Вечный вопрос педагога. Непросто ответить на него.
Меняются времена, меняются и требования к выпускнику. Политические и социально-экономические изменения, произошедшие в обществе за последние годы, обусловили изменения современной образовательной политики. Стало актуальным развитие у школьников готовности к самообразованию, саморазвитию, самоопределению.
Следовательно, миссия учителя состоит в том, чтобы помочь подростку, юноше разобраться в себе, найти себя. Михаил Светлов как-то заметил, что «учитель не тот, кто кого-то чему-то учит, а тот, кто помогает ему стать самим собой».
Самое главное, на мой взгляд, - не бояться видеть в учениках самостоятельную, уникальную личность. Это позволит нам, учителям, разрешить ребенку иметь свои собственные чувства, свой собственный взгляд на мир. Я думаю, фактически необходимо отказаться от идеи «правильного человека» как цели воспитания и сменить ориентацию на поддержку неординарности, на ценность индивидуальных особенностей личности. Только так мы, учителя, сможем стать настоящими помощниками ребенку. И мы должны быть рядом с ним! Педагог-профессионал должен научиться распознавать скрытые мотивы поведения учащегося, находить способы, средства, позволяющие ребенку наиболее полно раскрыть свой личностный потенциал.
Одиннадцатый год я преподаю технологию в обычной общеобразовательной школе. Несерьезный предмет, думают многие, не «царица наук», как математика, не философский предмет, как литература. Но они глубоко ошибаются. За последние годы содержание данного учебного предмета качественно обновилось. Сегодня учитель технологии, как никто другой в школе, обладает счастливой возможностью, с одной стороны, объяснить и продемонстрировать учащимся, как научно-технические знания материализуются в конструкторско-технологических процессах, а с другой, хотя и с известным приближением, но все же практически познакомить их с основными способами и приемами обработки конструкционных материалов, дать представление о дизайне и прикладной экономике. Знания и умения, которыми дети овладевают в школьных мастерских, - это обязательный компонент их общей культуры, они будут востребованы в жизни и профессиональной деятельности.
Таким образом, технология, как ни один учебный предмет, позволяет подростку самоутвердиться и самореализоваться.
Как же работать в современных условиях учителю технологии? На какие основные правила и принципы опираться? Назову главные из них:
1. Принцип самоактуализации. Учителю необходимо побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных социально-приобретенных возможностей.
2. Принцип индивидуальности. Необходимо на только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и всячески содействовать ее дальнейшему развитию.
3. Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
4. Принцип творчества и успеха. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности.
5. Принцип доверия и поддержки. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля.
В условиях научно-технического прогресса и активно развивающихся рыночных отношений подготовка подрастающего поколения к высокопроизводительной творческой деятельности приобретает особо важное значение. От степени развития технических способностей завтрашних выпускников школы в значительной мере зависит творческий потенциал нашего общества.
Одним из важнейших путей проблемы развития технических способностей является приобщение учащихся к творческому труду и изучению основ конструкторско-изобретательской деятельности. Школа призвана сыграть первоочередную роль в формировании и развитии творческих способностей, творческого отношения к труду.
Школьники видят, как быстро создается и совершенствуется техника, развивается наука, появляются новые технологии, развиваются новые экономические отношения и т.д. У них возникает естественное желание понять, как это все создается, вникнуть в тонкости творческой деятельности человека, получить ответ на главный вопрос: как открывают новое, как рождается новая идея, как эта идея претворяется в жизнь? Из каких действий складывается творчество рационализатора, новатора и изобретателя?
Чтобы учащиеся смогли ответить на эти вопросы, необходимо научить их творчески мыслить, развивать технические способности.
В зависимости от уровня творческой активности и технических способностей учащихся использую в работе следующие методы:
1. Метод творческого тренинга КАРУС (комбинирование, аналогизирование, реконструирование, универсализирование, случайные подставки). Разработан В.А. Моляко.
Метод основан на учете всех циклов, стратегий и тактик конструкторского творчества, используемых в творческой деятельности учащихся.
Данная методика может применяться как для индивидуальной, так и для коллективной деятельности. Она предусматривает различные модификации в зависимости от условий применения.
Очень важной психологической характеристикой системы КАРУС является обучение с применением затрудняющих условий. Для этого разработан ряд специальных методов. Остановимся лишь на нескольких.
Метод временных ограничений (МВО) основывается на учете существенного влияния временного фактора на умственную деятельность. Опыты показали, что при неограниченном времени решения задачи субъект может находить несколько вариантов, продумывать в деталях свои действия, а также искомые качества и структуры объектов и т.п. При лимитированном времени, как правило, решение или может упрощаться - субъект ограничивается использованием того, что он лучше всего знает (чаще это применение шаблонного варианта), или же, во всяком случае, решение в большей или в меньшей степени деформируется; по характеру этих деформаций бывает возможно судить об общих тенденциях мыслительной деятельности человека. Как было указано, существуют разные группы испытуемых, которые по-разному реагируют на временное ограничение. У одних временные ограничения вызывают повышение активности и достижение даже более высоких результатов, чем в спокойной обстановке; другие (их больше всего) в различной степени меняют свое поведение, снижают результаты, и не всегда достигают конечного решения; на третьих временные ограничения оказывают тормозящее, своего рода шоковое влияние, они приходят в замешательство, поддаются панике и более или менее быстро отказываются от решения задачи.
Метод внезапных запрещений (МВЗ)заключается в том, что испытуемому на том или ином этапе запрещается использовать в своих построениях какие-то механизмы или инструменты и приспособления. Этот метод также оказывается весьма эффективным, поскольку разрушает штампы, возможности применять хорошо известные испытуемому типы устройств, узлов и деталей.
По мере адаптации испытуемых к применению этого метода вновь начинают вырисовываться те тенденции в деятельности, которые являются для них обычными, сложившимися. Другими словами, по мере решения задач сложившийся стиль деятельности, «впитывая» новые приемы, вновь проявляется. В целом же применение МВЗ способствует выработке важного умения менять свою деятельность в зависимости от конкретных обстоятельств.
Метод скоростного эскизирования (МСЭ) так или иначе, включается нами во все инструкции, когда мы предлагаем учащимся решать новые задачи, и ставим перед собой цель диагностировать особенности их мыслительной деятельности. В подобных случаях по инструкции требуется, как можно чаще рисовать все то, что учащиеся представляют мысленно в тот или иной момент. Может быть предложено непрерывно «рисовать» процесс размышления - изображать все конструкции, которые приходят в голову. Благодаря этому приему становится возможным более точно судить о трансформации образов, устанавливать то значение, которое имеют понятие и зрительный образ, какой либо конструкции. Самих учащихся это приучает к более строгому контролю своей деятельности, регулированию посредством образов процесса творчества.
Метод новых вариантов (МНВ) заключается в требовании решать задачу по-другому, найти новые варианты решения, это всегда вызывает дополнительную активизацию деятельности, нацеливает на творческий поиск, тем более можно просить найти новый вариант и тогда, когда уже имеется пять-шесть и более решений. Нужно отметить, что этот методический прием можно применять на любом этапе – не обязательно только после того, как субъект достиг полного решения (в эскизном варианте). Тогда этот метод может стать одновременно и разновидностью метода внезапных запрещений.
Метод информационной недостаточности (МИН)применяется тогда, когда ставиться задача особой активизации деятельности на первых этапах решения. В этом случае исходное условие задачи представляется с явным недостатком данных, необходимых для начала решения. Так, в условиях задачи могут быть опущены те или иные существенные функциональные и структурные характеристики как задаваемых, так и искомых данных. Важной модификацией этого приема является использование различных форм представления исходного условия. Как известно, в наиболее удобном виде условие конструкторской задачи включает в себя текст и схему. Но можно специально предлагать задачи, исходные условия которых предъявляются только графической или только в текстовой форме. Особенно эффективным это может быть при изучении особенностей понимания, при выявлении реального запаса знаний учащихся.
Метод информационной перенасыщенности (МИП) основывается соответственно на включении в исходное условие задачи заведомо излишних сведений. Разновидностью этого метода является подсказка, подаваемая устно и содержащая в себе лишние данные, лишь затемняющие полезную информацию. Преподаватель сам решает, как применить это метод: он может предложить учащимся выбрать нужную им информацию или же не говорить о том, что в условии имеется избыток информации.
2. Метод гирлянд ассоциаций и метафор разработан Г.Я. Бушем. Метод основан на сознательном, целеустремленном использовании случайностей в процессе решения изобретательских задач. Включает ряд шагов-операций. Рассмотрим суть метода на примере поиска новых конструктивных решений стульев для расширения ассортимента мебельной фабрики.
Определение синонимов объекта. Синонимами объекта «стул» являются кресло, табуретка, пуф. Составляют гирлянду синонимов - стул- кресло - табуретка-пуф.
Произвольный выбор случайных объектов. Выбирают несколько имен существительных, которые могут обозначать и нетехнические объекты. Образуется вторая гирлянда случайных объектов, например: электролампочка - решетка- карман- кольцо- цветок- пляж.
Составление комбинаций из элементов гирлянды синонимов и гирлянды случайных объектов. Соединяют каждый синоним первой гирлянды со случайным синонимом второй гирлянды. Получают: стул с электролампочкой, решетчатый стул, стул с карманом, для пляжа стул, электрическое кресло, табуретку для цветов и т.д.
Составления перечня признаков случайных объектов. Определяют, возможно, большее количество признаков случайных объектов. Возможно большее количество признаков случайных объектов, однако в течение ограниченного времени, например за 2-3 мин.
Генерирование идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов. Например, присоединяя к гирлянде синонимов стул- кресло- табуретка- пуф гирлянды признаков электролампочки, можно получить следующие соединения: стеклянный стул, теплоизлучающее кресло, колбообразный пуф, прозрачное кресло, стул с электролампами и т.д.
Генерирование гирлянд ассоциаций. Поочередно из признаков случайных объектов образуются гирлянды свободных ассоциаций. Генерирование следует ограничить по времени или по количеству элементов гирлянды.
Рассмотрим, например, генерирование гирлянды ассоциаций первому признаку случайного объекта «электролампочка». Этим признаком является эпитет «стеклянная». Гирлянда ассоциаций создается с постановкой вопроса: что напоминает слово «стеклянная»? Ответ может быть, например, такой: стеклянное волокно. Далее задается вопрос: что напоминает слово «волокно»? Кому-нибудь это может напомнить плетение, вязание. Вязание может напомнить бабушку, лечащую ревматизм на курортах юга, где от жары можно укрыться в тени под зонтиком, напоминающим крышу садовой беседки, под которой отдыхают в летние солнечные дни. Солнце может напомнить эллиптические орбиты, по которым движутся планеты и летают космонавты, которым завидуют дети, и т.д. Гирлянда ассоциаций в этом случае будет выглядеть так: стекловолокно-вязание - бабушка- ревматизм- курорт- юг- жара- тень- зонтик – садовая - беседка- солнце- эллипс- планета- космонавт- дети.
Аналогично создается гирлянда ассоциаций по всем другим признакам электролампочки. Затем генерируются гирлянды ассоциаций по всем признакам других объектов.
Генерирование новых идей. К элементам гирлянды синонимов технического объекта поочередно соединяют элементы гирлянд ассоциаций. Например, используя только первую гирлянду ассоциаций можно получить следующие сочетания: стеклянный стул, кресло из стекловолокна, вязаный пуф, табуретка для бабушки, кресло для лечения ревматизма, курортное кресло и т.д.
Оценка и выбор рациональных вариантов идей. Отбор вариантов рекомендуется производить в несколько этапов. В список рациональных решений включают варианты, наилучшим образом отвечающие поставленным вопросам, целям и требованиям производства.
3. Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) разработан известным инженером изобретателем Г.С. Альтшуллером.
При решении задачи АРИЗ предусматривает шесть стадий:
· Выбор задачи;
· Уточнение ее условий;
· Анализ;
· Предварительную оценку найденной идеи;
· Оперативную стадию;
· Синтез.
Предлагаемая последовательность операций обеспечивает выявление, уточнение и разрешение технических противоречий (например, между небольшой массой и огромными габаритами, высокой скоростью и большой мощностью, низкими затратами энергии и высоким коэффициентом полезного действия технических устройств разного назначения).
На первой стадии конструктор выясняет, какую характеристику объекта нужно изменить или создать заново, какова экономическая цель решения и т.д.; определяет требуемые количественные показатели (скорость, производительность, точность, габариты и т.п.)
На второй стадии уточняются основные показатели искомого технического решения, требования, предъявляемые ему с учетом условий использования и масштабов применения.
Третья стадия начинается с определения идеального конечного результата. При этом не следует думать заранее, возможно или невозможно достичь идеального результата и какими путями он будет достигнут. При составлении формулировки идеального конечного результата, и какими путями он будет достигнут. При составлении формулировки идеального конечного результата следует учитывать, что, как, когда и при каких обстоятельствах делает практикуемый объект, выбранный на предыдущем этапе. На этой стадии совершается переход от общей весьма неопределенной задачи к выяснению вопроса, при каких условиях снимается причина технического противоречия, породившего задачу; определяются схема устройства и возможный способ ее осуществления.
Четвертая стадия предполагает предварительную оценку найденного решения. Выясняется, что улучшается и что ухудшается при использовании предполагаемого устройства и технологического способа ее создания.
Пятая стадия подразумевает поиск более совершенного решения задачи. Осуществляется с помощью таблицы устранения технических противоречий, содержащей сорок эвристических приемов. Работа конструируемого объекта рассматривается в различных граничных условиях (по времени, действию и т.д.), используются аналогии из живой и неживой природы, рассматриваются подсистемы и надсистемы данного объекта. Однако данной стадией следует воспользоваться в том случае, если предыдущие четыре стадии алгоритма не дали удовлетворительного результата.
На шестой стадии устанавливаются дополнительные изменения в сконструированном объекте.
4. Метод мозговой атаки разработан А.Ф. Осборном
Критика или боязнь критики служат помехой творческому мышлению. Если человек считает, что его идея плоха, он не захочет испытывать или высказывать ее вслух. В этом случае многие потенциально хорошие идеи оказываются навсегда потерянными. Чтобы устранить препятствия, вызываемые боязнью критики при высказывании идей, и был разработан метод мозговой атаки. Для эффективного использования данного метода необходимо соблюдать следующие правила:
В группу «генераторов идей» включают людей различных специальностей. Для получения наилучших результатов рекомендуется, чтобы члены группы не были лично заинтересованы в рассматриваемой задаче и не были слишком глубоко связаны друг с другом. Они должны иметь общее представление о задаче и на обязаны быть специалистами по рассматриваемому вопросу.
Свободно и без доказательств высказываются любые идеи, в том числе ошибочные, шутливые и фантастические. Чем более неожиданной кажется идея тем лучше. Регламент высказывания - минута. Идеи протоколируются или фиксируются на магнитной ленте.
При генерировании идей исключается всякая критика. В ходе мозгового штурма между участниками должны быть установлены свободные и доброжелательные отношения. Принято, чтобы мысль, высказанная одним участником штурма, подхватывалась и развивалась другими .
Группа генераторов идей состоит обычно из 6-10 человек. Штурм продолжается не более 20-40 минут. Перед группой «штурмовиков» ставится вопрос, на который можно и нужно дать много ответов. Вопрос формулируется просто, понятно, в виде, удобном для обсуждения. В конце руководитель отбирает самые рациональные предложения.
Результатом моей работы должна быть функциональная грамотность и технологическая умелость выпускника, готовность и стремление к творчеству в любой избираемой деятельности. Сегодня, как никогда, актуальны слова А.С. Макаренко: «Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и спориться, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах».
Учитель технологии высшей кв. категории
средней общеобразовательной школы № 1
г. Буинска РТ, победитель Всероссийского конкурса лучших учителей
Размещено вс, 07/11/2010 - 22:34 пользователем Татьяна Николаевна Лисина.
Согласна с тем, что развитие творческого потенциала, неординарного мышления делает "сегодняшних" школьников более адаптированными к современным реалиям.
Размещено вс, 07/11/2010 - 22:34 пользователем Татьяна Николаевна Лисина.
Согласна с тем, что развитие творческого потенциала, неординарного мышления делает "сегодняшних" школьников более адаптированными к современным реалиям.
На: Каким должен быть урок технологии?
На: Каким должен быть урок технологии?