Официальный сайт janmille 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация

Доклад

Размещено: Римма Владимировна Бакутина - вт, 22/12/2009 - 05:21
Данные об авторе
Автор(ы): 
Констынченко Лариса Игоревна
Место работы, должность: 
МОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей» г Хабаровск
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
специальное (коррекционное) образование
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Все предметы
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
Реализация индивидуального подхода при формировании коммуникативных навыков у детей с дефектами слуха, имеющих комплексные нарушения развития.

 

Реализация индивидуального подхода при формировании коммуникативных навыков у детей с дефектами слуха, имеющих комплексные нарушения развития.
 
     Для того чтобы индивидуальная работа с глухими и слабослышащими детьми со сложной структурой нарушений давала ожидаемые результаты, способствовала возможному преодолению и сглаживанию специфических трудностей, испытываемых ими в ходе обучения, она должна строиться на основе тщательного и всестороннего изучения особенностей их развития. Такое изучение должно осуществляться в процессе анализа заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), рассмотрения медицинской документации, тщательного психолого-педагогического обследования ребёнка. Всестороннее психолого-педагогическое обследование ребёнка является начальным этапом подготовки к разработке индивидуальной коррекционно-развивающей программы.
     Комплексное обследование проводится при поступлении ребёнка в дошкольное учреждение для глухих или слабослышащих детей, оно направлено на выявление индивидуальных особенностей психофизического развития ребёнка со сложной структурой нарушения. Материалы для комплексного психолого-педагогического обследования разработаны Т.В. Николаевой и включены в методические рекомендации к Программе «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития». В проведении комплексного психолого-педагогического обследования ребёнка со сложными нарушениями участвуют сурдопедагог, педагог-психолог, воспитатели, учитель по физическому воспитанию. В соответствии с предлагаемой методикой обследование ребёнка проводится по следующим линиям развития:
·        социальное развитие (особенности общения с детьми и взрослыми, состояние эмоционально-волевой сферы и поведения, сформированность навыков самообслуживания);
·        физическое развитие (сформированность основных движений, умение воспроизводить действия по подражанию, состояние мелкой моторики);
·        предметно-игровая деятельность (интерес к игре, умение действовать с игрушками, уровень развития игры);
·        изобразительная и конструктивная деятельность (интерес к деятельности, возможности самостоятельного выполнения заданий, действий по образцу, по подражанию);
·        познавательное развитие (сенсорное развитие, мышление);
·        состояние слуха;
·        развитие речи (понимание речи, активная речь).
На основе результатов выполнения заданий составляется развёрнутая психолого-педагогическая характеристика ребёнка, в которой делаются выводы о соответствии уровня психического развития ребёнка возрастной норме или отставании по различным линиям развития.
 
 
 
Индивидуальные коррекционно-развивающие программы
 
     Наиболее адекватным способом планирования, выбора методов и приёмов работы, отбора программного материала является создание индивидуальных коррекционно-развивающих программ.
     К составлению индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы приступают после завершения обследования все участвовавшие в нём специалисты. В процессе разработки и апробации индивидуальных программ воспитания и обучения детей со сложной структурой нарушений развития был сделан вывод о целесообразности составления индивидуальной программы на 3 месяца.
     В индивидуальные программы включается материал по всем направлениям коррекционно-развивающей работы, подобранный в соответствии с результатами психолого-педагогического обследования, обеспечивающий физическое, социальное, познавательное, речевое, эстетическое развитие, формирования всех видов детской деятельности. В программе отражается последовательность этапов проведения индивидуальной работы. В качестве исходного может использоваться содержание программы для детей со сложной структурой нарушений развития по разделам «Физическое воспитание», «Труд», «Ознакомление с окружающим», «Игра» (сюжетно-ролевая и дидактическая), «Изобразительная деятельность и конструирование», «Развитие речи», «Развитие слухового восприятия и обучение произношению», «Формирование элементарных математических представлений»
     Выполнение индивидуальных коррекционно-развивающих программ обеспечивается в процессе организации коррекционно-педагогической работы различными специалистами: сурдопедагогом, воспитателями, психологом, инструктором по физическому воспитанию, музыкальным руководителем, в её реализации участвуют родители ребёнка.
     В течение срока выполнения программы ведутся наблюдения за реализацией поставленных задач, при необходимости проводится их коррекция или перенос на следующий период. Такая работа ведётся на протяжении всего учебного года и заключается в постоянном индивидуальном сопровождении каждого ребёнка со сложной структурой нарушений развития.
 
Важнейшие положения и принципы реализации индивидуальных коррекционно-развивающих программ
1.            Важным является характер взаимодействия взрослых с детьми с трудностями в обучении. При этом должны быть приняты во внимание потребности особенности возраста, специфичность психического развития, структура нарушения, индивидуальные особенности, актуальный и потенциальный уровни развития. Психическое развитие ребёнка со сложными нарушениями в значительной степени зависит от условий, в которых он находится и которые организует взрослый, позиция которого становится очень ответственна, так как с её учётом формируется эмоциональное благополучие ребёнка, познавательная активность, коммуникативные умения. От педагогов требуется умение стимулировать инициативность ребёнка, обеспечить сотрудничество.
2.            Ребёнок со сложными нарушениями развития должен быть включён в целостную систему воспитания и обучения, что является условием системного характера психического развития человека. Стремление педагогов обеспечить только некоторые направления работы, чаще всего усилить коррекционные, направленные на формирование речи и слуха, как правило, не приводит к ожидаемому успеху. Очевидно, что для детей с комплексными нарушениями в обучении должен быть тот же, что и для всех глухих и слабослышащих детей, набор видов деятельности в соответствии с разделами программы, однако сделаны другие акценты в коррекционной работе в зависимости от характера и выраженности нарушений. Это относится прежде всего к развитию общения детей со сложными нарушениями со сверстниками и взрослыми, воспитанию навыков самообслуживания, формированию предметно-игровой, изобразительной и конструктивной деятельности. Особое значение для данной категории детей имеют физическое и музыкальное воспитание как способствующие организации двигательного опыта и поведения, формированию чувства ритма. Проведение работы по разностороннему развитию детей со сложными нарушениями является основой для коррекционной работы по формированию устной и письменной речи, развитию слухового восприятия.
3.            В работе с детьми с комплексными нарушениями важно изменение методов воспитания и обучения: в течение продолжительного периода используется выполнение действий детьми по подражанию взрослому, по образцу, с помощью педагога.
4.            Особое значение приобретает в процессе обучения учёт структуры нарушения, так как в зависимости от количества и выраженности первичных нарушений и обусловленных ими вторичных и третичных отклонений в развитии должны быть определены методы обучения, объём содержания при условии, что набор направлений работы остаётся общим для всех. Так, например, для детей с ЗПР важно обеспечить условия повторяемости материала, переноса в новые ситуации, подкрепление заданий наглядным материалом. Для детей с выраженными трудностями в формировании речи особое значение приобретают комплексный характер предъявления речевого материала, использование устной, письменной, дактильной речи, подкрепление значений слов естественными жестами, картинками, пиктограммами.
 
Используемая литература:
 
1.     Головчиц Л.А. «Коррекционно-педагогическая помощь дошкольникам с недостатками слуха с комплексными нарушениями в развитии» (Дефектология. - № 6. 2006.)
2.      Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. М.: Издательский центр «Академия», 2006.
 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн