Становление личности и воспитание гражданственности через программу «Школьная бизнес-компания».
Здравствуйте. Меня зовут Ханбиков Ильгиз Фаридович -учитель технологии и предпринимательства средней общеобразовательной школы №1 г. Буинска Республики Татарстан. Я являюсь руководителем единственного в районе объединения социально-экономического направления- объединение «Школьная бизнес-компания» от Центра внешкольной работы при школе №1.
Практикум "Школьная бизнес- компания»- это оригинальная программа Межрегиональной общественной организации "Junior Achievement- Достижение молодых", которая дает возможность школьникам самостоятельно, без вмешательства взрослых (кроме консультанта-преподавателя) в учебных целях открыть свое дело, вести ее, а при успешном развитии расшириться, то есть получить практический опыт в области предпринимательства, участвуя в создании и управлении своего собственного дела.
Возраст воспитанников в объединении от 14 до16 лет. На данный момент занятия посещают 18 учащихся, 15 из которых прошли специальное обучение на семинарах организованных Казанским центром «Достижения молодых» при поддержке Министерства образования и науки Республики Татарстан.
Работая по данной программе, я преследую следующие цели:
· познакомить учащихся старшего школьного возраста с основными экономическими понятиями и показать ценность образования;
· воспитать уважение к собственности, ответственности за чужое имущество;
· сформировать знания о предпринимательстве как сфере человеческой деятельности и первоначальные умения применения этих знаний в повседневной деятельности.
Для реализации этих целей я ставлю перед собой такие задачи как:
· Раскрыть цели, задачи, функции, сущность предпринимательства и его роль в экономической жизни общества, вооружить знаниями о предпринимательстве.
· Сформировать первоначальные умения участия в предпринимательской деятельности, ведении бизнеса, финансовой документации.
· Освоить некоторые методики и приемы выбора своего дела, принятия решений, умения анализировать и оценивать экономическую ситуацию.
· Подготовить школьников к жизни в условиях ограниченности ресурсов и роста потребностей, научить целесообразному выбору.
Ребята активно и с удовольствием посещают занятия, которые проходят, как правило, в форме конференций, заседаний, тренингов, игр и практических занятий, где они своими руками изготавливают поделки, которые сами же реализуют как в школе, так и за ее пределами.
Участие учащихся в школьной компании позволяет им ставить цели перед собой и своей компанией, получать необходимые сведения о повседневной деятельности малого бизнеса, познакомиться с искусством менеджмента и испытать свои способности в принятии управленческих решений.
Основные шаги, которые должны выполнить воспитанники объединения, участвуя в создании Школьной компании. Шаг пepвый – организационный.
Выбирается руководство компании (президент и вице-президенты)
Проводится исследование рынка и выбор продукта.
Выбирается названия компании.
Определяются потребности в капитале и продаже акций.
Шаг второй - разработка планов деятельности.
Производится определение ставок заработной платы.
Составляются планы производства, маркетинга, финансовый план.
Проводятся заседания Общего собрания. Принимается устав, утверждается бюджет и бизнес-план.
Шаг третий – производственная деятельность компании.
Запускается производство и продажа продукта.
Ведется документация по производству, продаже, кадрам и финансам.
Производится контроль за продвижением компании к поставленным целям.
Шаг четвертый - завершение деятельности компании.
Завершается выпуск продукции и ее продажи.
Составляется баланс и годовой отчет.
Ликвидация компании.
Посещая занятия, ребята приобретают опыт работы в разнообразных сферах, развиваются важные и высокооцениваемые навыки:
· развиваются навыки работы в команде:
-участие в определении общей цели и задачи коллектива;
-поддержка и взаимопомощь;
-планирование и рациональное использование времени;
· развиваются навыки решения проблем:
-определение и анализ проблемы
-изучение альтернатив
-выбор варианта и процедура решения проблем
· Навыки общения
-активное участие во встречах и обсуждениях
-успешное взаимодействие с коллегами, наставниками и «клиентами»
-письменное общение, деловая переписка, в том числе с использованием электронной почты
-создание и демонстрация презентаций
· Навыки в маркетинговой деятельности
-проведение исследований и приобретения навыков рекламирования
· Навыки в производственной деятельности
-овладение техническими и технологическими навыками
-соблюдение правил экологической безопасности
· Финансы
-составление бюджета, финансовый отчет и бухгалтерская отчетность
· Навыки работы в сфере информационно коммуникационных технологий.
В своей работе особое внимание обращаю на воспитание у школьников чувства собственного достоинства, их внутренней свободы, дисциплинированности, уважения и доверия к другим гражданам и власти, способности выполнять свои обязанности гражданина, т.е. способствую формированию гражданственности.
Школьная компания максимально приближена к жизни и ребята, играя в нее, моделируют гражданское общество.
Главной своей задачей в воспитании гражданственности считаю развитие способностей учащихся к рациональному постижению действительности, пониманию сущности социальных явлений, ситуаций, процессов, тенденций их развития, формирования гражданского самосознания, самоопределения.
В качестве критериев уровня гражданственного развития выделяю:
· самостоятельность мышления;
· прочность усвоения социальных норм, ценностей;
· быстрота ориентации в различных жизненных ситуациях,
· уважение прав других, толерантность, готовность к компромиссу,
· умение самостоятельно, продуктивно для себя и окружающих решать жизненные задачи.
Во время бесед и анализа предпринимательской деятельности, наряду с экономическими понятиями, стараюсь, чтобы воспитанники умели давать нравственную оценку всех компонентов жизни, общества, истории, политики и культуры.
Результатом гражданственного образования должны стать такие проявления воспитанников, как:
· уважение к закону при развитии инициативы и ответственности, умение пользоваться личными свободами;
· критическое мышление и противостояние манипуляциями со стороны власти и средств массовой информации, независимость суждений, рациональное обоснование своей точки зрения;
· приверженность системе демократических и гражданских ценностей, основанная на разуме, чувствах и опыте личности;
· руководство универсальными человеческими ценностями при столкновении различных воззрений на нормы морали и жизненные ценности.
Воспитанники объединения были участниками крупных форумов, конференций и съездов, неоднократно становились победителями Всероссийских и Республиканских конкурсов: