Официальный сайт moscowout 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация

Обучение младших школьников иноязычному связному высказыванию

Размещено: Любовь Викторовна Жарова - ср, 16/12/2009 - 13:47
Данные об авторе
Автор(ы): 
Жарова Л.В.
Место работы, должность: 
Преподаватель СОШ №14
Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Предмет(ы): 
Немецкий язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
Обучение младших школьников иноязычному связному высказыванию.

<!--[if gte mso 9]> <![endif]--> <!-- /* Font Definitions */ @font-face {font-family:"Cambria Math"; panose-1:2 4 5 3 5 4 6 3 2 4; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:roman; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:-1610611985 1107304683 0 0 159 0;} @font-face {font-family:Calibri; panose-1:2 15 5 2 2 2 4 3 2 4; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:swiss; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:-1610611985 1073750139 0 0 159 0;} /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-unhide:no; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman","serif"; mso-fareast-font-family:Calibri; mso-fareast-language:EN-US;} .MsoChpDefault {mso-style-type:export-only; mso-default-props:yes; font-size:10.0pt; mso-ansi-font-size:10.0pt; mso-bidi-font-size:10.0pt; mso-fareast-font-family:Calibri;} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} /* List Definitions */ @list l0 {mso-list-id:450057456; mso-list-type:hybrid; mso-list-template-ids:-1724193000 1319689630 68747289 68747291 68747279 68747289 68747291 68747279 68747289 68747291;} @list l0:level1 {mso-level-tab-stop:none; mso-level-number-position:left; margin-left:23.25pt; text-indent:-18.0pt;} ol {margin-bottom:0cm;} ul {margin-bottom:0cm;} --> <!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";} <![endif]-->

 

 

                                                                              ДОКЛАД

 

                НА ТЕМУ: «Обучение  младших   школьников

 

                  иноязычному  связному  высказыванию»

 

 

 

 

 

 

 

                                                               Подготовила учитель немецкого языка                

                                                                         

                                                                                     СОШ № 14       ЖАРОВА Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         2009 – 2010 уч.год

     Согласно Государственному стандарту общего образования в области иностранного языка , по окончании начальной школы учащиеся должны уметь составлять элементарные связные монологические высказывания в форме описания и повествования . Однако наблюдения за процессом обучения свидетельствуют о недостаточной готовности определенного числа учащихся продуцировать связные логические высказывания на иностранном языке. Данное обстоятельство во многом обусловлено тем , что в процессе обучения иностранному языку в начальной школе не всегда уделяют внимание  особенностям психического развития детей младшего возраста и связанным с ними закономерностями восприятия и переработки поступающей информации.

   В частности , речь идет о недостаточном использовании исследований в области межполушарной ассиметрии головного мозга .

   В последние десятилетия зарубежные и отечественные психологи активно изучают возрастную динамику межполушарной ассиметрии как важнейшее интегральное свойство индивидуальности . В ходе исследований установлено , что основы функциональной специализации полушарий головного мозга врожденные , а усложнение механизмов межполушарной ассиметрии происходит по мере развития ребенка ( 1 , 2 ).

   Функциональное совершенствование мозга – развитие аналитико- синтетической функции его коры происходит в младшем школьном возрасте. Полное же созревание головного мозга происходит в 9 – 14 лет (3 ). Для младшего школьного возраста основным является наглядно – образное мышление с доминированием эмоциональной сферы . При наглядно – образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа , с помощью которого более полно воссоздаются различные фактические характеристики предмета . В связи с включением ребенка в учебную деятельность , предусматривающую овладение им системой научных понятий , осуществляется переход от наглядно – образного мышления к словесно – логическому , понятийному мышлению , для которого характерно использование понятий , логических конструкций , функционирующих на базе языка , языковых средств ( 4 , 5 ).

   Исходя из этого , психологи видят задачу педагогики в том , чтобы добиться максимального  развития у ребенка логического типа переработки информации не подавляя при этом наглядно – образный тип мышления , а активизируя его , т.е. чтобы обучение восприятию мира с помощью логической модели не мешало исходной  способности ребенка воспринимать мир с помощью образной модели.

   Однако , как показывают результаты  психолого – педагогических исследований , традиционная система школьного образования не всегда в полной мере учитывает эти особенности мышления ребенка в названный период его развития и с первых школьных лет направлена в первую очередь на развитие логического мышления , предполагающего доминирование фактора вербального  понимания (3) , преобладание  которого , как показывают исследования , тормозит развитие наглядно – образного компонента  интеллектуальной активности . Для практики обучения младших школьников иностранному языку это означает чрезмерную стимуляцию еще не свойственных детям функций левого полушария при торможении функций правого , что нередко приводит к возникновению школьных неврозов (6 ).

   В связи с этим при обучении иностранному языку в начальной школе , в частности говорению , целесообразно использовать такие методы и приемы , которые , позволяют учитывать психофизиологические  особенности мышления младших школьников и способствовать развитию логико – вербального мышления детей через активизацию      образного мышления.

     При использовании  такого рода психофизиологических положений в разработке методики обучения связного высказыванию на иностранном языке вполне реально создание системы упражнений и заданий , учитывающих рассмотренную возрастную динамику межполушарной ассиметрии , а также общие особенности обучения связной речи не только на родном , но и на иностранном языке . Необходимо отметить , что во классе начальной школы  ( первый год обучения ИЯ ) у младших школьников уже имеется учебный опыт овладения умениями связной речи на родном языке , что в определенной степени может оказать положительное влияние на обучение иноязычному связному высказыванию. К сожалению , развитие связной речи младших школьников на родном ( русском ) языке традиционно осуществлялось на текстовой основе , что способствовало овладению учащимися такими умениями , как определять основную мысль текста , выделять части текста и др. Такой подход в гораздо меньшей степени способствовал развитию умений самостоятельного устного высказывания младших школьников в рамках предложенной темы или ситуации общения.

   Принимая во внимание основные характеристики связного высказывания ( содержание , логика построения и языковое оформление ) , целесообразно выделить умения , которые должны быть развиты у младших  школьников первого года обучения иностранному языку , касающиеся содержания высказывания , его логического построения и языкового оформления :

   - Содержание высказываний: умение строить высказывание в соответствии с темой ; умение отбирать языковые средства для высказывания ; умение выражать собственное отношение к излагаемому.

   - Логическое построение : умение композиционно правильно составлять высказывание в соответствии с его типом ( составлять план / схему высказывания ) ; умение связно и последовательно излагать высказывание .

   - Языковое оформление : умение правильно в языковом отношении оформлять высказывание ( лексически , грамматичеси , фонетически ).

   Выделение умения развиваются в процессе речевой деятельности учащихся , которая организуется с использованием различных содержательных опор . В связи с преобладанием наглядно – образного мышления у младших школьников наиболее оптимальным в обучении связному высказыванию учащихся этого возраста методически и психологически целесообразно использовать специально разработанную для этого изобразительную наглядность в виде сюжетных картинок и образных схем , которые позволяют организовать эффективное развитие необходимых умений с помощью комплекса упражнений.

   Развитие умений связного высказывания у младших школьников предполагает определенную этапность. Практика обучения показала необходимость выделения двух этапов : подготовительного и основного . Сюжетная картинка используется как на подготовительном , так и на основном этапе. Однако ее функции на каждом этапе отличаются.

   Сюжетная картинка на подготовительном этапе  - яркий эмоциональный стимул для детей и служит как источником мотива их речевого высказывания , так и его содержательной опорой. В этих целях используется специально разработанная сюжетная картинка с изображением определенного момента реальной действительности , окружающей младшего школьника, или ситуация из его повседневной жизни ( дома , в школе , в зоопарке , за городом , в магазине ) . Главные герои картинки такие же дети , как и сам младший школьник , что усиливает эффект личной соотнесенности с сюжетом , который становится для него личностно значимым. Сюжетные картинки разработаны с учетом особенностей восприятия младщего школьника и связанными с этим требованиями к их композиционному и цветовому оформлению.

   На подготовительном этапе картинка дается сначала в полном объеме , затем в учебных целях она разделяется на небольшие фрагменты  ( изготавливается флэш-карты ) с обязательным изображением одного из персонажей общего сюжета.

   На основном этапе флэш карт как опоры для развития умений высказывания не применяются . Учащиеся высказываются на основе воспринимаемого общего сюжета картинки.

    На каждой сюжетной картинке флэш – карте изображен один из персонажей общей сюжетной картинки , что позволяет учителю акцентировать внимание младших школьников на средствах выражения- языковых и речевых .

   Каждый из выделенных этапов несет свою дидактическую нагрузку в контексте обучения младших школьников связному монологическому высказыванию.

   На подготовительном этапе происходит ознакомление учащихся с лексико – грамматическими единицами и устанавливается их взаимосвязь друг с другом на уровне слова или словосочетания и предложения. Учитель организует работу по формированию у младших школьников необходимых языковых навыков : фонетических лексических и грамматических. Цель данного этапа – научить младших школьников оперировать языковым и речевым материалом , как необходимыми средствами для связного высказывания , продуцируемого школьниками на основном этапе.

   На основном этапе проводится работа по обучению связному высказыванию двух типов – описания и повествования  - с использованием сюжетных картинок и образных схем . На джанном этапе основная цель – научить младших школьников оперировать речевым материалом на уровне собственно связного высказывания и развить у них следующие умения:

   - соотносить сюжет картинки или теми / ситуации , лежащей в основе высказывания , с имеющимися в учебном опыте ребенка языковыми и речевыми средствами ;

   - правильно в языковом отношении оформлять высказывание ;

   - композиционно правильно и логически последовательно излагать высказывание ;

   - выражать собственное отношение к излагаемому.

   На данном этапе дети обучаются двум типам связного высказывания  ( описание и повествование ) , которые в реальных ситуациях непосредственного общения редко встречаются в изолированном виде . Поскольку каждый из названных видов высказывания имеет свои особенности , существует объективная методическая необходимость в обучении обоим типам высказывания.

   В целях развития у учащихся умения логического изложения содержания высказывания , что представляет для них определенную трудность , в качестве опор включаются  « образные схемы». Их использование позволяет интенсифицировать процесс обучения связному высказыванию за счет активизации левого полушария , « ответственного» за формирование логических связей. Образные схемы представляют собой предъявляемое наглядное изображение последовательности элементов высказывания , т.е. являются его своеобразным алгоритмом. С целью активизации правого полушария эти элементы представлены в виде знакомых и понятных для детского восприятия образов – цветка трилистика ( для СВ – описания ) и паровозика ( для СВ- повествования) , состоящего из нескольких вагончиков , которые окрашены в определенные цвета. Для начала и конца описания и повествования сохраняется идентичная цветов гамма элементов алгоритма связного высказывания. Изменению подлежит только цвет среднего элемента ( центра) образной схемы в целях привлечения внимания детей к особенностям изложения содержания . В центре образных схем допускается изображение в уменьшенном виде предмета высказывания.

 

 

    Предлагаемая методика обучения младших школьников связному высказыванию на основе сюжетных картинок и образных схем была опробирована в ходе опытного обучения английскому языку в начальной школе ( первый год обучения ). Анализ полученных результатов показал, что данная методика обеспечивает активизацию образного мышления детей посредством интеграции правого и левого  полушарий, что способствует развитию логического мышления младшего школьника за счет обеспечения алгоритмизации высказывания с опорой на эмоциональный компонент восприятия.

 

 

Литература

<!--[if !supportLists]-->1.      <!--[endif]-->Дубровинская Н.В. Фарбер Д.А. , Безруких М.М. Психофизиология ребенка : психофизиологические основыф детской валеологии:Учеб. Пособие для студентов высш. Учебн.заведений . – М. : Гуманит. Издан. Центр ВЛАДОС , 2000.

<!--[if !supportLists]-->2.      <!--[endif]-->Стоун Э. Психопедагогика . – М. 1984.

<!--[if !supportLists]-->3.      <!--[endif]--> Аршавский В.В., Ротенберг В.С. Почему в гадком утенке мы не видим прекрасного лебедя. Межполушарная ассиметрия и некоторые проблемы педагогики

<!--[if !supportLists]-->4.      <!--[endif]-->Выготский Л.С. Лекции по психологии. – СПб., 1997.

<!--[if !supportLists]-->5.      <!--[endif]-->Эльконин Д.Б.Развитие устной и письменной речи учащихся / Под ред. В.В. Давыдова , Т.А. Нежновой . – М. : ИНТОР , 1998.

<!--[if !supportLists]-->6.      <!--[endif]-->6. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М., 2003.

 

 

 


»  Тэги к этому документу:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн