Согласно Государственному стандарту общего образования в области иностранного языка , по окончании начальной школы учащиеся должны уметь составлять элементарные связные монологические высказывания в форме описания и повествования . Однако наблюдения за процессом обучения свидетельствуют о недостаточной готовности определенного числа учащихся продуцировать связные логические высказывания на иностранном языке. Данное обстоятельство во многом обусловлено тем , что в процессе обучения иностранному языку в начальной школе не всегда уделяют внимание особенностям психического развития детей младшего возраста и связанным с ними закономерностями восприятия и переработки поступающей информации.
В частности , речь идет о недостаточном использовании исследований в области межполушарной ассиметрии головного мозга .
В последние десятилетия зарубежные и отечественные психологи активно изучают возрастную динамику межполушарной ассиметрии как важнейшее интегральное свойство индивидуальности . В ходе исследований установлено , что основы функциональной специализации полушарий головного мозга врожденные , а усложнение механизмов межполушарной ассиметрии происходит по мере развития ребенка ( 1 , 2 ).
Функциональное совершенствование мозга – развитие аналитико- синтетической функции его коры происходит в младшем школьном возрасте. Полное же созревание головного мозга происходит в 9 – 14 лет (3 ). Для младшего школьного возраста основным является наглядно – образное мышление с доминированием эмоциональной сферы . При наглядно – образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа , с помощью которого более полно воссоздаются различные фактические характеристики предмета . В связи с включением ребенка в учебную деятельность , предусматривающую овладение им системой научных понятий , осуществляется переход от наглядно – образного мышления к словесно – логическому , понятийному мышлению , для которого характерно использование понятий , логических конструкций , функционирующих на базе языка , языковых средств ( 4 , 5 ).
Исходя из этого , психологи видят задачу педагогики в том , чтобы добиться максимального развития у ребенка логического типа переработки информации не подавляя при этом наглядно – образный тип мышления , а активизируя его , т.е. чтобы обучение восприятию мира с помощью логической модели не мешало исходной способности ребенка воспринимать мир с помощью образной модели.
Однако , как показывают результаты психолого – педагогических исследований , традиционная система школьного образования не всегда в полной мере учитывает эти особенности мышления ребенка в названный период его развития и с первых школьных лет направлена в первую очередь на развитие логического мышления , предполагающего доминирование фактора вербального понимания (3) , преобладание которого , как показывают исследования , тормозит развитие наглядно – образного компонента интеллектуальной активности . Для практики обучения младших школьников иностранному языку это означает чрезмерную стимуляцию еще не свойственных детям функций левого полушария при торможении функций правого , что нередко приводит к возникновению школьных неврозов (6 ).
В связи с этим при обучении иностранному языку в начальной школе , в частности говорению , целесообразно использовать такие методы и приемы , которые , позволяют учитывать психофизиологические особенности мышления младших школьников и способствовать развитию логико – вербального мышления детей через активизацию образного мышления.
При использовании такого рода психофизиологических положений в разработке методики обучения связного высказыванию на иностранном языке вполне реально создание системы упражнений и заданий , учитывающих рассмотренную возрастную динамику межполушарной ассиметрии , а также общие особенности обучения связной речи не только на родном , но и на иностранном языке . Необходимо отметить , что во классе начальной школы ( первый год обучения ИЯ ) у младших школьников уже имеется учебный опыт овладения умениями связной речи на родном языке , что в определенной степени может оказать положительное влияние на обучение иноязычному связному высказыванию. К сожалению , развитие связной речи младших школьников на родном ( русском ) языке традиционно осуществлялось на текстовой основе , что способствовало овладению учащимися такими умениями , как определять основную мысль текста , выделять части текста и др. Такой подход в гораздо меньшей степени способствовал развитию умений самостоятельного устного высказывания младших школьников в рамках предложенной темы или ситуации общения.
Принимая во внимание основные характеристики связного высказывания ( содержание , логика построения и языковое оформление ) , целесообразно выделить умения , которые должны быть развиты у младших школьников первого года обучения иностранному языку , касающиеся содержания высказывания , его логического построения и языкового оформления :
- Содержание высказываний: умение строить высказывание в соответствии с темой ; умение отбирать языковые средства для высказывания ; умение выражать собственное отношение к излагаемому.
- Логическое построение : умение композиционно правильно составлять высказывание в соответствии с его типом ( составлять план / схему высказывания ) ; умение связно и последовательно излагать высказывание .
- Языковое оформление : умение правильно в языковом отношении оформлять высказывание ( лексически , грамматичеси , фонетически ).
Выделение умения развиваются в процессе речевой деятельности учащихся , которая организуется с использованием различных содержательных опор . В связи с преобладанием наглядно – образного мышления у младших школьников наиболее оптимальным в обучении связному высказыванию учащихся этого возраста методически и психологически целесообразно использовать специально разработанную для этого изобразительную наглядность в виде сюжетных картинок и образных схем , которые позволяют организовать эффективное развитие необходимых умений с помощью комплекса упражнений.
Развитие умений связного высказывания у младших школьников предполагает определенную этапность. Практика обучения показала необходимость выделения двух этапов : подготовительного и основного . Сюжетная картинка используется как на подготовительном , так и на основном этапе. Однако ее функции на каждом этапе отличаются.
