Официальный сайт morning-news 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ

Размещено: Римма Владимировна Бакутина - вт, 22/12/2009 - 08:06
Данные об авторе
Автор(ы): 
Констынченко Л.И.,
Место работы, должность: 
МОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей» г Хабаровск
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
специальное (коррекционное) образование
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Все предметы
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ

 

 
Звук
речи
 
 
Артикуляция звука при
изолированном произнесении
Способы вызывания
правильной артикуляции, основанные:
 
Возможные
дефекты
 
 
Сущность
дефекта
 
 
 
Способы коррекции
 
 
 
 
Приёмы                самоконтроля
на полисенсорной основе
на использовании фонетической ритмики
 
 
 
А
 
Губы расслаблены.
Расстояние между резцами максимальное.
Язык расслаблен, свободно лежит на дне ротовой полости, кончик языка приближен к нижним резцам.
Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость. Воздух идет через рот.
Голосовые связки сомкнуты, вибрируют, голос есть.
Можно видеть положение губ, языка, расстояние между резцами.
Можно осязать широкую тёплую воздушную струю, вибрацию голосовых связок и грудной клетки.
                          
 
 
1.На слухо-зрительной основе.
2.С объясне-
нием (пока-
зать на ру-
ках положе-
ние языка,
показать про
филь).
3.Механическим   способом (шпателем удерживать язык на
дне ротовой
полости).
 
 
И.п. 1 (для всех звуков, кроме «и, к, л, р»):
Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены.
Глубокий вдох, разведение рук вверх в стороны при одновременном длительном произнесении А_________
 
Движение ненапряжённое, слабое, длительное
А                          без голоса
         
 
 
 
А/Э
 
 
 
А/Ы
 
 
А/О
 
 
 
А     
          (открытая гнусавость)
 
 
А↑            (фальцет)
 
Голосовые связки разомкнуты.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Спинка языка приподнята, недостаточно открыт рот.
 
 
 
 
 
  
Язык «комом» оттянут вглубь        ротовой полости.
 
 
 
 
 
 
 
Язык оттянут вглубь ротовой полости, спинка и
корень языка не-
много приподняты.
 
 
 
 
 
Мягкое нёбо рас-
слаблено, опуще-
но, воздух идёт через рот и нос.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Голосовые связки перенапряжены. Количество колебаний голос. связок увелич.
 
 
1.Использовать все сохранные анализаторы, тактильно-вибрационные ощущения,
ЗУА.
2.Показать профиль звука
 
 
 
 
 
 
 
Опустить спинку языка, широко открыть рот
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Опустить язык.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Опустить спинку языка.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Использовать тактильно-вибр.
ощущения, показать запотевание
зеркала под носом говорящего, использовать виброскоп.
 
 
 
Использовать ЗУА, руками показать разницу вибрации гортани и грудной клетки.
 
Приложить одну ладонь тыльной стороной к гортани, чтобы почувствовать вибрацию голосовых связок.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Зрительно сравнить положение видимых речевых органов при правильном и дефектном произношении.
 
 
 
 
 
 
 
Зрительно сравнить положение видимых речевых органов при правильном и дефектном произношении.
 
 
 
 
 
Зрительно сравнить положение видимых речевых органов при правильном и дефектном произношении.
 
 
 
 
 
 
 
 Приложить палец к носовой перегород-
ке, чтобы почувствовать и исключить её вибрацию.
 
 
 
 
 
 
 
Приложить ладонь тыльной стороной к гортани, другую – к груди, чтобы почувствовать разницу в частоте колебаний голосовых связок и грудной клетки
 
 
 
 
 
 
О
 
Губы напряжены,вытянуты вперёд, округлены.
Расстояние между резцами меньше, чем при –а-, но больше, чем при –у-.
Положение языка: язык напряжён, спинка языка поднята (средний подъём), кончик языка оттянут вглубь ротовой полости (среднее положение).
Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость, воздух идёт через рот.
Голосовые связки сомкнуты, вибрируют, голос есть.
Можно видеть положение губ, если раскрыть губы – положение языка и расстояние между резцами.
Можно осязать воздушную струю, более узкую, сильную, тёплую, чем при –а- , вибрацию в области гортани и грудной клетки
 
 
 
 
 
1)По подражанию    на слухо-зрительной основе.
2)С
объяснением
(сравнить профили «о» и «а», показать на руках положение языка, сравнить положение губ, расстояние между резцами при «о» и «а».
 
3)С использованием механических средств (специального зонда или пальца)
 
 
И.п. – Глубокий вдох, давящим движением развести руки в стороны при одновременном произнесении О_________. Движение слегка напряжённое, слабое, длительное.
 
О
(открытая гнусавость)
 
 
 
 
 
  
О↑            (фальцет)
 
 
 
 
О/ö
(немецкое, умляутное)
 
 
 
 
О/А
 
 
 
 
О/У
 
 
 
 
О/Ы
 
 
Мягкое нёбо опущено, воздух идёт через рот и нос.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Голосовые связки перенапряжены, увелич. Количество колебаний голос. Связок. В области грудной клетки вибрация отсутствует.
 
 
 
Язык не оттянут вглубь ротовой полости, поэтому кончик языка у нижних резцов, а спинка языка приподнята.
 
 
 
 
 
  
Язык свободно лежит на дне ротовой полости, губы недостаточно округлены.
 
 
 
 
 
 
Язык оттянут вглубь ротовой полости, как при «у» губы округлены и вытянуты вперёд больше, чем нужно.
 
 
 
 
Спинка яз. поднята больше, чем нужно.
 
Использовать тактильно-вибрационные ощущения (показать запотевшее зеркало, приложить палец к носовой перегородке, использовать виброскоп).
 
 
 
 
 
 
 
Использовать ЗУА, сравнить характер вибрации гортани и грудной клетки при правильном и неправ. произнесен.
 
 
 
 
Объяснить положение языка на руках, показать профиль, использовать механич. средства.
 
 
 
 
 
 
Объяснить положение языка (сравнить профили –а-, -о-, поднять спинку языка, показать на руках положение языка.
 
 
 
Объяснить положение языка (сравнить профили –о-, -у-, показать положение языка на руках).
 
 
 
 
Опустить спинку языка.
 
 
 
 
 
 
 
Приложить палец к носовой перегород-
ке, чтобы почувствовать и исключить её вибрацию.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложить ладонь тыльной стороной к гортани, другую – к груди, чтобы почувствовать разницу в частоте колебаний голосовых связок и грудной клетки.
 
 
 
 
 
Зрительно сравнить положение видимых речевых органов при правильном и дефектном произношении.
 
 
 
 
 
 
 
 
Зрительно сравнить положение видимых речевых органов при правильном и дефектном произношении.
 
 
 
 
 
 
Зрительно сравнить положение видимых речевых органов при правильном и дефектном произношении.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
У
 
Губы сильно напряжены, вытянуты вперёд, лабиализованы.
Расстояние между резцами меньше, чем при –о-.
Язык напряжён, кончик оттянут вглубь ротовой полости (положение заднее), спинка языка поднята (верхний подъём).
Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость, воздух идёт через рот.
Голосовые связки сомкнуты, вибрируют, голос есть.
Можно видеть положение губ.
 Можно осязать холодную, сильную, узкую струю воздуха, вибрацию в области гортани и грудной клетки.
 
 
 
 
 
1) По подражанию на с/з основе (сравнить с «а», «о»).
 
2)С объяснением (показать положение языка на руках, профиль, сравнить с «а», «о»).
 
2)С объяснением (показать положение языка на руках, профиль, сравнить с «а», «о»).
 
3)С использованием механич. средств (палочкой продвинуть язык вглубь ротовой полости).
 
И.п. 1 (для всех звуков, кроме «и, к, л, р»):
Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены.
Глубокий вдох, давящим движением вытянуть руки вперёд при одновременном произнесении у________.
 
Движение напряжённое, слабое, длительное.
 
 
У            
(открытая гнусавость)
 
 
 
У↑
(фальцет)
 
О/ü
(немецкое, умляутное)
 
 
У/W
 
 
 
 
 
 
 
У/О
 
 
 
 
 
 
Мягкое нёбо опущено, воздух идёт через нос и рот.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Перенапряжение голосовых связок.
 
 
 
 
 
  
Кончик языка у нижних резцов, спинка выгнута.
 
 
 
 
 
 
 
 
Чрезмерное сближение губ и пассивность языка.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Недостаточный подъём спинки языка, язык недостаточно оттянут вглубь ротовой полости, недостаточно напряжён. Недостаточная лабиализация губ.
 
 
 
Объяснить, что не должно быть запотевания на зеркальце под носом говорящего. Сначала произнесение без голоса, затем краткое произнесение. Коснуться шпателем или пальцем мягкого нёба.
 
 
Длительное произнес. звука. Фиксируется внимание на характере вибрации в области гортани и грудной клетки. На слоговом материале с подключением согласных звуков (ва-во-ву) на одной высоте.
 
По подражанию на с/з основе; показ на руках; с помощью механич. средств (отодвинуть кончик языка вглубь ротовой полости).
 
По подражанию на с/з основе. С привлечением согласных звуков на слоговом материале (па-по-пу). С помощью шпателя продвинуть язык вглубь ротовой полости и нажать на уголки губ.
 
 
 
По подражанию на с/з основе с объяснением. С помощью шпателя продвинуть язык вглубь ротовой полости и нажать на уголки губ, чтобы губы вытянулись и напряглись.
 
 
 
 
Приложить палец к носовой перегород-
ке, чтобы почувствовать и исключить её вибрацию.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложить ладонь тыльной стороной к гортани, другую – к груди, чтобы почувствовать разницу в частоте колебаний голосовых связок и грудной клетки.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Зрительно сравнить положение видимых речевых органов при правильном и дефектном произношении.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Зрительно сравнить положение видимых речевых органов при правильном и дефектном произношении.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Э
 
Губы напряжены, немного растянуты.
Расстояние между резцами меньше, чем при –а-, но больше, чем при –и-.
Язык напряжён, кончик языка у нижних резцов (положение переднее), спинка языка поднята (средний подъём). Есть желобок.
Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость.
Голосовые связки сомкнуты, вибрируют, голос есть.
Можно видеть положение губ, расстояние между резцами, положение языка.
Можно осязать широкую, слабую, тёплую воздушную струю, вибрацию голосовых связок и грудной клетки.
 
 
1)По подражанию на с/з основе (сравнить с –а-, найти сходство и различие.
 
2)С объяснением на профиле, на руках.
 
3)Обратить внимание на напряжение языка (-а- язык мягкий,
-э- - язык твёрдый).
 
И.п. 1 (для всех звуков, кроме «и, к, л, р»):
Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены.
Глубокий вдох,руки вперёд в стороны при одновременном произнесении Э_______.
 
Движение ненапряжённое, слабое, длительное.
 
Э            
(открытая гнусавость)
 
 
 
 
 
 
 
 
Э↑
(фальцет)
 
 
 
 
 
Э/А
 
 
 
 
 
Э/ǽ
 
 
 
Мягкое нёбо опущено, воздух идёт через рот и нос
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Перенапряжение голосовых связок, увеличено количество колебаний голосовых связок. В области грудной клетки вибрация отсутствует.
 
 
 
 
 
 
 
Язык пассивен, как при –а-.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Слишком широко открыт рот, чрезмерный изгиб спинки языка. Язык как бы вываливается.
 
 
Использовать тактильно – вибрационные ощущения (приложить палец к носовой перегородке, использовать виброскоп, показать запотевание зеркала под носом.
 
 
 
 
 
Сравнить характер вибрации гортани и грудной клетки при правильном и неправильном произнесении.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
По подражанию
на с/з основе. С объяснением (сравнив с –а-). Большими пальцами прижать края языка к верхним коренным зубам.
 
 
 
 
 
 
 
 
Только по подражанию в сравнении с правильным произношением
 
 
Приложить палец к носовой перегород-
ке, чтобы почувствовать и исключить её вибрацию.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложить ладонь тыльной стороной к гортани, другую – к груди, чтобы почувствовать разницу в частоте колебаний голосовых связок и грудной клетки.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Зрительно сравнить положение видимых речевых органов при правильном и дефектном произношении.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Зрительно сравнить положение видимых речевых органов при правильном и дефектном произношении.
 
 
 
 
 
И
 
 Губы напряжены, растянуты в «улыбку», прижаты к резцам.
Расстояние между резцами минимальное, резцы сближены.
Положение языка: кончик языка упирается в нижние резцы (переднее положение), спинка языка высоко поднята (верхний подъём). Боковые края языка упираются в верхние коренные зубы; язык напряжён, есть желобок.
Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость.
Голосовые связки сомкнуты, вибрируют, голос есть.
Можно видеть положение губ, расстояние между резцами.
Можно осязать слабую воздушную струю, вибрацию в области гортани и грудной клетки, а также в области темени. Сильное напряжение дна ротовой полости.
 
 
 
1. По подражанию на слухо-зрительной основе (сравнить с              –а-).  
 
 
2.Использовать тактильно – вибрационные ощущения(сильное напряжение дна ротовой полости, вибрация темени), показать профиль, на руках.
 
3 Постановка от «хь», «пхь» +голос.
 
И.п. 2                     (для  «и, к, л,р»):
Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны.
Глубокий вдох, руки вверх при одновременном произнесении И_______.
 
