Элективный курс "Социальная безопасность" (10-11 классы)
Размещено: Сергей Викторович Руббо - пн, 25/01/2010 - 01:30
Социальная безопасность
(элективный курс для 10-11 классов)
Предлагаемый элективный курс предназначен способствовать целостной социализации старших школьников, нацелен на формирование у учащихся умений и навыков безопасного типа поведения в социуме.
К сожалению, в наших учебниках ОБЖ нет полного раскрытия проблем социальной эволюции человечества, глобализации, вызовов времени, перемен в России, а без этого нельзя понять их объективную природу и сущность, грамотно противостоять новым опасностям и угрозам, ежедневно подстерегающих нас на улицах городов и сёл.
Очевидно, пришла пора с учетом новых задач обеспечения национальной безопасности, характера современных и перспективных вызовов и угроз ввести в образовательную область ОБЖ компонент «Социальная безопасность». Ведь цельный взгляд на безопасность не сводится только к защите от вооруженной агрессии, обучению действиям в условиях ЧС техногенного и природного характера, о чём подробно написано в школьных учебниках, но на данном этапе национальная безопасность должна отражать потребности России в обеспечении социальной, демографической, информационной, и экономической безопасности.
Исходя из этого и опираясь на 8-летний опыт преподавания школьного курса ОБЖ, мною была составлена программа элективного курса «Социальная безопасность» для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы, рассчитанная на 34 часа учебного времени.
Социум– это особая система, некоторый организм, развивающийся по своим специфическим законам. В социуме взаимодействует огромное количество людей и результатом этих связей является особая обстановка, создающаяся в отдельных социальных группах.
Социальные опасностизахлестнули современное общество, с каждым годом их становится всё больше и больше. Прискорбно, что мы сами порождаем их.
Как выжить в этом непростом мире? Как сделать нашу жизнь комфортной и безопасной? Или страх будет преследовать нас всегда?- ответом на эти вопросы и является элективный курс «Социальная безопасность».
Если говорить о задачах данного курса, то в самом начале работы над программой я выделял следующие положения:
- помочь учащимся в социальной адаптации в окружающем мире;
- предотвратить негативное влияние на подростков дестабилизирующих факторов современного мира;
- рассмотреть основные средства самозащиты человека в условиях социальной опасности;
- сформировать навыки поведения по снижению риска чрезвычайных ситуаций социального характера.
Позднее, в ходе 3-летней апробации элективного курса в школе, я пришёл к выводу, что он одновременно является и профориентационным, поскольку многие мои выпускники решили связать свою судьбу с обеспечением безопасности страны, поступая в ВУЗы МЧС, МВД и Минобороны.
Традиционно, я выделил обучающие, развивающие и воспитывающие задачи, на реализацию которых направлен элективный курс «Социальная безопасность»:
- обучающие: дополнить и расширить знания учащихся об опасностях в окружающем мире, обучить способам безопасного поведения в возможных непредвиденных ситуациях в повседневной жизни
- развивающие:способствовать развитию у учащихся навыков аналитического мышления, умению предвидеть возможную опасную ситуацию.
- воспитывающие:способствовать становлению социальной культуры личности, активизировать у учащихся интерес к вопросам собственной безопасности, помочь преодолеть синдром боязни современного общества.
Содержание элективного курсабазируется на основных положениях и задачах безопасности жизнедеятельности и состоит из 5 разделов: теоретические основы социальной безопасности жизнедеятельности, дестабилизирующие факторы современности, психология социальной безопасности, информационная безопасность, а также раздела по системам защиты и организации безопасности жизнедеятельности человека в условиях социальной опасности.
В содержании предлагаемого курса при изучении социальных опасностей учитывается интегрированный подход, преемственность знаний из смежных школьных дисциплин. Программа включает в себя изучение понятийно-категориального аппарата по безопасности жизнедеятельности, современных методов изучения, распознавания и профилактики социальных опасностей, поведения в условиях чрезвычайных ситуаций, сохранения здоровья и жизни человека в различных жизненных ситуациях.
Требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- характеристики опасностей социального происхождения;
- правила и требования безопасного поведения и защиты в различных условиях и чрезвычайных ситуациях социального характера;
- систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях социального характера;
Учащиеся должны владеть навыками и умениями:
- общения со сверстником, группой сверстников; общения со взрослым, группой взрослых;
- оказания психологической помощи и поддержки оказавшемуся в условиях чрезвычайной ситуации социального характера;
- знать психологию поведения человека в экстремальных и чрезвычайных ситуациях социального характера и уметь направлять его в нужное русло;
- оценивать возможный риск появления опасных и чрезвычайных ситуаций социального характера, применять своевременные меры по ликвидации их последствий;
- грамотно применять практические навыки обеспечения безопасности в опасных ситуациях социального характера, возникающих в учебном процессе и повседневной жизни.
Принципы построения и методическое обеспечение элективного курса
Элективный курс построен на основании следующих принципов:
- принцип научности (использованы актуальные теории и концепции, позволяющие создать целостное представление о безопасности жизнедеятельности человека в условиях социальной опасности.);
- принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения и навыки в области социальной безопасности жизнедеятельности человека на базе уже имеющихся.
- принцип гуманистичности (основой программы является человек и забота о его безопасности в условиях современного социума)
- принцип междисциплинарности (в программе рассматриваются вопросы, требующие использования знаний из различных общеобразовательных дисциплин школьного курса)
- принцип проблемности (в содержании программы отражены проблемы общественной и личностной безопасности жизнедеятельности, возникающие в результате взаимодействия человека и общества в условиях социальной опасности ).
При реализации элективного курса основное внимание учителя обращается на выработку у обучающихся психологической устойчивости поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, а так же практических навыков поведения в условиях социальной опасности.
В конце изучения каждого из разделов рекомендуется провести с учащимися семинарское занятие, на котором обобщается и систематизируется изученный материал. Вопросы для подготовки к семинарскому занятию раздаются учащимся заранее.
По окончании изучения курса учащиеся готовят и защищают рефераты по предложенным учителем темам.
Несомненно, внедряя авторскую программу, учитель сталкивается с трудностями методического обеспечения образовательного процесса. Ведь идея должна быть подкреплена материальным наполнением как для учащихся, так и для учителя. Для решения этой проблемы мною предлагается Учебно-методический комплект, состоящий из Программы элективного курса, в пояснительной записке к которой излагается концепция элективного курса, его цели и задачи, а так же приводится тематическое планирование.
Вторым компонентом является Пособие для учащихся, состоящее из 26 параграфов, в которых раскрывается содержание изучаемых разделов. Данное пособие составлено в соответствии с современным положением дел в науке, в нём рассматриваются примеры из новейшей истории России, будь-то российско-грузинский конфликт, приведший к гуманитарной и социальной катастрофе в Южной Осетии, а в результате и к провозглашению независимости Южной Осетии и Абхазии, или нынешний экономический кризис, социальные последствия которого уже ощутило большинство россиян.
Третий компонент – это Рабочая тетрадь, в которой к каждому параграфу Учебного пособия учащимся предлагаются задания для самостоятельного выполнения, ориентированные как для подготовки домашних заданий, так и на работу в классе. Там же приведены вопросы, выносимые на обсуждение на семинарских занятиях и темы рефератов для защиты по окончании изучения элективного курса.
Для учителя предлагаетсяCD-romс мультимедиа-презентациями, которые позволят повысить мотивацию учащихся к изучению определённой темы, а так же наглядно сделать акцент на той или иной обсуждаемой проблеме.
Рассматривая систему работы с учащимися, кроме проведения традиционных типов уроков я предлагаю использовать:
- метод защиты проектов (например, после изучения теоретических основ социальной безопасности предлагается следующее задание к семинарскому занятию:
Мы живём в цивилизации, которую можно охарактеризовать как ростовщическую. А этот тип социальных отношений порождает огромную, не виданную прежде, социальную несправедливость. Именно здесь лежат истоки терроризма, коррупции, наркомании, бандитизма, экологической деградации планеты…
Вам предлагается создатьпроект «Общество социальной безопасности».Сущность проекта в том, что каждый сформулирует своё видение такого «идеального» общества «социальной безопасности». Заведомо предполагается, что построение такого общества, лишённого социальных опасностей, достижимо.
В ходе подготовки к реализации проекта дома попытайтесь обдумать ответы на следующие вопросы:
1.Возможно ли существование идеального социума социальной справедливости, где не будет недовольства?