Сюжетная картинка на подготовительном этапе - яркий эмоциональный стимул для детей и служит как источником мотива их речевого высказывания , так и его содержательной опорой. В этих целях используется специально разработанная сюжетная картинка с изображением определенного момента реальной действительности , окружающей младшего школьника, или ситуация из его повседневной жизни ( дома , в школе , в зоопарке , за городом , в магазине ) . Главные герои картинки такие же дети , как и сам младший школьник , что усиливает эффект личной соотнесенности с сюжетом , который становится для него личностно значимым. Сюжетные картинки разработаны с учетом особенностей восприятия младщего школьника и связанными с этим требованиями к их композиционному и цветовому оформлению.
На подготовительном этапе картинка дается сначала в полном объеме , затем в учебных целях она разделяется на небольшие фрагменты ( изготавливается флэш-карты ) с обязательным изображением одного из персонажей общего сюжета.
На основном этапе флэш карт как опоры для развития умений высказывания не применяются . Учащиеся высказываются на основе воспринимаемого общего сюжета картинки.
На каждой сюжетной картинке флэш – карте изображен один из персонажей общей сюжетной картинки , что позволяет учителю акцентировать внимание младших школьников на средствах выражения- языковых и речевых .
Каждый из выделенных этапов несет свою дидактическую нагрузку в контексте обучения младших школьников связному монологическому высказыванию.
На подготовительном этапе происходит ознакомление учащихся с лексико – грамматическими единицами и устанавливается их взаимосвязь друг с другом на уровне слова или словосочетания и предложения. Учитель организует работу по формированию у младших школьников необходимых языковых навыков : фонетических лексических и грамматических. Цель данного этапа – научить младших школьников оперировать языковым и речевым материалом , как необходимыми средствами для связного высказывания , продуцируемого школьниками на основном этапе.
На основном этапе проводится работа по обучению связному высказыванию двух типов – описания и повествования - с использованием сюжетных картинок и образных схем . На джанном этапе основная цель – научить младших школьников оперировать речевым материалом на уровне собственно связного высказывания и развить у них следующие умения:
- соотносить сюжет картинки или теми / ситуации , лежащей в основе высказывания , с имеющимися в учебном опыте ребенка языковыми и речевыми средствами ;
- правильно в языковом отношении оформлять высказывание ;
- композиционно правильно и логически последовательно излагать высказывание ;
- выражать собственное отношение к излагаемому.
На данном этапе дети обучаются двум типам связного высказывания ( описание и повествование ) , которые в реальных ситуациях непосредственного общения редко встречаются в изолированном виде . Поскольку каждый из названных видов высказывания имеет свои особенности , существует объективная методическая необходимость в обучении обоим типам высказывания.
В целях развития у учащихся умения логического изложения содержания высказывания , что представляет для них определенную трудность , в качестве опор включаются « образные схемы». Их использование позволяет интенсифицировать процесс обучения связному высказыванию за счет активизации левого полушария , « ответственного» за формирование логических связей. Образные схемы представляют собой предъявляемое наглядное изображение последовательности элементов высказывания , т.е. являются его своеобразным алгоритмом. С целью активизации правого полушария эти элементы представлены в виде знакомых и понятных для детского восприятия образов – цветка трилистика ( для СВ – описания ) и паровозика ( для СВ- повествования) , состоящего из нескольких вагончиков , которые окрашены в определенные цвета. Для начала и конца описания и повествования сохраняется идентичная цветов гамма элементов алгоритма связного высказывания. Изменению подлежит только цвет среднего элемента ( центра) образной схемы в целях привлечения внимания детей к особенностям изложения содержания . В центре образных схем допускается изображение в уменьшенном виде предмета высказывания.
Предлагаемая методика обучения младших школьников связному высказыванию на основе сюжетных картинок и образных схем была опробирована в ходе опытного обучения английскому языку в начальной школе ( первый год обучения ). Анализ полученных результатов показал, что данная методика обеспечивает активизацию образного мышления детей посредством интеграции правого и левого полушарий, что способствует развитию логического мышления младшего школьника за счет обеспечения алгоритмизации высказывания с опорой на эмоциональный компонент восприятия.
Литература
<!--[if !supportLists]-->1. <!--[endif]-->Дубровинская Н.В. Фарбер Д.А. , Безруких М.М. Психофизиология ребенка : психофизиологические основыф детской валеологии:Учеб. Пособие для студентов высш. Учебн.заведений . – М. : Гуманит. Издан. Центр ВЛАДОС , 2000.
<!--[if !supportLists]-->2. <!--[endif]-->Стоун Э. Психопедагогика . – М. 1984.
<!--[if !supportLists]-->3. <!--[endif]-->Аршавский В.В., Ротенберг В.С. Почему в гадком утенке мы не видим прекрасного лебедя. Межполушарная ассиметрия и некоторые проблемы педагогики
<!--[if !supportLists]-->4. <!--[endif]-->Выготский Л.С. Лекции по психологии. – СПб., 1997.
<!--[if !supportLists]-->5. <!--[endif]-->Эльконин Д.Б.Развитие устной и письменной речи учащихся / Под ред. В.В. Давыдова , Т.А. Нежновой . – М. : ИНТОР , 1998.
<!--[if !supportLists]-->6. <!--[endif]-->6. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М., 2003.