Движение ненапряжённое, слабое, длительное.
 
И
(открытая гнусавость)
 
 
 
 
 
 
И↑
(фальцет)
 
 
 
 
 
И/Э
 
 
 
 
 
 
И/Ы
 
 
Мягкое нёбо опущено, воздух идёт через рот и нос.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Перенапряжение голосовых связок.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Широкое расстояние между резцами, недостаточное напряжение языка, и поэтому спинка языка опущена, как при –э-. Нет напряжения дна ротовой полости.
 
 
 
 
 
Язык оттянут вглубь ротовой полости (среднее положение).
 
Использовать тактильно-вибрационные ощущения, показать запотевание зеркала под носом, приложить палец к носовой перегородке, использовать виброскоп.
 
 
 
 
 
 
Использовать ЗУА, сравнить характер вибрации гортани и грудной клетки при правильном и неправильном произнесении.
 
 
 
 
 
 
 
По подражанию на с/з основе. Фиксировать внимание на напряжении дна ротовой полости.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Постановка заново или по подражанию.
 
Приложить палец к носовой перегород-
ке, чтобы почувствовать и исключить её вибрацию.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложить ладонь тыльной стороной к гортани, другую – к груди, чтобы почувствовать разницу в частоте колебаний голосовых связок и грудной клетки.
 
 
 
 
 
 
 
 
Зрительно сравнить положение видимых речевых органов при правильном и дефектном произношении. Большой палец приложить к нижней части подбородка. чтобы почувствовать, при произнесении «И» сильное напряжение дна ротовой полости.
Приложить ладонь к темени, чтобы почувствовать при правильном произнесении «И» вибрацию в области темени.
 
 
 
 
 
 
 
 
Ы
 
Губы немного напряжены, чуть выдвинуты вперёд.
Расстояние между резцами 2-3 мм.
Положение языка: кончик языка оттянут вглубь ротовой полости (среднее положение), спинка высоко поднята (верхний подъём). Язык напряжён.
Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость.
Голосовые связки сомкнуты, вибрируют, голос есть.
Можно видеть положение губ, расстояние между резцами.
Можно осязать слабую воздушную струю, вибрацию в области гортани и грудной клетки.
 
 
 
 
 
 
 
 
1)По подражанию на с/з основе (сравнить с –и-).
 
2)С объяснением на руках, на профиле.
 
3)Отодвинуть язык вглубь ротовой полости.
 
И.п. 1 (для всех звуков, кроме «и, к, л, р»):
Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены.
Указательным движением (резко)выбросить правую, затем – левую руку вперёд в сторону при одновременном произнесении слога «ты».
 
Движение напряжённое, сильное, краткое.
 
 
Ы
(открытая гнусавость)
 
 
 
Ы/И
 
 
 
Ы/А
 
 
Ы/Э
 
 
Мягкое нёбо опущено, воздух идёт через рот и нос.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Язык продвинут вперёд, кончик языка у нижних резцов.
 
 
 
 
 
 
 
 
Язык плашмя лежит на дне ротовой полости.
 
 
 
 
 
 
Язык недостаточно поднят и продвинут вглубь ротовой полости, расстояние между резцами увеличено.
 
Использовать тактильно – вибрационные ощущения, показать запотевание зеркала под носом, приложить палец к носовой перегородке, использовать виброскоп.
 
 
Сравнить артикуляцию –и- и –ы-. Механический способ.
 
 
 
 
 
 
 
Постановка заново.
 
 
 
 
 
 
 
 
Постановка заново на с/з основе с объяснени.
 
Приложить палец к носовой перегород-
ке, чтобы почувствовать и исключить её вибрацию.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Зрительно сравнить положение видимых речевых органов при правильном и дефектном произношении. 
 
 
 
 
 
 
Зрительно сравнить положение видимых речевых органов при правильном и дефектном произношении.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Использованная литература
1.     Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей.— М.: Просвещение, 1981.
2.     Рау Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей / Под ред. Т.А. Власовой, Н.Ф. Слезиной, В.И. Бельтюков. – М., 1981
3.     Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. – М.: АПН РСФСР, 1963.
4.      Волкова К. А. Методика обучения глухих произношению. – М.: Просвещение, 1980
5.     Корсунская Б. Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. – М.: Просвещение, 1969.
6.      Леонгард Э. И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников. – М.: Просвещение, 1971.
7.      Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт. Фонетическая римика. Москва «Просвещение», 1989
8.      Пелымская Т.В.. Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. – М.6 Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
 


»  Тэги к этому документу:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн