Сегодня уже общепризнано, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышает эффективность обучения и качество формирующих знаний и умений, то есть использование компьютеров на уроке позволяет научить школьников применять его для решения учебных задач, формирует навыки «компьютерной грамотности».
В информационных технологиях обучения выделяют два компонента, участвующие в передаче учебной информации: технические средства- компьютерная техника и средства связи и программные средства которые могут быть различного назначения.
Для разработки уроков с компьютерной поддержкой учителю необходимо знать функциональные возможности и условия применения каждого из названных компонентов. Как технические, так и программные средства вносят в учебный процесс свою специфику.
Компьютер, как ни одно другое средство обучения, создает условия для реализации нового в дидактике принципа интегративности. В системе технологической подготовки интегративные связи позволяют ярче представить характеристику предмета технологии, показать взаимосвязь между содержанием отдельных его разделов и модулей, между информационно и технологической подготовкой.
На основе анализа научной психолого-педагогической и специальной литературы, а так же данных опытно-экспериментальной работы на сегодня выделено шесть основных отличительных особенностей компьютера как средство обучения и воспитания в комплексном его использовании с программными средствами различного назначения на уроках технологии, трудового обучения.
1. Возможность работы учащихся с компьютерной техникой в режиме диалога. Наличие обратной связи позволяет в некоторых случаях передать отдельные функции педагога машине и обеспечить необходимый объем внимания для каждого учащегося, что особенно важно в условиях дефицита учебного времени. Так как компьютеры можно объединить в локальную сеть, то в режиме диалога могут быть использованы различные организационные формы обучения.
2. Возможность организации полноценной индивидуальной работы учащихся на качественно новом уровне. Как известно процесс усвоения знаний, формирования умений и навыков всегда индивидуален. По мнению профессора И.М. Чередова, в учебной деятельности чрезвычайно важно, насколько самостоятелен учащийся в усвоении знаний, формировании умений и навыков. Использование компьютера позволяет намного полнее учитывать в учебном процессе возможности каждого ученика, предлагая посильные темпы работы и обеспечивая необходимую коррекцию результатов.
3. Возможность моделирования объектов на основе динамики изображения высокой степени наглядности. Работая с компьютером увидеть, а затем проанализировать различные процессы или явления, которые стали следствием принятых им решений. Например, первоначально неправильно выбранный масштаб поделки, неудачное цветовое сочетание, неверная последовательность действий при выполнении практической работы, процесс, который смоделирован, приведен лишь в тактичной «подсказке» и возможность поработать моделью еще раз, но уже с учетом допущенных ошибок. Используя моделирующие возможности информационных систем, школьники могут не только выбрать заинтересовавшую их самоделку из большого числа представленных образцов, но изготовить ее в желаемом масштабе и оформить по своему усмотрению, проявив при этом творческие способности.
4. Автоматизация рутинных операций и связанная с этим экономия времени. В деятельности современного человека существует немало трудоемких информационно-поисковых, вычислительных и других подобных операций, которые может выполнить компьютер при наличии соответствующего программного обеспечения и его умелом использовании. Не освобождая учащихся от необходимости научиться пользоваться обычным справочным материалом, мы в то же время готовим их будущей трудовой деятельности в условиях современного автоматизированного производства. Опыт показывает также, что использование на занятиях по технологии компьютера не уменьшает, а наоборот позволяет увеличить опыт работы с конструкционным материалом, так как облегчает выполнение технических рисунков, расчетов, технологической документации.
5. Доступ к большому объему информации, представленному в занимательном виде за счет средств мультимедиа. Использование программных средств, таких как электронные книги, мультимедийные энциклопедии, открывает доступ учащимся к большому объему новой информации, которая в традиционном виде (на бумажной основе) практически не реализуема. Они учатся осваивать ее с помощью компьютера: поиск, запуск программ, навигация по электронным справочникам, выделение требуемых сведений, их печатание.
6. Универсальность компьютерной техники как средства обучения с широкими демонстрационными возможностями. Используя компьютер и средства мультимедиа, можно многократно демонстрировать приемы выполнения технологических операций, их последовательность, проследить процесс изменения объекта, построить чертеж и т.д.
Возможность использования компьютера в процессе обучения и воспитания зависит от наличия программных средств учебного назначения. Они могут обеспечивать изучение определенных предметных областей или поддерживать различные виды учебной деятельности. Это так называемые педагогические программные средства. В настоящее время существуют следующие программные средства: обучающие, программы-тренажёры, контролирующие, информационно- поисковые, информационно- справочные, имитационные, моделирующие, демонстрационные, учебно-игровые, досуговые.