных навыков»
№
п/п
Мероприятие
1
2
3
4
5
Чтение методической литературы по теме самообразования
Посещение РМО, ШМО
Посещение открытых мероприятий коллег по воспитательной работе
Работа с Интернет-ресурсами по теме самообразования
Общение с коллегами вopen-class(e)
VIII. Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса
Вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса направляется на то, чтобы учащийся в течение четырех лет смог развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогом, учениками и родителями образу выпускника начальной школы. Образ выпускника складывается из пяти потенциалов личности:
- нравственный (ценностный) потенциал: восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «Родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим», потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения;
- познавательный потенциал: наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию;
- коммуникативный потенциал (овладение простейшими коммуникативными навыками): умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе; сформированностьпервичных навыков саморегуляции;
-художественный потенциал: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального0 эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства;
-физический потенциал : соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным быстрым, ловким и закаленным.
Критериями эффективности воспитательной системы класса являются следующие:
1) сформированность нравственного, познавательного коммуникативного, художественного и физичеСКОI ( потенциала личности младшего школьника;
2) развитость креативных способностей учащихся;
3) проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
4) сформированность классного коллектива.
В соответствии с данными критериями предполагается использование традиционных и нетрадиционные методик изучения результативности учебно-воспитательногo процесса, таких, как:
1. Методики для исследования развития познавательных процессов личности младшего школьника.
2. Методика «Герб класса
3. Анкета «Я и ценности моей жизни», «Я и моя школа».
4. Краткий тест творческого мышления.
5. Тест «Цветок настроения».
6. Сочинение-рассуждение «Каким я стал за этот год и почему».
7. Творческая мастерская «Я и класс, в котором я живу».
8. Сбор - коллективный разговор об итогах прошедшего месяца (четверти, полугодия, года).
Перечисленные методики позволят получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества, использовать ее при планировании и организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.
На: План воспитательной работы для первого класса
Спасибо большое. Очень подробный план воспитательной работы