2. Возможно ли индивидуальное выживание в обществе социальной несправедливости?
3. Кто действительно по-настоящему может гарантировать социальную безопасность людей в обществе?
4. Как избавить общество от криминала, мошенников, бандитов и убийц? Будет ли выходом посадить все криминальные элементы в места заключения или на их месте неизбежно будут появляться новые? Как сделать всех людей законопослушными?
5. Как избавить общество от социальных пороков наркомании и пьянства?
6.Возможно ли искоренить терроризм?);
- уроки-диспуты (при изучении религиозных сект);
- уроки-практикумы (например, задания такого типа: используя изученные способы психологической самозащиты, проиграйте с одноклассниками следующие ситуации:
Поговорите с «незнакомцем» так, чтобы он почувствовал вашу уверенность, готовность постоять за себя.
Попробуйте при встрече с «нападающим» вести себя агрессивно, наступательно, инициативно.
Попытайтесь найти мирное решение конфликта в самом его начале, когда играющий роль злоумышленника пытается найти повод для столкновения.
В сложной ситуации введите «нападающего» в заблуждение: симулируйте обморок, болезнь, глухоту и т. п.);
- уроки-экскурсии (в ОВД, МЧС, отдел социальной защиты населения, в центр занятости населения);
- семинарские занятия;
- интегрированные уроки (поскольку основы безопасности жизнедеятельности являются интегрированной образовательной областью, тесно связанной абсолютно со всеми школьными дисциплинами. Так, например, при изучении современной демографической ситуации в России или изучении миграции населения как дестабилизирующих факторов целесообразно провести интегрированный урок совместно с учителем географии, при изучении причин появления социальных опасностей целесообразна интеграция с обществознанием, не говоря уже об изучении раздела «Информационная безопасность», где компьютер является одновременно и источником опасности, и средством получения новых знаний).
В своей работе кроме традиционных педагогических технологий я стараюсь использовать технологию сотрудничества с учениками, где в ходе конструктивной беседы, а нередко и диспута, мы приходим к единому мнению по изучаемым вопросам. Личностно-ориентированный подход позволяет избежать морального травмирования ребёнка при изучении ситуаций, в которых дети нередко уже оказались по вине общества и родителей. Использование ИКТ позволяет диверсифицировать процесс изучения материала и получить доступ к нужной и важной информации с помощью Интернета.
Содержание элективного курса
РазделI. Теоретические основы социальной безопасности жизнедеятельности
Социальные опасности как управляемые факторы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Характеристика социальных опасностей, причины их возникновения и распространения. Классификация социальных опасностей. Понятия социальная безопасность, социальная защита, социальная помощь, личная безопасность, общественная безопасность, государственная безопасность, национальная безопасность. Виды социальных опасностей и их профилактика (ИППП, ВИЧ - инфекции, наркомании, суициды и т.д.). Терроризм как глобальная опасность.
РазделII.Дестабилизирующие факторы современности
Религиозные секты, экстремистские организации националистического и религиозного толка, проблема самоопределения национальных меньшинств, неурегулированные территориальные споры, миграция населения и неблагоприятная криминальная обстановка.
Мероприятия по предупреждению возникновения дестабилизирующих факторов.
РазделIII.Психология социальной безопасности
Психология безопасности как основополагающий аспект профилактики социальных опасностей. Психологические причины несчастных случаев. Роль человека как основного участника несчастных случаев. Влияние индивидуально - личностных особенностей человека на безопасное поведение.
Психические состояния, увеличивающие риск опасности: напряжение (интеллектуальное, сенсорное, физическое, эмоциональное, мотивационное и т. д); утомление; дистресс; тревога, испуг, страх, фобии, паника и др.
Психические нарушения человека, увеличивающие риск опасности (прием психоактивных средств и др.).
Методы повышения психологической безопасности. Мотивация и ее роль в формировании безопасного типа поведения. Безопасный тип поведения с позиций функциональных систем. Профилактические мероприятия: пропаганда, отработка навыков по выходу из критических ситуаций.
РазделIV.Информационная безопасность
Информационная безопасность. Методы и средства защиты человека от негативного воздействия информации. Понятие об информации и виды информационных воздействий. Средства массовой информации (СМИ). Влияние образной информации на человека, виды рекламы. Влияние интеллектуальной информации, ее виды. Роль информации в социальных отношениях и ее значение для человека. Понятие дезинформации и причины ее существования. Примеры отрицательных информационных влияний в обществе. Подходы к оценке информационных влияний (мотив, цель, средства, реальные результаты). Методы и средства защиты человека от негативного воздействия информации; роль мировоззрения и нравственной устойчивости личности. Необходимость различных форм контроля над информационными потоками в окружающем пространстве.
РазделV.Системы защиты и организации безопасности жизнедеятельности человека в условиях социальной опасности
Основные способы и средства защиты в условиях ЧС социального характера. Понятие экстремальной ситуации (ЭС). Основные элементы ЭС и их диагностика (место, время, нападающий). Степень агрессивности и эмоциональное состояние противника во время ЭС. Психические состояния жертвы, способы и средства выхода из этих состояний. Основные правила и приемы самообороны. Основные средства самозащиты. Самооборона женщины. Нормативно-правовые аспекты защиты и самозащиты человека в современных условиях. Роль государства и общества в обеспечении социальной защиты населения. Формирование навыков поведения по снижению риска ЧС социального характера.
Поурочно-тематическое планирование
№
п\п
Наименование раздела и темы занятия
Количество часов
РазделI. Теоретические основы социальной безопасности жизнедеятельности
Миграция населения как возбудитель социальной опасности
1
4.
Проблема самоопределения национальных меньшинств
1
5.
Семинарское занятие
1
РазделIII.Психология социальной безопасности
6
1.
Психические особенности человека
1
2.
Психические состояния человека, их классификация и свойства
1
3.
Причины возникновения психических состояний, управление психическими состояниями
1
4.
Мотивация и её роль в формировании безопасного типа поведения
1
5.
Способы преодоления критических ситуаций
1
6.
Семинарское занятие
1
РазделIV. Информационная безопасность.
9
1.
Понятие информационной безопасности
1
2.
Влияние информации на человека
1
3.
Негативное влияние СМИ на психическое здоровье человека
1
4.
Влияние рекламы на детей
1
5.
Роль информации в социальных отношениях и её значение для человека
1
6.
Дезинформация и причины её существования
1
7.
Социальная опасность правонарушений в сфере информационных технологий.
1
8.
Меры и способы защиты информационной безопасности
1
9.
Семинарское занятие
1
РазделV. Системы защиты и организация безопасности жизнедеятельности человека в условиях социальной опасности.
6
1.
Диагностика экстремальных ситуаций социального характера
1
2.
Практические способы и методы действий в экстремальных ситуациях социального характера
1
3.
Учёт психологических факторов при выходе из критической ситуации
1
4.
Использование предметов в качестве оружия самообороны
1
5.
Самооборона женщины
1
6.
Семинарское занятие
1
Резерв учебного времени(экскурсии, встречи с работниками МВД, МЧС, станции скорой помощи)
1
Защита рефератов, проектов
2
Итого:
34
Примерные темы рефератов для защиты на зачётном занятии
1.Различные виды социальных опасностей, связанных с психическим и физическим воздействием на человека, и защита от них.
2.Социально опасные явления, характерные для различных групп населения.
3.Средства и способы защиты и самозащиты в чрезвычайных ситуациях социального характера.
4.Юридические и правовые аспекты защиты и самозащиты от социально опасных явлений.
5.Поведение человека в состоянии стресса. Проблемы эмоциональной саморегуляции.
6.Суицидальный синдром: причины возникновения и предупреждения его.
7.Криминальное поведение и профессиональная преступность.
8.Факторы, влияющие на распространение инфекций, передающихся половым путем, профилактика ИППП.
9.Опасное влияние информационных воздействий на человека.
10. Опасности, связанные с компьютерными играми.
11. Защита современного потребителя от шарлатанства в медицине.
12. Причины возникновения терроризма и защита от него.
13. Подростковая агрессивность и ее профилактика.
14. Межнациональные конфликты как социально опасные явления.
15. Современная семья: проблемы и их решение.
16. Роль семьи и общества в воспитании безопасного типа поведения детей и подростков.
17. Социальные проблемы вынужденной миграции.
18. Обеспечение социальной защиты и помощи беспризорным детям со стороны государства.
19. Нравственное воспитание человека как важнейшее условие снижения риска возникновения социально опасных явлений.
20. Религиозные секты как зоны риска.
Список рекомендованной и использованной литературы
Александров А. А., Александрова В. Ю.Курение и его профилактика в школе. — М.: Медиа-Сфера, 1996.
Андреева Т. И.Интернет и профилактика наркотических проблем. — Казань: Экоцентр, 1999.
Андреева Т. И., Красовский К. И.Как сделать эффективными школьные программы профилактики курения. — Киев: УИЦПАН, 2000.
Акимов В.А., Лесных В.В., Радаев Н.Н. «Основы анализа и управления риском в природной и техногенной сферах» М.: «Деловой экспресс» 2004.
Э.А. Арустамов «Безопасность жизнедеятельности» М.: «Дашков и К», 2001
М.А.Байгереев «Анализ российской бедности: причины, особенности и методика счета». М., «Человек и труд.» –2001, №8
С.В.Белов, Л.Л. Морозова, Д.М.Якубович. “Безопасность жизнедеятельности”, Издание третье, Москва 2003 год
Г.А. Безрукавников « Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени» М.: «Дрофа» 2007
Багаева Н. В.О борьбе с вредными привычками в школе // Предупреждение вредных привычек у школьников. — М.: АПН СССР, 1990. — С. 47–53.
Балцевич С. М., Бурова А. К., Воднеева В. А. и др.Семья и молодёжь: профилактика отклоняющегося поведения. — Минск: Университетское, 1989.
Бенюмов В. М., Костенко О. Р., Флоренсова К. М.Вред алкоголя, никотина и наркотиков: пособие для учителя. — Киев: Радянська школа, 1989.
Ю.А. Воробьев статья на интернет – сайте www.tehnopolis.dp.ua «Глобальные проблемы как источник чрезвычайных ситуаций»
В.М. Губанов, Л.А. Михайлов, В.П.Соломин «Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них» М.: «Дрофа» 2007
Гульдан В. В., Романова О. Л., Корсун А. М. и др.Эмоционально-когнитивный диссонанс в структуре представлений школьников о наркомании и токсикомании // Психологические исследования и психотерапия в наркологии. — Л.: Медицина, 1989.
Гульдан В. В., Романова О. Л., Дрынков А. В.Психологическое исследование запугивания подростков // Вопросы наркологии. — 1990. — № 4.
Димофф Т., Карпер С.Как уберечь детей от наркотиков / Пер. с англ. — М.: Золотой телёнок, 1999. — 224 с.
Ю.Игнатов «ОБЖ» С.:«Саратовский государственный социально-экономический университет» 2005 г.
Интернет – энциклопедия «Википедия»
Касимова Э.Жизненный опыт — путь к наркотикам? Путь к свободе от наркотиков! — Казань: Медицина, 1999. — 28 с.
Корченое В. В.Об изучении проблем формирования здорового образа жизни среди молодого поколения // Предупреждение вредных привычек у школьников. — М.: АПН СССР, 1990. — С. 73–82.
Ласточкин В. А., Якушев А. Н.Педагогические основы формирования трезвого образа жизни старшеклассников // Предупреждение вредных привычек у школьников. — М.: АПН СССР, 1990. — С. 13–42.
В.Ю. Микрюков «Безопасность жизнедеятельности» М.: «Феникс» 2007
Наумова Н. Ф.Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. — М.: Наука, 1988. — 197 с.
Подшивалкина В. И.Социальные технологии: проблемы методологии и практики. — Кишинёв: Наука, 1997. — 352 с.
Потёмкин Г. А., Моравски Я.«Спасибо, нет!». — М.: АМИТИ, 1994. — 36 с.
Н. М. Римашевская Статья «Социально - экономические и демографические проблемы» «Вестник академии наук» № 3, (2006)
Рущенко И. П.Социальные отклонения в ракурсе социологического измерения // Проблемы отклоняющегося поведения личности в юношеском возрасте и пути его преодоления: Материалы российско-украинской научно-практической конференции, 29–30 апреля 1997 г. — Белгород, 1997. — С. 39–41.