Разработка урока русского языка."Употребление заглавной буквы"
Размещено: Евгения Владимировна Царегородцева - сб, 23/01/2010 - 16:21
Тема: Употребление заглавной буквы.
Цели: формировать умение различать имена собственные и писать их с заглавной буквы; отработка умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложениях; развитие умения понимать смысл фразеологизмов; коррекция умения делать обобщения путем сопоставления предметов и выделения в них существенных признаков; коррекция связной речи путем упражнения на построение предложений из заданного набора слов; коррекция активности внимания путем постановки проблем, использования загадок; коррекция каллиграфии.
Оборудование: учебник, картина к фразеологизму «Считать ворон», карточка со словарным словом, напечатанные слова, мяч.
Ход урока:
1.Оргмомент.
2.Работа в тетради.
Учащиеся записывают число, классная работа.
3.Минутка каллиграфии.
У - А сейчас послушайте, пожалуйста, стихотворение:
Долго долго мы идем-
Длинная дорожка.
Вдалеке мы видим дом-
Белые окошки.
Из трубы дымок встает,
В доме дедушка живет.
У – Написание какой буквы сегодня будем повторять? (Буквы Д) Посмотрите на доску, что мы сегодня будем писать. (Учитель пишет на доске). Д ддд Д
У – А сейчас давайте обведем все это в воздухе. ( Учащиеся сначала обводят в воздухе, затем прописывают в тетради до конца строки).
4.Работа над словарным словом.
У - Сегодня на уроке мы пройдем новое словарное слово, а узнаете вы его, отгадав загадку.
Носит серенький жилет,
Но у крыльев – черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат:
-Карр! Карр! Карр!
У – Верно, это ворона. (Вывешиваю словарное слово на доску)
У – Ребята, сколько слогов в этом слове?
-Куда падает ударение?
- Как можно перенести его с одной строки на другую?
- Какие опасные места в этом слове, где мы можем допустить ошибку?
- А теперь составьте предложение с этим словом. (Дети сначала устно отвечают, затем записывают в тетради каждый свое предложение, а учитель на доске понравившееся)
У – Ребята, вы знаете, я очень часто слышу выражение «Считать ворон». Что это значит? В ваших предложениях мне все понятно: ворона сидит, летит, а что значит считать ворон? (Ротозейничать, отвлекаться, смотреть по сторонам)
У – Правильно, ребята. (Вывешиваю картинку.) Недавно мы с вами читали сказку «Цветик-семицветик». Что случилось с девочкой Женей, пока она «считала ворон»? (Собака съела все ее бублики, Женя разбила вазу)
5. Сообщение темы и целей урока.
На доске записаны слова:
Сережка, сережка, шарик, Шарик.
У – Прочитайте слова и посмотрите, чем они похожи, а чем отличаются?
- Что обозначают слова, написанные с заглавной буквы?
- Что обозначают слова, написанные со строчной буквы?
У – Сегодня на уроке мы поговорим об употреблении заглавной буквы.
- Как вы думаете, какие слова пишутся с заглавной буквы? (Ответы детей)
- Об этом мы прочитаем в учебнике. Открываем страницу 125. Прочитайте сначала про себя. Вслух прочитает …
6. Чтение учителем стихотворения.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтением
На букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
(Е. Измайлов)
7. Задание на доске.
На доске слова на магнитах.
Собака, Мурка, Рыжик, кошка, теленок, Дружок.
У – Подумайте на какие 2 группы и, по каким признакам можно разделить слова. Запишите их у себя в тетрадях в два столбика. (После один ученик идет к доске и распределяет слова в 2 столбика)
- Какие слова записали в первый столбик? (Названия животных)
- С какой буквы пишутся названия животных? (со строчной)
- Какие слова записали во второй столбик? (Клички животных)
- С какой буквы пишутся клички животных? (С заглавной)
8. Физкультминутка.
У – Сейчас я вам буду бросать мяч и говорить букву, а вы должны придумать имя человека или кличку животного, начинающуюся с этой буквы.
9. Задание на доске
На магнитной доске слова:
автобусе, Надя, в, ехали, Катя, и
учились, они, классе, во, втором
автобус, старушка, в, вошла
старушке, место, уступила, свое, Катя
У – Что вы видите на доске? (Слова)
- Можно ли их назвать предложением? (Нет, т.к. в них нет смысла)
- А можем ли мы составить из них предложение? (Да)
- Сейчас вы по одному будете выходить к доске, и составлять предложения, а остальные записывают в тетрадях.
- Как мы на письме оформляем предложения? (Начало предложения пишем с заглавной буквы, в конце ставим точку)
- Следующее задание – вам нужно выделить главные члены предложения. (По одному выходят к доске и выделяют. Ученики 8 вида в это время ставят в словах ударения)
10. Итог урока.
11. Домашнее задание.
У – Вашим домашним заданием будет выполнить упражнение и выучить правило на странице 125.
Размещено сб, 27/02/2010 - 23:44 пользователем Ольга Юрьевна Ананьева.
Евгения Владимировна, здравствуйте! Ваш конспект краток и лаконичен. Но чувствуется четкость в изложении, педагог творческий и думающий. Спасибо. Ананьева О.Ю.
На: Разработка урока русского языка."Употребление заглавной букв
Евгения Владимировна, здравствуйте! Ваш конспект краток и лаконичен. Но чувствуется четкость в изложении, педагог творческий и думающий. Спасибо. Ананьева О.Ю.